Дело № 2а-303/2023 6 марта 2023 года
УИД 29RS0016-01-2023-000044-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Губаревой Ю.В.,
при секретаре Яковлевой Н.С.,
с участием административного истца Мякишева К.В.,
его представителя Прилучного А.С., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Мякишева К.В. к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в отсутствии предъявления требования о сносе аварийного дома, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов,
установил:
Мякишев К.В. обратился с административным исковым заявлением к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» о признании незаконным бездействия в части не издания требования о сносе многоквартирного <адрес> незаконным и обязании администрации вынести требование его сносе в срок не позднее 01.10.2023, взыскании государственной пошлины.
В обоснование административного иска указал, что указанное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу на основании постановления № 675-па от 26.10.2018, но до 11.01.2023 требование о сносе не выносилось, сроком отселения физических лиц 2025 год. Невынесение требований о сносе и установление разумного срока для сноса, нарушает права истца, отложив на неоправданно длительный срок завершение процедуры выкупа у собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания.
Судом к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники и наниматели жилых помещений в указанном многоквартирном доме: ФИО12, ФИО13, ФИО10, ФИО11, ФИО7, ФИО9, ФИО8, ФИО20, ФИО19, ФИО4, ФИО21, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, и Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, которые о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовали, министр ТЭК и ЖКХ представил в суд письменный отзыв.
В судебном заседании истец Мякишев К.В. и его представитель Прилучный А.С. административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном иске, дополнив, что дом признан аварийным с 2018 года, то есть более 4 лет в нем опасно проживать.
Административный ответчик администрация городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменных объяснениях выразила несогласие с заявленными требованиями, указав, что срок для сноса многоквартирного жилого дома, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, необходим для осуществления собственниками своих прав по распоряжению принадлежащим им имуществом. Законодательно не установлен порядок определения разумности срока для предъявления требования о сносе аварийных домов. Данный многоквартирный дом не включен в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Архангельской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-па, поскольку признан аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2017 года, соответственно без выполнения мероприятий по переселению нанимателей и членов их семей установление срока сноса будет носить заведомо формальный и неисполнимый характер.
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, в письменных возражениях оставили принятие решения по данному делу на усмотрения суда, поскольку многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным после 1 января 2017 года и его расселение в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» невозможно, в связи с чем расселение данного дома должно осуществляться органами местного самоуправления в данном случае – администрацией городского округа Архангельской области «Город Новодвинск». Обращают внимание суда, что законом не установлены конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, однако они должны отвечать требованиям разумности.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав административного истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В судебном заседании установлено, что Мякишев К.В. является собственником <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, дата государственной регистрации права 07.07.2012.
Собственниками <адрес> в <адрес> являются ФИО11, ФИО13, ФИО10, ФИО12, <адрес> -ФИО8, ФИО7, ФИО9, что подтверждается выпиской ЕГРН.
Администрация муниципального образования «Город Новодвинск» является собственником 74,9 % в многоквартирном <адрес>, на основании постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 235, Постановления главы администрации г.Новодвинска от 30.04.1996 № 61 «О принятии в муниципальную собственность города жилищного фонда и объектов коммунального назначения», акта № 1 приема-передачи государственного жилищного фонда приватизируемого предприятия от 30.04.1996.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества, городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», поквартирным карточкам нанимателями квартир № 1, 2, 3, 5, 6, 7 являются ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18
Постановлением администрации муниципального образования «Город Новодвинск» от 26.10.2018 № 675-па многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу со сроком отселения в 2025 году.
Переселение граждан из аварийных домов реализуется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», адресной программой Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Архангельской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-па, в которую включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в период с 01.01.2012 по 01.01.2017, соответственно расселение указанного многоквартирного дома в рамках программы Переселения не запланировано, поскольку признано аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2017.
Разрешая требования административного истца, суд исходит из следующего.
Пунктами 1, 4 статьи 2 Жилищного Кодекса РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; стимулируют жилищное строительство.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.02.2003 № 131-ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Пунктами 47, 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции. На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 Положения и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Исходя из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В том случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ, в том числе путем выкупа.
Оценив данные положения правовых норм, суд приходит к выводу, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома.
То обстоятельство, что многоквартирный дом не включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что истец по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Порядок и сроки предъявления требования о сносе дома, равно как и определение разумного срока, предоставляемого собственникам для сноса или реконструкции аварийного дома законодателем не урегулированы, но должны быть объективно обусловленными, разумными и гарантировать соблюдение прав собственников жилого помещения и иных лиц, в том числе на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан.
Таким образом, при установлении указанного срока орган местного самоуправления должен исходить из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома - о сносе дома в добровольном порядке или об отказе от добровольного сноса, а также из периода времени, необходимого для выполнения комплекса работ по сносу многоквартирного дома, в данном случае - администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск».
Доводы администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» о нецелесообразности установления конкретного срока сноса многоквартирного дома и его формальном характере несостоятельны, поскольку реализация собственником многоквартирного дома своих прав не может быть поставлена в зависимость от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, а направлено на обеспечение, и имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса РФ), что в рассматриваемом случае обеспечивается путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Установленный постановлением № 675-па срок расселения 2025 года, не учитывает конкретных обстоятельств дела, нарушает права административного истца, откладывает на неоправданно длительный срок завершение процедуры выкупа у собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания.
При этом суд также исходит из того, что у административного истца отсутствует другое жилое помещение в собственности или по договору социального найма, а имеющееся признано аварийным более 4 лет назад.
В связи с этим суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Определяя срок, в течение которого собственникам многоквартирного <адрес> необходимо решить вопрос о сносе дома, суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, полагает, что срок до 1 октября 2023 года является разумным.
В соответствии с частью 8 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Также Мякишев К.В. просил взыскать с административного ответчика уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
Согласно статей 103, 111 КАС РФ к судебным расходам отнесена государственная пошлина, которые присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда, соответственно с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.03.2023