Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-475/2024 ~ М-350/2024 от 12.03.2024

№2а-1-475/2024

64RS0010-01-2024-000633-78

Решение

Именем Российской Федерации

3 сентября 2024 года                                 г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Любченко Е.В., при секретаре судебного заседания Лушниковой Е.В., с участием представителя административного истца – помощника Вольского межрайонного прокурора Гвоздкова Д.С., представителя административного ответчика Администрации Вольского муниципального района Саратовской области Ершовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске административное дело по административному исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Вольского муниципального района Саратовской области, Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом РФ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать и организовать содержание площадки для накопления твердых коммунальных отходов, принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, обеспечить софинансирование мероприятий по ликвидации,

установил:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор, выступающий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с указанным административным иском, мотивируя свои требования следующим.

По результатам проверочных мероприятий, проведенных истцом, выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Вольского муниципального района Саратовской области. При обследовании контейнерной площадки для сбора ТКО по адресу: <адрес>, установлено, что она не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства (отсутствует твердое основание и ограждение) и подлежит оборудованию в установленном порядке. Собственником указанной контейнерной площадки является администрация Вольского муниципального района.

Кроме того, в нарушение норм природоохранного законодательства на территории Вольского муниципального района на неразграниченных земельных участках в пределах кадастровых кварталов: № имеются следующие места несанкционированных свалок отходов:

- на части земельного участка, между ул. <адрес> и <адрес> с координатами № на почве без твердого покрытия размещены отходы стекла и изделий из стекла, лом строительного кирпича, отходы шин, покрышек, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из пластмасса, тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, тара жестяная, консервная, загрязненная пищевыми продуктами, обрезь натуральной чистой древесины, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) на площади 2000 кв.м.;

- на земельном участке в районе пересечения <адрес> и <адрес>а вдоль проселочной автодороги, отходящей от <адрес> в восточном-северо-восточном направлении на протяжении 600 м от точки с координатами № до точки с координатами №, на почве без твердого покрытия размещены: отходы стекла и изделий из стекла, лом строительного кирпича, отходы шин, покрышек, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из пластмассы и полиэтилена, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, мусор от сноса и разборки зданий несортированный, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) на площади 800 кв.м., объём 400 куб.м.;

- на земельном участке в районе <адрес>а в 130 м юго-восточнее швейной фабрики «Элис», координаты № на почве без твердого покрытия размещены: отходы стекла и изделий из стекла, лом строительного кирпича, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из пластмассы и полиэтилена, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от сноса и разборки зданий несортированный, лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций, грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов на площади 5000 кв.м., объём
1000 куб.м.;

- на земельном участке в 120 м северо-восточнее № по <адрес>, на протяжении
80 м вдоль проселочной дороги от точки с координатами № до точки с координатами № на почве без твердого покрытия размещены: лом строительного кирпича, отходы шин, покрышек, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из пластмассы и полиэтилена, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, мусор от сноса и разборки зданий несортированный, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) на площади 500 кв.м., объём 200 куб.м.;

- на земельном участке в границах кадастрового квартала №, координаты № на почве без твердого покрытия размещены: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из пластмассы и полиэтилена, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от сноса и разборки зданий несортированный, лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций, отходы синтетических волокон, лузга подсолнечная на площади 4000 кв.м., объём 800 куб.м.

28 декабря 2023 года в адрес главы Вольского муниципального района по перечисленным фактам нарушений вносилось представление, однако до настоящего времени не принято мер по их устранению.

Таким образом, бездействием администрации Вольского муниципального района по необорудованию контейнерной площадки для сбора ТКО по адресу: <адрес>, а также по непринятию мер по ликвидацию указанных выше несанкционированных свалок отходов нарушаются права неопределенного круга жителей г. Вольска и иных лиц, постоянно или временно пребывающих на указанной территории на благоприятную окружающую среду, создается опасность для их здоровья, что является недопустимым, что влечет обоснованные жалобы граждан в органы прокуратуры.

Также полагает, что на Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Министерство финансов Российской Федерации должны быть возложены обязанности по софинансированию мероприятий по ликвидации указанных свалок.

С учетом уточнений исковых требований прокурор просит признать бездействие администрации Вольского муниципального района Саратовской области незаконным; обязать администрацию Вольского муниципального района Саратовской области обустроить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>,
<адрес>, а именно: обеспечить твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, установить ограждение с трёх сторон, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за её пределы; обязать администрацию Вольского муниципального района Саратовской области принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов на неразграниченных земельных участках в пределах кадастровых кварталов: № в указанных ранее местах в городе Вольске; обязать министерство финансов Российской Федерации из казны Российской Федерации, министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области из казны Саратовской области обеспечить софинансирование ликвидации данных несанкционированных свалок в равных долях; мероприятия по обустройству контейнерной площадки и ликвидации несанкционированных свалок выполнить в течение
6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Помощник В. межрайонного прокурора Гвоздков Д.С. в судебном заседании исковые требования поддержал с учетом уточнений, просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Вольского муниципального района Саратовской области Ершова С.А. в судебном заседании исковые требования в части обустройства контейнерной площадки признала в полном объеме; требования о ликвидации несанкционированных свалок не признала, просила в их удовлетворении отказать. Поддержала ранее данные возражения по делу, согласно которым, не отрицая фактов наличия указанных в иске несанкционированных свалок, земельные участки, указанные в исковом заявлении, являются участками, государственная собственность на которые не разграничена, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года №27-П обязанность убирать свалки или оплатить расходы на подобную ликвидацию на указанных землях за счет средств местного бюджета признаны неконституционными. Полномочия по ликвидации несанкционированных свалок на участках, государственная собственность на которые не разграничена, администрации Вольского муниципального района не передавались, финансирование на эти цели не осуществлялось, договоры на оказание услуг по ликвидации свалок не заключались. Финансирование вышеуказанных мероприятий за счет местного бюджета будет являться нецелевым расходованием денежных средств. Сведениями о лицах, деятельность которых привела к образованию свалок, времени образования свалок администрация не располагает, предполагает, что существуют эти свалки уже длительное время. В случае удовлетворения требований просила установить срок 1 год для исполнения решения суда.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовал, в предыдущем судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Дополнительно пояснила, что Администрацией Вольского муниципального района в министерство природных ресурсов Саратовской области заявка на предоставление субсидии согласно Правил предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам поселений области на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде с приложением необходимых документов на реализацию мероприятия по ликвидации обозначенных в исковом заявлении несанкционированных свалок отходов не подавалась; земельные участки под свалками в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не включены; из материалов дела не следует, что земельные участки под свалками сформированы и находятся в муниципальной собственности; проекта работ по ликвидации накопленного вреда, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости работ, не имеется. В указанной связи соответствующее финансирование (ассигнования) на ликвидацию рассматриваемых свалок отходов Законом Саратовской области от 1 декабря 2023 года №146-ФЗ «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» не предусмотрено, необходимые лимиты бюджетных обязательств, как того требуют Правила предоставления субсидии, на данное мероприятие министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области не утверждены. Возможность прямого перечисления денежных средств в бюджет Администрации Вольского муниципального района без участия в утвержденных региональных, федеральных программах не предусмотрена действующим законодательством, будет является нецелевым использованием бюджетных средств. Кроме того, полагает, что заявленные прокурором административные исковые требования, касающиеся обеспечения софинансирования мероприятий по ликвидации свалок отходов, адресованные министерству как административному ответчику, не охватываются полномочиями министерства, закрепленными в Положении о министерстве, утвержденном постановлением Правительства Саратовской области от 8 октября 2013 года №537-П. Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области не является финансовым органом Саратовской области и, как следствие, не осуществляет полномочия в сфере бюджетного планирования и исполнения бюджета, в связи с чем министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области является в данном деле ненадлежащим ответчиком.

Представитель административного ответчика Министерству финансов Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовал, в предыдущем судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Дополнительно пояснила, что Администрация Вольского муниципального района Саратовской области как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования этого района имеет непосредственное отношение к решению вопросов местного значения в области обращения с отходами на территории указанного муниципального района. Регулярная очистка от захламления отходами, своевременная ликвидация несанкционированных свалок, а также принятие мер по предупреждению и предотвращению захламления земель несанкционированными свалками относятся к обязанностям Администрации Вольского муниципального района Саратовской области. Возложение обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на Администрацию Вольского муниципального района Саратовской области, без софинансирования из других бюджетов, не будет противоречить позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 мая 2023 года №27-П. Министерство финансов Российской Федерации не имеет каких-либо обязательств в силу закона, не наделено полномочиями по реализации политики и осуществлению управления в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, не является уполномоченным органом в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, действующим законодательством Российской Федерации на Министерство финансов Российской Федерации не возложена обязанность софинансирования ликвидации несанкционированных свалок, денежные средства на эти цели Минфину России не выделяются.

Представители административных ответчиков - Министерства финансов Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ, представители заинтересованных лиц - Финансового управления администрации Вольского муниципального района, Комитета жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и городской среды администрации Вольского муниципального района, акционерного общества «Ситиматик», Комитета по управлению имуществом Саратовской области, Правительства Саратовской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовали.

От Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации поступили возражения, в которых ответчик просит в удовлетворении иска отказать, полагая, что министерство не является надлежащим ответчиком по делу; от АО «Ситиматик» также поступил отзыв на иск, в котором заинтересованное лицо полагает, что требования прокурора к администрации подлежат удовлетворению, поскольку вопросы создания, обустройства мест (площадок) накопления ТКО, подъездных путей к ним и установки контейнеров для накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, относится к полномочиям органов местного самоуправления; Администрация Вольского муниципального района Саратовской области в адрес Саратовского филиала АО «Ситиматик» с запросом на заключение договора на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, размещенных на неразграниченных земельных участках в пределах кадастровых кварталов: №, № не обращалась; в обязанности Саратовского регоператора не входит зачистка мест (площадок) накопления ТКО, а так же прилегающей к ним территории от отходов производства и потребления, их содержание относится к полномочиям правообладателей мест (площадки) накопления ТКО: органам местного самоуправления; организациями, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Рассматривая требования прокурора об обязании обустроить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно п.1 ст.8 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

Аналогичные полномочия в области обращения с ТКО закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов (п.2 ст.8 Федерального закона №89-ФЗ).

В силу п.2 ст.16 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пп.1, 4 ст.13.4 Закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации №1039 от 31 августа 2018 года утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).

Пунктами 3 и 4 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

Пунктом 2 Правил определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских к сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3, закреплено, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Таким образом, на органы местного самоуправления действующим законодательством прямо возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены частные домовладения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение возложенной на ответчика законом обязанности по организации мест (площадок) накопления ТКО постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области №573 от 25 марта
2022 года был утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Вольск и сельских поселений Вольского муниципального района Саратовской области.

Указанные в реестре контейнерные площадки принадлежат Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, что представителем ответчика не оспаривалось.

В соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; специальные площадки должны иметь ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории г. Вольска Саратовской области, по результатам которой установлено, что в нарушение норм федерального законодательства, а также требований СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №3, место (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по <адрес> не оборудовано твердым основанием и ограждением, требуемым в соответствии с нормами СанПиН.

Указанные обстоятельства представителем ответчика также не оспаривались в судебном заседании, ответчик в части данных требований иск признал, акты проверки состояния мусорных площадок не оспорены. Ответчик не представил суду никаких доказательств, свидетельствующих о том, что в настоящее время данная мусорная площадка соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21.

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от
9 ноября 2017 года №2516-О, понятие «организация», используемое в Федеральном законе от
6 октября 2003 года №131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Администрацией на протяжении длительного периода времени не принимается мер по устранению нарушений в содержании контейнера по указанному адресу, в связи с суд, руководствуясь п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, полагает возможным признать бездействие ответчика незаконным, поскольку в ходе судебного заседания установлено ненадлежащее исполнение ответчиком возложенной на него обязанности по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, выразившемся в не установлении твердого основания и ограждения контейнерной площадки по <адрес> у дома №г. Вольска.

Принимая во внимание, что выявленные нарушения приводят к образованию несанкционированных свалок и переполнению имеющихся контейнеров, что способствует ухудшению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории
г. Вольска, чем нарушаются права и интересы проживающих жителей города на благополучную окружающую среду, исковые требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку суд пришел к выводу о наличии незаконного бездействия со стороны Администрации Вольского муниципального района, признанной судом надлежащим ответчиком по делу, суд полагает, что требования прокурора в части возложения обязанности на ответчика произвести оборудование мусорной площадки твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования прокурора об обязании ликвидировать несанкционированные свалки и провести софинансирование мероприятий по ликвидации, суд приходит к следующему.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п.1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п.6 ст.2).

Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст.21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22).

Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз.4 и 8 ст.42). В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп.2 п.2 ст.13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст.4 названного закона).

При этом документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы административного дела не представлены, в ходе проведенной прокурорской проверки такие собственники не установлены.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абз.2 п.1 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года
№137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (абзац второй).

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления городского округа находятся земельные участки, расположенные на территории указанного округа.

В соответствие с Уставом Вольского муниципального района Саратовской области, принятого решением Вольского муниципального Собрания от 29 июня 2005 года №2/34-420 к вопросам местного значения относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Вольского муниципального района.

Из материалов дела установлено, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами в деятельности администрации Вольского муниципального района Саратовской области.

Выездами на место государственных инспекторов РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям проведено обследование территории, о чем составлены протоколы осмотра, акты выездного обследования с фототаблицами от 7 августа 2023 года и
17 апреля 2024 года.

При проведении осмотра земельных участков в пределах кадастровых кварталов: № выявлены несанкционированные свалки отходов:- на части земельного участка, между ул. <адрес> и <адрес> с координатами № на почве без твердого покрытия размещены отходы стекла и изделий из стекла, лом строительного кирпича, отходы шин, покрышек, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из пластмасса, тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, тара жестяная, консервная, загрязненная пищевыми продуктами, обрезь натуральной чистой древесины, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) на площади 2000 кв.м.;

- на земельном участке в районе пересечения <адрес> и <адрес>а вдоль проселочной автодороги, отходящей от ул <адрес> в восточном-северо-восточном направлении на протяжении 600 м от точки с координатами № до точки с координатами №, №, на почве без твердого покрытия размещены: отходы стекла и изделий из стекла, лом строительного кирпича, отходы шин, покрышек, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из пластмассы и полиэтилена, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, мусор от сноса и разборки зданий несортированный, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) на площади 800 кв.м., объём 400 куб.м.;

- на земельном участке в районе <адрес>а в 130 м юго-восточнее швейной фабрики «Элис», координаты № на почве без твердого покрытия размещены: отходы стекла и изделий из стекла, лом строительного кирпича, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из пластмассы и полиэтилена, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от сноса и разборки зданий несортированный, лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций, грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов на площади 5000 кв.м., объём
1000 куб.м.;

- на земельном участке в 120 м северо-восточнее <адрес>, на протяжении
80 м вдоль проселочной дороги от точки с координатами № до точки с координатами № на почве без твердого покрытия размещены: лом строительного кирпича, отходы шин, покрышек, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из пластмассы и полиэтилена, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, мусор от сноса и разборки зданий несортированный, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) на площади 500 кв.м., объём 200 куб.м.;

- на земельном участке в границах кадастрового квартала №, координаты № на почве без твердого покрытия размещены: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из пластмассы и полиэтилена, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от сноса и разборки зданий несортированный, лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций, отходы синтетических волокон, лузга подсолнечная на площади 4000 кв.м., объём 800 куб.м.

Все земельные участки под указанными свалками для размещения полигона для складирования отходов не отводились, на кадастровый учет не ставились, под данный вид деятельности не оборудованы, свалки расположены на землях, собственность на которые не разграничена, на каком–либо праве (в аренду, постоянное бессрочное пользование и т.д.) не передавались. Все земельные участки находятся в границах муниципального образования Город Вольск.

