Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-550/2023 (2а-3225/2022;) ~ М-3046/2022 от 27.12.2022

Дело 2а-550/2023

76RS0022-01-2022-003949-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 марта 2023 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи     Русинова Д.М.,

при секретаре           Слепцовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по административному иску Кабарова Ярослава Владимировича к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля об оспаривании решения, обязании устранения допущенного нарушения,

у с т а н о в и л:

Кабаров Я.В. обратился в суд с указанным административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля. В обоснование сослался на то, что 08.09.2022 обращался в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением по вопросу формирования и предоставления земельного участка путем проведения аукциона для размещения объекта капитального строительства (склада) в отношении земельного участка общей площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, рядом с домом 62е, между земельными участками с кадастровыми номерами № и №, приложив к заявлению схему расположения указанного участка. КУМИ мэрии г. Ярославля принято решение, оформленное ответом от 10.10.2022 №01-16/8769-23, которым в удовлетворении заявления отказано по следующим основаниям: «Запрашиваемый земельный участок не может быть предметом аукциона, поскольку отсутствует возможность формирования земельного участка без нарушения требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Отсутствует проезд к земельному участку, соответствующий действующим нормативам, невозможно подведение сетей инженерно-технического обеспечения к планируемому объекту капитального строительства. На запрашиваемом земельном участке проложены сети инженерно-технического обеспечения: кабельная линия (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» охранная зона – 1м).». Вместе с тем, испрашиваемый земельный участок может быть сформирован по заявленному адресу в соответствии с положениями ст. 11.9 ЗК РФ и иными установленными нормам и требованиям, в том числе, имеется возможность подведения к нему сетей инженерно-технического обеспечения, а также его эксплуатации в соответствии с заявленным видом разрешенного использования. В связи с этим, с учетом уточнения требований, административный истец просит: 1) Признать незаконным решение КУМИ г. Ярославля об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в отношении земельного участка общей площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, между земельными участками с кадастровыми номерами № и №, оформленное ответом от 10.10.2022 №01-16/8769-23, данным по заявлению Кабарова Ярослава Владимировича от 08.09.2022; 2) Обязать КУМИ мэрии г. Ярославля утвердить схему для дальнейшего проведения аукциона по продаже земельного участка, расположенного по указанному адресу.

В судебном заседании представитель административного истца (по доверенности) Смирнова Е.О. требования поддержала, просила административный иск удовлетворить в полном объеме, дала пояснения согласно заявленного.

Административный ответчик КУМИ мэрии г. Ярославля, заинтересованные лица Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля, мэрия г. Ярославля в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. КУМИ мэрии г. Ярославля в отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в административном иске отказать, сослался на законность и обоснованность оспариваемого решения. Суд с согласия представителя административного истца определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что 08.09.2022 Кабаров Я.В. обратился в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением по вопросу формирования земельного участка для проведения аукциона (подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для размещения объекта капитального строительства – склада) в отношении земельного участка общей площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, рядом с домом 62е, между земельными участками с кадастровыми номерами № и №, приложив к заявлению схему указанного участка. КУМИ мэрии г. Ярославля принято решение, оформленное ответом от 10.10.2022 №01-16/8769-23, которым в удовлетворении заявления отказано по следующим основаниям: «Запрашиваемый земельный участок не может быть предметом аукциона, поскольку отсутствует возможность формирования земельного участка без нарушения требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Отсутствует проезд к земельному участку, соответствующий действующим нормативам, невозможно подведение сетей инженерно-технического обеспечения к планируемому объекту капитального строительства. На запрашиваемом земельном участке проложены сети инженерно-технического обеспечения: кабельная линия (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» охранная зона – 1м).».

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

По общему правилу п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Согласно п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;

2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;

3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 – 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.

Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;

4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;

6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;

7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 – 19 пункта 8 настоящей статьи;

8) получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 – 19 пункта 8 настоящей статьи;

9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрен положениями п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Согласно подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ к числу данных оснований относится разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Оспариваемый отказ административного органа дан со ссылкой на отсутствие возможности формирования земельного участка без нарушения требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, а именно, с указанием на отсутствие к земельному участку необходимого проезда, невозможности подведения сетей инженерно-технического обеспечения к планируемому объекту капитального строительства (складу), прохождении по участку кабельной линии, предусматривающей наличие охранной зоны 1 м.

При оценке законности данного отказа суд учитывает, что согласно исполнительной съемки территории, предоставленной Департаментом градостроительства мэрии г. Ярославля по запросу суда, на территории участка вдоль одной из границ земельного участка отмечено нахождение двух опор освещения, какие-либо другие элементы сетей инженерно-технического обеспечения на участке фактически отсутствует. Нахождение данных опор непосредственно около границы участка никоим образом не может являться обстоятельством, исключающим возможность размещения и эксплуатации на участке заявленного объекта капитального строительства (склада) с соблюдением установленных норм и требований.

Также, в соответствии информацией ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» каких-либо кабельных линий, проходящий по месту расположения испрашиваемого участке, на балансе указанной организации не имеется. В любом случае сам по себе факт наличия на участке инженерно-технических сетей не является в силу закона основанием для отказа в предоставлении этого земельного участка и его использования. Данные сети относятся к Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014г. №1300.

Из вышеуказанной исполнительной съемки также следует, что к земельным участкам, непосредственно граничащим с испрашиваемым участком, подведены сети инженерно-технического обеспечения, что свидетельствует о технической возможности подведения указанных сетей и к рассматриваемому земельному участку. Также, согласно данной съемке, схеме расположения земельного участка, вопреки позиции административного ответчика, к участку фактически имеется необходимый доступ, достаточный как для прохода, так и для проезда к нему транспортных средств. При этом, сам участок имеет правильную форму, является индивидуально изолированным, заявлен к формированию единым массивом, его образование не приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения заявленного объекта недвижимости (склада), а также не будет нарушать иные положения ст. 11.9 ЗК РФ и другие установленные действующим законодательством требования.

Принимая во внимание все вышеизложенное, решение КУМИ мэрии г. Ярославля, оформленное ответом от 10.10.2022 №01-16/8769-23, данным по обращению Кабарова Ярослава Владимировича от 08.09.2022, подлежит признанию незаконным.

Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

В этой связи, суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.

Как указано ранее, в силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

Таким образом, на КУМИ подлежит возложению обязанность по устранению допущенных нарушений прав административного истца, а именно: обязанность рассмотреть заявление Кабарова Я.В. от 08.09.2022 в соответствии с требованиями действующего законодательства. Во исполнение п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ для устранения указанных нарушений суд устанавливает срок тридцать дней со дня вступления решения в законную силу, который является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 500 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░, ░░-░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ 62░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10.10.2022 №01-16/8769-23, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 08.09.2022.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░: ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 08.09.2022 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░.░. 20.04.2023

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-550/2023 (2а-3225/2022;) ~ М-3046/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кабаров Ярослав Владимирович
Ответчики
КУМИ мэрии г. Ярославля
Другие
Смирнова Елена Олеговна
Департамент градостроительства мэрии г.Ярославля
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославля
Судья
Русинов Дмитрий Михайлович
Дело на сайте суда
zavolzhsky--jrs.sudrf.ru
27.12.2022Регистрация административного искового заявления
27.12.2022Передача материалов судье
29.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.02.2023Предварительное судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
20.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее