Дело № 2а-1132/20
25RS0<номер>-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2020 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе
судьи Чернянской Е.И.,
при участии представителя ответчика Якубенко О.А.,
представителя заинтересованного лица Сластриковой М.П.,
специалиста Величко А.А.,
при секретаре Любецкой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Субботина Виталия Васильевича к Межрайонной инспекции налоговой службы России № 12 по Приморскому краю об оспаривании решения,
при участии в деле заинтересованного лица Управления федеральной налоговой службы России по Приморскому краю,
У С Т А Н О В И Л :
Субботин В.В. обратился в суд с названным иском, указав в обоснование, что им было подано в адрес ответчика заявление от 23.10.2019 о признании перерасчета (доначисления) земельного налога в соответствии с налоговым уведомлением № 156953579 от 16.10.2017 на сумму 119 370 руб. недействительным и возврате указанной суммы налогоплательщику. Письмом № 15-45/67024 от 28.11.2019 ответчиком истцу отказано в удовлетворении названного заявления. 16.12.2019 истцом в УФНС России по ПК через ответчика направлена жалоба о признании недействительным решения ответчика от 28.11.2019. Решением УФНС России по ПК № 13-10/02622@ от 24.01.2020 жалоба истца от 16.12.2019 оставлена без удовлетворения. Несмотря на своевременное исполнение налогоплательщиком обязательств по уплате земельного налога истцу сделан перерасчет (доначисления) ранее выставляемых и уплаченных земельных налогов. С учетом перерасчетов, истец в установленный налоговым органом срок, дополнительно уплатил по ранее оплаченным налогам в адрес ответчика земельный налог на общую сумму 119 370 руб. Обязанность по уплате земельного налога за 2015 год истцом полностью своевременно была исполнена. Считает, что налоговым органом необоснованно произведен перерасчет (доначисление) ранее уплаченного земельного налога в результате которого произошло увеличение ранее уплаченных налогоплательщиком сумм налогов, что существенно ухудшило его положение. Данные выводы подтверждаются вступившей в законную силу судебной практикой по аналогичным делам вынесенной в отношении семьи Субботиных (апелляционные определения Приморского краевого суда от 04.04.2019 по делу №33а-3321, от 03.10.2019 по делу № 33а-10603, решением Фрунзенского районного суда г.Владивостока по делу № 2а-3274/19), в соответствии с которыми признаны незаконными аналогичные перерасчеты земельного налога Субботину В.В. и Субботиной Т.К. При этом самими налоговыми органами осуществлен возврат аналогичных переплаченных сумм по аналогичным делам, что подтверждается платежными поручениями.
Истец просит суд признать недействительным решение МИФНС России № 12 по ПК № 15-45/67024 от 28.11.2019, восстановить нарушенное право истца путем возврата денежных средств, уплаченных в соответствии с налоговым уведомлением на сумму 119 370 руб., госпошлину в размере 300 руб.
Субботин В.В. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что ранее уплаченные суммы учтены в расчете, предоставила письменный отзыв на иск.
Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения иска.
Допрошенный в судебном заседании специалист Величко В.А. дала пояснения по расчетам, указанным в налоговых уведомлениях № 156953579 от 16.10.2017 года и № 59271316 от 17.10.2016 года.
Выслушав пояснения представителей ответчика, заинтересованного лица, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п.1 ст.44 НК РФ).
Согласно п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Налоговое уведомление, в соответствии с п.4 ст.52 НК РФ, может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления; документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (п.5 ст.31НКРФ).
Пунктом 1 ст. 15 НК РФ установлено, что земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено НК РФ.
Согласно ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу п.1 ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода, которым в соответствии с п.1 ст.393 НК РФ признается календарный год, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом : особенностей, установленных ст.396 НК РФ.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п.1 ст.394 НК РФ).
Решением думы города Владивостока от 28.10.2005 №108 «О земельном налоге в городе Владивостоке» (далее - Решение от 28.10.2005 №108) на территории Владивостокского городского округа с 1 января 2006 года установлен и введен в действие земельный налог.
В разделе 3 Решения от 28.10.2005 №108 определены размеры налоговых ставок.
Состав земель в Российской Федерации определен в ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
При этом, в соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ земли, указанные в п.1 ст.7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Положениями п.1 ст.390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ.Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п.З ст.396 НК РФ).
Положениями п.4 ст.397 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с подп.5 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Субботин В.В. является собственником ряда земельных участков, расположенных на территории Владивостокского городского округа
В связи с чем, налогоплательщик состоит в МИФНС России № 12 по ПК на учете в качестве плательщика земельного налога.
В отношении четырех земельных участков Субботина В.В. установлено разрешенное использование «для индивидуальной жилой застройки», в отношении пятого земельного участка с кадастровым номером 25:28:040002:171 разрешенное использование «для общего пользования (уличная сеть)».
За 2015 год налоговым органом в налоговом уведомлении от <дата> <номер> со сроком уплаты до <дата> произведено начисление земельного налога в отношении пяти земельных участков на общую сумму 23 874 руб., исходя из кадастровой стоимости, налоговой ставки, количества месяцев владения и налоговой льготы, предусмотренной п.6.2 Решения от <дата> № 108. Полный размер налога составлял сумму 119 370 рублей, а 20% - 23 874 рубля.
Налог в размере 23 874 рублей был уплачен Субботиным В.В. полностью <дата>.
Однако предоставление Субботину В.В. налоговой льготы в размере 80 % являлось ошибочным, поэтому потребовался перерасчет земельного налога за 2015 год в отношении пяти участков, что было сделано в налоговом уведомлении от <дата> <номер>, в соответствии с которым начислен налог на ряд объектов недвижимости, в том числе на указанные пять земельных участков. Сумма начисленного налога за 2015 год за пять участков составила 119 370 рублей (734 + 113 484 + 1 584 + 220+ 3 348).
Согласно указанного налогового уведомления, имеется переплата в размере 25 086 рублей, в указанную сумму включена сумма 23 874 рубля, ранее оплаченная истцом. Итоговая сумма налога уменьшена на сумму переплаты.
Таким образом, в налоговом уведомлении от <дата> <номер> Субботину В.В. предложено доплатить земельный налог за пять участков за 2015 года в размере 95 496 рублей (119 370 – 23 874).
Субботиным В.В. <дата> произведена уплата земельного налога в сумме 218 339 руб., которая учтена в счет начислений земельного налога за 2016 год в размере 122 843 руб., а также в счет произведенного перерасчета по земельному налогу за 2015 год (налоговое уведомление <номер>) в размере 95 496 руб.
Таким образом, перерасчет земельного налога за 2015 год произведен Инспекцией верно, перерасчет вызван ранее допущенной ошибкой по предоставлению льготы, а не в связи с применением иной ставки при расчете.
<дата> Субботин В.В. обратился в Инспекцию с заявлением о признании неправомерным перерасчета и возврате суммы налога в размере 119 370 руб.
<дата> Инспекцией отправлено письмо Субботину В.В., в котором указано, что Субботину В.В. ошибочно предоставили льготу при первичном расчете земельного налога за 2015 год, а также об отсутствии у Инспекции оснований для перерасчета земельного налога; Субботин В.В. проинформирован о наличии переплаты в размере 27 905 руб. (после отражения начислений по земельному налогу за 2018 год.
Вместе с тем, статьей 1 Федерального закона от <дата> <номер>-Ф3 «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон <номер>-Ф3) в ст.52 НК РФ введен п.2.1, согласно абзацу первому которого перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п.З ст. 14 и п.п.1 и 2 ст. 15 НК РФ, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено п.2.1 ст.52 НК РФ.
При этом указано, что перерасчет, предусмотренный абз.1 п.2.1 ст.52 НК РФ, в отношении налогов, указанных в п.1 (земельный налог) и п.2 ст. 15 НК РФ, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Пунктом 3 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
При этом, в соответствии с п.4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговые; агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Указанные положения п.4 ст.5 НК РФ согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от <дата> <номер> и в Постановлении от <дата> <номер>-П, согласно которой только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.
В силу ст.1, п.2 ст.З Федерального закона <номер>-Ф3 указанный выше пункт вступает в силу с <дата>. При этом Федеральным законом <номер>-Ф3 не предусмотрено, что положения ст.1 данного закона имеют обратную силу.
Минфин РФ в письме от <дата> <номер>, направленном для использования в работе нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от <дата> №БС-4-21/25601 «Об ограничении перерасчета местных налогов, предусмотренном п.2.1 ст.52 НК РФ», указал, что Федеральным законом <номер>-Ф3 не предусмотрено, что действие абз.2 п.2.1 ст.52 НК РФ в редакции Федерального закона <номер>-Ф3 распространяется на перерасчеты сумм налогов, осуществленные налоговыми органами до <дата>. Федеральным законом <номер>-Ф3 также не предусмотрена отмена перерасчетов сумм налогов, указанных в п.1 и 2 ст. 15 НК РФ, осуществленных до <дата>, если такие перерасчеты повлекли увеличение ранее уплаченных сумм таких налогов, а также не установлена обязанность налоговых органов возвращать суммы таких налогов в части, превышающей суммы, уплаченные налогоплательщиками до перерасчетов.
Следовательно, поскольку перерасчет земельного налога за 2015 год согласно налогового уведомления от <дата> <номер> осуществлен Межрайонной ИФНС России <номер> по Приморскому краю до вступления в силу положений п.2.1 ст.52 НК РФ, то оспариваемое налогоплательщиком письмо от <дата> <номер> не противоречит налоговому законодательству РФ.
В отношении доводов налогоплательщика о применении Апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от <дата> по делу <номер>а-3321 следует отметить, что в указанном акте судебная коллегия признала незаконным решение Межрайонной ИФНС Россия <номер> по Приморскому краю по перерасчету Субботину В.В. земельного налога за 2015 - 2016 года, | изложенное в письме от <дата> <номер>@. Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Субботина В.В. о признании недействительными налоговых уведомлений (<номер>, <номер>), оставлено без изменения.
Кроме того, следует отметить, что выводы суда не могут безоговорочно распространяться на аналогичные споры, поскольку данный судебный акт вынесен с учетом конкретных обстоятельств дела.
Таким образом, основания для признания недействительным перерасчета налога, отраженного в налоговом уведомлении от <дата> <номер>, а также возврата заявителю налога в размере 119 370 руб. отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 12 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░