Лица, разместившие отходы на несанкционированной свалке, не определены, о чем свидетельствуют материалы проверок, проведенных Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям, при этом в адрес Администрации Вольского муниципального района выносилось предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных статьями 13, 42 Земельного кодекса РФ, необходимости принятия мер по прекращению размещения отходов и ликвидации несанкционированных свалок на спорных земельных участках.

Накопление большого количества отходов на свалках, их размеры свидетельствуют о том, что накопление отходов происходит в течение длительного времени и свалки к числу вновь образуемых не относятся.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд исходит из того, что спорные земельные участки, на которых расположены свалки, в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не находятся, администрацией Вольского муниципального района обязанность по организации регулярной очистки, сбора и вывоза бытовых отходов мусора на территории несанкционированной свалки не исполняется, несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории муниципального образования «Город Вольск», которое в лице Администрации Вольского муниципального района несет ответственность по их надлежащему содержанию.

Доводы ответчика Администрации Вольского муниципального района о том, что обязанность по ликвидации свалки, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, основан на неправильном толковании норм материального права.

Согласно п. 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

При этом при рассмотрении настоящего административного спора требования о распоряжении земельными участками не рассматривались, предметом заявленных требований являлось бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Вольска, а также ликвидация несанкционированных свалок.

Рассматривая требования административного истца о необходимости софинансирования расходов по ликвидации несанкционированной свалки, суд приходит к следующему.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 мая 2023 года №27-П постановил, что положения ст.3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:

на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;

на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;

притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование.

Определяя источники финансирования мероприятий ликвидации несанкционированных свалок, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Пунктом 22 статьи 46 БК РФ установлено, что платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу
100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.

Также статьёй 46 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что административные штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации,

Положениями Закона «Об охране окружающей среды» предполагается целевое использование поступающих в бюджет денежных средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов за административные правонарушения, платежей по искам о возмещении вреда и платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, путем их направления на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) напрямую на их ликвидацию, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п.2 и 3 ст.16.6, п.2 и 3 ст.75.1 и п.2 и 3 ст.78.2 Закона «Об охране окружающей среды» использование средств платежей, связанных с возмещением негативного воздействия на окружающую среду, зачисленной в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 года №1370 утверждены Правила разработки и согласования плана мероприятий, указанных в п.1 ст.16.6, п.1 ст.75.1 и п.1 ст.78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», субъекта Российской Федерации (далее - Правила).

Данные Правила устанавливают порядок разработки и согласования плана мероприятий субъекта Российской Федерации по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - иных мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (далее - иные мероприятия), финансирование которых планируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, экологических платежей, а также состав такого плана и требования к его содержанию.

План мероприятий разрабатывается и утверждается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по форме согласно приложению №1 Правил.

В план мероприятий включаются мероприятия по выявлению и оценке объектов накопленного вреда и иные мероприятия по перечню согласно приложению №2 (далее - Перечень).

Иные мероприятия, предусмотренные разделами 2 - 10 Перечня, включаются в план мероприятий исходя из степени приоритетности решения имеющихся в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) экологических проблем.

Так, Приложением №2 раздела 10 Перечня установлено, что одним из таких мероприятий является ликвидация мест несанкционированного размещения отходов.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность за счет поступающих в бюджет субъекта и местный бюджет экологических платежей включить в план мероприятий ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, в случае, если такие средства не были задействованы на мероприятия по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде.

Постановлением правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года №636-П утверждена государственная программа Саратовской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Саратовской области» (далее - Программа).

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам поселений области на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде (приложение №3 к государственной программе Саратовской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Саратовской области», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года №636-П) (далее - Правила предоставления субсидий) субсидия предоставляется в рамках регионального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология» на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде муниципальным образованиям, природоохранные проекты которых прошли отбор, предусмотренный приложением №6 к государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №326 (п.2 Правил предоставления субсидий).

