Дело № 2а-646/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2024 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Праксина А.А.,
при секретаре Трущенковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Евстафьева АА к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
Евстафьев А.А. обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности, в обоснование заявленных требований указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство. Евстафьевым А.А. 03.10.2023 в адрес Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области направлено уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС на его земельном участке. В адрес Евстафьева А.А. от Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области поступило уведомление № <номер> от <дата> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Основанием для принятия такого решения явилось несоответствие установленных п.4.14 СП 4.13130.2013, противопожарных расстояний от жилых домов и хозяйственных построек на приусадебных земельных участках до границ лесных насаждений (не менее 30 метров). Евстафьев А.А. 12.01.2024 через личный кабинет обратился в Администрацию с заявлением о повторном рассмотрении ранее направленного уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером № <номер> в котором административный истец гарантировал строительство объекта ИЖС с соблюдением требований и норм действующего противопожарного законодательства РФ (в частности СП 4.13130.2013). Администрацией <дата> в адрес 2 направлено уведомление № <номер> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Административный истец считает решения Администрации в виде уведомлений № <номер> от <дата> и № <номер> от <дата> незаконными и необоснованными, не основанными на нормах материального права РФ. Постановлением администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области № <номер> от <дата> утверждены правила землепользования и застройки поселения. Согласно ст. 8 Правил зона Ж1 является зоной застройки индивидуальными жилыми домами. В то же время указанные нормы не содержат упоминания о наличии в зоне Ж1 охранной зоны противопожарного расстояния от границ лесных насаждений до границ застройки 30 м. Земельный участок с кадастровым номером № <номер> находится в границах зоны Ж1. Указанный участок граничит с землями лесного фонда. При принятии решения о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером № <номер> и нарушении требований СП 4.13130 при размещении объекта ИЖС на указанном земельном участке выезд для визуального осмотра и фиксации допустимых параметров размещения объекта ИЖС, соответствия или несоответствия расстояния от наружной стены планируемого объекта ИЖС до ближайших лесных насаждений не производился, сведения об обратном как доводы, положенные в основу отрицательных решений при рассмотрении заявления Евстафьева А.А. в уведомлениях не отражены.
На основании вышеизложенного просит суд: признать незаконным уведомления № 183 от 11.10.2023 и № 8 от 19.01.2024 о несоответствии планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, направленное Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области в адрес Евстафьева А.А., как несоответствующие положениям ч.10 ст.51.1 ГрК РФ и нарушающие права, свободы и законные интересы Евстафьева А.А.; обязать Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области незамедлительно по вступлении в силу решения суда по настоящему административному исковому заявлению устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Евстафьева А.А. путем направления в его адрес уведомления о соответствии указанных в уведомлении от 03.10.2023 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Протокольным определением суда от 08.08.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области и Главное Управление МЧС России по Смоленской области.
Административный истец – Евстафьев А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Гращенков Д.В. заявленные требования поддержал, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами.
Представитель Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области Ващенко О.П. возражала против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица - Главного Управления МЧС России по Смоленской области в судебном заседании оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области в судебном заседании возражал относительно заявленных требований.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела видно и сторонами по делу не оспаривается, что Евстафьеву А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № <номер> общей площадью 4499 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Из материалов дела также усматривается и сторонами по делу не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером № <номер> находится в границах зоны Ж1. Указанный участок граничит с землями лесного фонда.
<дата> Евстафьевым А.А. в Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области направлено уведомление о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № <номер>
Уведомлением от 11.10.2023 № 183 Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области уведомила Евстафьева А.А. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: согласно ПЗЗ Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденным решением Совета депутатов Михновского сельского поселения от 09.04.2015 № 9 «Об утверждении правил землепользования и застройки Михновского сельского поселения» земельный участок с кадастровым номером № <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> граничит с землями лесного фонда (квартал 37); согласно п.4.14 СП 4.13130.2013, противопожарные расстояния от жилых домов и хозяйственных построек на приусадебных земельных участках до границ лесных насаждений должны составлять не менее 30 метров. Согласно п.п.п. 3.3.3 и п.4 (схема) уведомления, расстояние от планируемого к строительству объекта ИЖС до лесных участков составляет 15.96 м. (менее 30 м.), что является нарушением противопожарных норм и законодательства РФ.
<дата> Евстафьев А.А. обратился с заявлением в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области, в котором указал, что согласно абз.4 п.4.14 СП 4.13130.2013 указанные расстояния допускается уменьшить до 15 м., если примыкающая к лесу застройка (в пределах 30 метров) выполнена с наружными стенами, включая отделку, облицовку (при наличии), а также кровлей из материалов группы горючести не ниже Г1 или распространению пламени РП1. При планировании индивидуального жилищного дома Евстафьевым А.А. предусмотрено выполнение наружных стен, включая отделку и облицовку, а также кровли из материалов группы горючести не ниже Г1 или распространению пламени РП1. В связи с чем просил вернуться к рассмотрению его уведомления от 03.10.2023.
Уведомлением от 19.01.2024 № 8 Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области уведомила Евстафьева А.А. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: согласно ПЗЗ Михновского сельского поселения <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов Михновского сельского поселения от <дата> № <номер> «Об утверждении правил землепользования и застройки Михновского сельского поселения» земельный участок с кадастровым номером № <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> граничит с землями лесного фонда (квартал 37); согласно п.4.14 СП 4.13130.2013, противопожарные расстояния от жилых домов и хозяйственных построек на приусадебных земельных участках до границ лесных насаждений должны составлять не менее 30 метров. Согласно п.п.п. 3.3.3 и п.4 (схема) уведомления, расстояние от планируемого к строительству объекта ИЖС до лесных участков составляет 15.96 м. (менее 30 м.), что является нарушением противопожарных норм и законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
По общему правилу строительство объектов недвижимости осуществляется на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство в соответствии с требованиями статьи 51 данного кодекса.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Градостроительного кодекса, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения органов самоуправления муниципальных районов относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство, разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (ч.1.1 указанной выше статьи).
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований направления уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке застройщику в том числе: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Из приведенных норм следует, что при поступлении уведомления о планируемом строительстве уполномоченный орган осуществляет проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и параметров объекта строительства с учетом территориального зонирования и градостроительного регламента, действующего на момент подачи уведомления о планируемом строительстве.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель
Согласно статьям 18, 19, 20 Градостроительного кодекса в полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов входит принятие документов территориального планирования, к которым относятся Правила землепользования и застройки.
Подготовка Правил землепользования и застройки осуществляется с учетом градостроительных, санитарных норм и правил.
Решением Смоленского областного суда Смоленской области от 27.05.2021, вступившего в законную силу 12.07.2021, удовлетворен частично административный иск Федерального агентства лесного хозяйства об оспаривании нормативно правового акта. Указанным решением суда признано недействующим со дня вступления решения в законную силу решение Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 30.09.2010 №109 «Об утверждении Генерального плана и правил использования и застройки Михновского сельского поселения» (в редакции решения Совета депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 09.04.2015 №9 и решения Смоленской районной Думы от 19.06.2018) в части включения в том числе: в границы населенного пункта д. Кореневщина Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделах 1,2 квартала 37, выделах 3-11, 15-23, 33-35 квартала 37, выделах 13,14 квартала 37, выделе 24 квартала 37, выделе 25 квартала 37, выделе 25 квартала 37 Пригорского участкового лесничества Смолеснкого лесничества Смоленской области.
Из материалов дела также усматривается и сторонами по делу не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером № <номер> находится в границах зоны Ж1. Указанный участок граничит с землями лесного фонда.
Согласно п.п.п. 3.3.3 и п.4 (схема) уведомления, расстояние от планируемого к строительству объекта ИЖС до лесных участков составляет 15.96 м. (менее 30 м.).
Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (ред. от 27.06.2023) утвержден свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям").
Согласно п. 4.14 СП 4.13130 Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов в зонах индивидуальной и малоэтажной жилой застройки, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных или садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Указанные расстояния допускается уменьшать до 15 м, если примыкающая к лесу застройка (в пределах 30 м) выполнена с наружными стенами, включая отделку, облицовку (при наличии), а также кровлей из материалов группы горючести не ниже Г1 или распространению пламени РП1. Расстояния до границ лесных насаждений от садовых домов и хозяйственных построек (гаражей, сараев и бань) должны составлять не менее 15 м.
В своем заявлении от 12.01.2024 административный истец указывает, что при планировании индивидуального жилищного дома Евстафьевым А.А. предусмотрено выполнение наружных стен, включая отделку и облицовку, а также кровли из материалов группы горючести не ниже Г1 или распространению пламени РП1. В связи с чем, просил вернуться к рассмотрению его уведомления от 03.10.2023.
Однако в своем уведомлении (ответе) от 19.01.2024 данному обстоятельству административный орган оценки не дал.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании незаконным решения Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, изложенного в уведомлении от 19.01.2024 № 8, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Поскольку административный истец в своем первоначальном уведомлении не указывал о намерении применить при строительстве индивидуального жилого дома материалов группы горючести не ниже Г1 или распространению пламени РП1, то оснований для признания незаконным уведомления Администрации № 183 от 11.10.2023 незаконным у суда не имеется.
В целях устранения нарушений прав административного истца суд считает необходимым возложить на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области обязанность повторно рассмотреть заявление Евстафьева А.А. о предоставлении ей государственной услуги.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> № <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░<░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25.04.2024.