При этом согласно п.3 Правил предоставления субсидий отбор природоохранных проектов для предоставления субсидий осуществляется на основании заявок на предоставление субсидии по установленной форме, в которых должна содержаться информация, позволяющая провести оценку соответствия затрат на реализацию природоохранного проекта критериям отбора природоохранных проектов, предусмотренным п.4 Правил предоставления субсидии. К заявке прилагаются соответствующие документы, подтверждающие сведения, указанные в заявке.

В силу п.4 Правил предоставления субсидии критериями отбора природоохранных проектов муниципальных образований являются: на земельных участках, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности, не осуществляется хозяйственная или иная деятельность; земельные участки и объекты капитального строительства, отнесенные к объектам накопленного вреда окружающей среде, находятся в муниципальной собственности; наличие проекта работ по ликвидации накопленного вреда, утвержденного в установленном порядке, приказа Федеральной слуясбы по надзору в сфере природопользования об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных Федеральным законом
«Об экологической экспертизе», а также заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости работ, реализуемых в рамках природоохранного проекта; на земельных участках не располагались объекты размещения твердых коммунальных отходов, которые были включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области в соответствии с п.8 ст.29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований области в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов областного бюджета за счет бюджетных ассигнований и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке министерству на реализацию природоохранных проектов по ликвидации несанкционированных свалок (п.6 Правил предоставления субсидий).

Для включения объекта в реестр объектов накопленного вреда, в свою очередь должны быть проведены: изыскательские работы по оценке объекта накопленного вреда (геодезические, геологические, гидрометеорологические, экологические изыскания с определением класса опасности отходов); обследование и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде (свалок отходов) с участием Росприроднадзора и Роспотребнадзора.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, Администрацией Вольского муниципального района на текущий период времени необходимый комплекс мероприятий не проведен: в министерство природных ресурсов Саратовской области соответствующая заявка с приложением необходимых документов в порядке, предусмотренном п.3 Правил предоставления субсидий, на реализацию мероприятия по ликвидации обозначенных в административном исковом заявлении прокурора несанкционированных свалок отходов не подавалась; земельные участки под свалками в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не включены; из материалов дела не следует, что земельные участки под свалками сформированы и находятся в муниципальной собственности; проекта работ по ликвидации накопленного вреда, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости работ, не имеется.

В указанной связи соответствующее финансирование (ассигнования) на ликвидацию рассматриваемых свалок отходов Законом Саратовской области от 1 декабря 2023 года №146-ФЗ «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» не предусмотрено, необходимые лимиты бюджетных обязательств, как того требует п.6 Правил предоставления субсидии, на данное мероприятие министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области не утверждены, соглашение между министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и администрацией Вольского муниципального района Саратовской области в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» по соответствующей форме не заключено.

Также порядок предоставления субсидии урегулирован Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъект» Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации природоохранных проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Генеральная уборка» (приложение №26 к государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №326) (далее - Правила предоставления субсидий).

Помимо условий, предъявляемых к заявке, подаваемой в рамках приложение №3 к государственной программе Саратовской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Саратовской области», к заявке, подаваемой в рамках федерального проекта «Генеральная уборка», предъявляется условие о том, что накопленный вред окружающей среде на объекте накопленного вреда окружающей среде, ликвидируемом в рамках природоохранного проекта, подлежит ликвидации в первоочередном порядке с учетом категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде в соответствии с п.3 ст.80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» или при наличии соответствующего поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или Совета Безопасности Российской Федерации.

Так, критерии определения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке, определяются приложением к Правилам ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2023 года №2268.

Для целей определения объектов, накопленный вред окружающей среде, на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке, применяются различные критерии.

Как установлено судом, на текущий период времени необходимый комплекс мероприятий администрацией Вольского муниципального района области не проведен, с соответствующей заявкой о предоставлении субсидий на ликвидацию несанкционированных свалок отходов в рамках федерального проекта «Генеральная уборка» в министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области администрация не обращалась, соответствующее финансирование (ассигнования) на ликвидацию свалок отходов, перечисленных в административном исковом заявлении прокурора, Законом Саратовской области от 1 декабря 2023 года №146-ФЗ
«Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» не предусмотрено; необходимые лимиты бюджетных обязательств на данное мероприятие министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области не утверждены.

Кроме того, следует отметить, что предельный уровень софинансирования Саратовской областью (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, с учетом которого между бюджетами муниципальных образований области распределяется субсидия, определяется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 22 ноября 2019 №820-П «О порядке определения и установления предельного уровня софинансирования Саратовской областью (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Саратовской области» (далее - Положение №820-П).

Так, согласно данному Положению № 820-П предельный уровень софинансирования определяется: правилами конкурсного отбора (в отношении субсидий, распределяемых на конкурсной основе) (пункт 2 Положения №820-П); в размере 100% (в отношении субсидий, предоставляемых из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникших в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» или мероприятий государственных программ Российской Федерации, не связанных с реализацией Указа №204, но софинансируемых из федерального бюджета) (пункт 3 Положения №820-П); исходя из доли дотаций в объеме доходов бюджетов муниципальных образований (пункт 4 Положения №820-П).

В соответствии с пунктом 5 Положения №820-П предельный уровень софинансирования при предоставлении субсидий из областного бюджета (за исключением случаев, указанных в пунктах 2 и 3 Положения №820-П), ежегодно устанавливается на очередной финансовый год и на плановый период по муниципальным образованиям распоряжением Правительства Саратовской области.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 7 августа 2023 года №271-Пр утвержден такой предельный уровень софинансирования при предоставлении субсидий муниципальным образованиям из областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Так, согласно данному распоряжению предельный уровень софинансирования в отношении Вольского муниципального района Саратовской области установлен в размере 95%,
г. Вольска - 93% (в отношении субсидий, предоставляемых из областного бюджета в целях софинансирования всех расходных обязательств Вольского муниципального района и г. Вольска (в случае, предусмотренном пунктом 4 Положения №820-П).

Вместе с тем суд полагает, что, поскольку потребность в денежных средствах (планируемых затратах) на мероприятия по ликвидации свалок Вольским муниципальным районом области не обозначалась, разработать проект правового акта, устанавливающего порядок предоставления и распределения субсидий Вольскому муниципальному району (администрации Вольского муниципального района) на указанное мероприятие в рамках предельного уровня софинансирования, предусмотренного Положением №820-П, а также предусмотреть это мероприятие в законе о бюджете Саратовской области на текущий год и плановый период, не представляется возможным.

Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами предусмотрено, что исполнителем мероприятий по осуществлению организации комплекса мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок является орган местного самоуправления, то есть Администрация Вольского муниципального района Саратовской области.

В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено и представителем администрации Вольского муниципального района Саратовской области не оспаривалось, что при формировании бюджета муниципального образования Город Вольск доходы от поступлений от исков, штрафов в сфере охраны окружающей среды, на проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, не учитывались, расчет стоимости мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок не производился. При этом Администрация в Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области с заявкой на участие в региональной программе «Чистая страна», «Генеральная уборка» для представления из федерального бюджета субсидий на финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, указанных в исковом заявлении, не обращалась. Из пояснений представителя Администрации также следовало, что в заявки на участие в других программах не подавались, предварительные работы по оценке стоимости мероприятий по ликвидации свалок не проводились.

Анализируя указанные нормы права и фактические обстоятельства дела, суд учитывает, что учетом того, что Администрация Вольского муниципального района не принимает участие ни в одной из указанных региональных программ, возможность прямого перечисления денежных средств в бюджет Администрации Вольского муниципального района без участия в утвержденных региональных, федеральных программах не предусмотрена действующим законодательством, ответчиком не проведены работы хотя бы по предварительной оценке стоимости затрат на проведение мероприятий по ликвидации свалок, решить вопрос о пределах и объемах, конкретных размерах (не только в процентном, долевом, но и абсолютном денежном выражении) софинансирования на данной этапе не представляется возможным, определение долей софинансирования невозможно без учета фактически понесенных расходов (которые отсутствуют) по ликвидации свалок, при этом суд не уполномочен давать указания органам местного самоуправления, какие расходы и в каком объеме должны быть понесены, определение судом в решении указанных величин может повлечь невозможность исполнения в дальнейшем судебного акта.

При таких обстоятельствах ссылки ответчика Администрации и прокурора на необходимость софинансирования мероприятий по ликвидации свалок за счет средств регионального и федерального бюджетов признаются судом несостоятельными, при этом указанное обстоятельство не может являться основанием для освобождения администрации Вольского муниципального района Саратовской области от исполнения возложенных на орган местного самоуправления обязанностей.

Кроме того, суд учитывает, что во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года №27-П до настоящего момента правовое регулирование вопросов финансирования мероприятий по ликвидации свалок не разработан, Минприроды России лишь разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом суд полагает, что принятое решение не вступает в противоречие с правовым позициями, высказанными Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе и в Постановлении от 30 мая 2023 года №27-П по делу о проверке конституционности ряда положений о порядке ликвидации несанкционированных свалок, которым указано на необходимость определения судом при рассмотрении дел данной категории объема необходимого финансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что несанкционированная свалка выявлена на территории муниципального образования Город Вольск, на которую распространяются полномочия административного ответчика по решению вопросов местного значения. Кроме того, принимая во внимание, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, в правовое регулирование в настоящее время не внесены, административный ответчик в соответствии с положениями упомянутого Постановления не лишен права в случае полного исполнения за счет бюджета муниципального образования после вынесения настоящего Постановления судебного решения на возмещение части расходов, фактически понесенных им на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора) из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации.

Исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, установив факт размещения на земельных участках из категории земель, право собственности на которые не разграничена, несанкционированных свалок, принимая во внимание, что организация мероприятий по ликвидации указанных свалок относится к вопросам местного значения поселения, а также тот факт, что с заявкой на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения оплаты указанных мероприятий орган местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Саратовской области не обращался, суд приходит к выводу о незаконности в данном случае бездействия именно администрации Вольского муниципального района Саратовской области и возложении на данного ответчика обязанности по осуществлению организации комплекса мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок.

При этом исковые требования к Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом РФ, в том числе и в части возложения обязанности по софинансированию в равных долях, удовлетворению не подлежат, поскольку с учетом конкретных установленных по делу обстоятельств заявлены к ненадлежащим ответчикам, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к указанным соответчикам необходимо отказать.

При этом суд полагает, что предложенный ответчиком срок обеспечения таких мероприятий является разумным, принимает во внимание необходимость выделения бюджетных средств на организацию и проведение мероприятий по оборудованию контейнерной площадки, ликвидации несанкционированных свалок, считает в связи с этим, руководствуясь положениями ст.178, п.2 ч.6 ст.180 КАС РФ, необходимым определить срок исполнения решения суда – 1 год с момента вступления решения в законную силу. Возможность исполнения требований в более короткий срок прокурором не обосновано.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░:

- ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░. <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░ 2000 ░░.░.;

- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 600 ░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░ 800 ░░.░., ░░░░░ 400 ░░░.░.;

- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░>░ ░ 130 ░ ░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░», ░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░ 5000 ░░.░., ░░░░░ 1000 ░░░.░.;

- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 120 ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░
80 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░ 500 ░░.░., ░░░░░ 200 ░░░.░.;

- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░ 4000 ░░.░., ░░░░░ 800 ░░░.░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                             /░░░░░░░/                 ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░

░░░░░                                                  ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-475/2024 ~ М-350/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Министерство финансов РФ
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ
Министерство финансов Саратовской области
Территориальное управление Росимущества в Саратовской области
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
Администрация Вольского муниципального района Саратовской области
Другие
Комитет по управлению имуществом Саратовской области
Акционерное общество "Ситиматик"
Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района Саратовской области
Комитет жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и городской среды
Правительство Саратовской области
Вольская межрайонная прокуратура
Финансовое управление администрации Вольского муниципального района
Суд
Вольский районный суд Саратовской области
Судья
Любченко Елена Викторовна
Дело на сайте суда
volsky--sar.sudrf.ru
12.03.2024Регистрация административного искового заявления
12.03.2024Передача материалов судье
15.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
15.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
13.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
10.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее