Дело 2а-937/2023
УИД 62RS0№-15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Именем Российской Федерации
г. Касимов 13 октября 2023 года
Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Степановой А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Крикопол Н.А.,
с участием представителя административного истца Земцова В.А., действующего на основании доверенности от 20.04.2023 года, действительной по 31 декабря 2023 года, и диплома № о высшем образовании,
представителя заинтересованного лица – помощника Касимовского межрайонного прокурора, Карягиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-937/2023 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования - городской округ город Касимов к Касимовскому районному отделению службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области об уменьшении размера исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №№,
установил:
Администрация муниципального образования – городской округ город Касимов обратилась в суд с административным иском к Касимовскому районному отделению службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области, в котором просит уменьшить размер исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №№ от ДД.ММ.ГГГГ2020г. по делу №2а-104/2019 на основании исполнительного листа №2а-104/2019, выданного Касимовским районным судом Рязанской области.
В обоснование административного иска указано, что судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №№ от ДД.ММ.ГГГГ.2020г. по делу №2а-104/2019 на основании исполнительного листа, выданного Касимовским районным судом. В соответствии с исполнительным документом администрация МО-ГО г. Касимов обязана привести мостовые сооружения в соответствии с требованиями законодательства, а именно: осуществить техническое обследование и паспортизацию следующих мостовых сооружений в срок до 01.11.2019г.:
мост каменный, длиной 43,0 п.м., расположенный на <адрес>;
мост каменный, длиной 65,0 п.м., расположенный на <адрес>;
мост железобетонный, длиной 75,0 п.м., расположенный на <адрес>;
мост каменный, длиной 85,5 п.м., расположенный на <адрес>.
В установленный срок решение суда исполнено не было, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Рыжавиной В.Н. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №№ в размере 50000 руб. В настоящее время решение суда исполнено, техническое обследование и паспортизация мостовых сооружений произведена. Основываясь на положениях Постановления Конституционного суда РФ от 30.07.2001г. №13-П, ч.6 и 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» административный истец полагает, что в отношении администрации муниципального образования – городской округ город Касимов размер исполнительского сбора может быть снижен в связи с исполнением решения суда. Также административный истец в административном иске указывает на то, что в настоящее время имущественное положение муниципального образования в связи с недостаточностью денежных средств не позволяет своевременно и в полном объеме осуществить оплату исполнительского сбора, так как общая сумма исполнительских сборов, предъявленных судебными приставами Касимовского РОСП составляет 750000 руб. Также в бюджете на 2023 год было предусмотрено на оплату судебных расходов 1500000 руб., на сегодняшний день предъявлено к оплате и оплачено судебных расходов на сумму 1539600 руб. Без привлечения дополнительных средств не имеется возможности оплатить исполнительские сборы.
Определением суда от 28.09.2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП по Рязанской области, в качестве заинтересованного лица – Касимовский межрайонный прокурор.
Представитель административного истца – администрации муниципального образования городской округ город Касимов Рязанской области Земцов В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что бюджет города является дотационным, в адрес администрации ДД.ММ.ГГГГ.2023г. поступило 15 постановлений Касимовского РОСП за несвоевременное исполнение судебных решений на общую сумму 750000 руб., администрацией уже оплачено в этом году исполнительских сборов на сумму 2770259,47 руб., а бюджет по исполнительным листам и исполнительских сборам был предусмотрен на 1500000 руб.. В настоящий момент администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов решение суда по делу №2а-104/2019 исполнено, и поэтому представитель считает, что на основании ч.6 и 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» возможно уменьшение исполнительского сбора. Основанием для уменьшения исполнительского сбора –является имущественное положение должника, степень вины должника.
Представители административных ответчиков – Касимовского РОСП УФССП по Рязанской области, УФССП по Рязанской области в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом; возражений по существу административного иска не представили; от представителя Касимовского РОСП поступило заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – помощник Касимовского межрайонного прокурора Карягина В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснив, что несмотря на то, что решение исполнено в настоящее время, оснований для уменьшения исполнительского сбора не имеется.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Изучив письменные материалы дела, заслушав представителя административного истца и представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, предусмотренного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 названной статьи. При отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
Таким образом, закон, определяя общее и частное понятие исполнительского сбора, исходит из того, что являясь санкцией штрафного характера, он имеет целью пресечения правонарушения, выразившегося в уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.
Как следует из материалов административного дела и материалов исполнительного производства №№, решением Касимовского районного суда Рязанской области от 21.01.2019г. административное исковое заявление Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ город Касимов Рязанской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по исполнению требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения – удовлетворено; признано незаконным бездействие администрации муниципального образования городской округ г. Касимов Рязанской области, выраженное в непринятии мер по приведению следующих мостовых сооружений:
мост каменный, длиной 43,0 п.м., расположенный на <адрес>;
мост каменный, длиной 65,0 п.м., расположенный на <адрес>;
мост железобетонный, длиной 75,0 п.м., расположенный на <адрес>;
мост каменный, длиной 85,5 п.м., расположенный на <адрес>,
в соответствие с требованиями Инструкции по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах ВСН 4-81, утвержденной Минавтодор РСФСР 31.03.1981 г., а также с Требованиями к техническому отчету по обследованию и испытанию мостового сооружения на автодороге, утвержденными Минтрансом России 01.01.1996г.
На администрацию муниципального образования городской округ г. Касимов Рязанской области возложена обязанность - привести мостовые сооружения в соответствие с требованиями Инструкции по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах ВСН 4-81, утвержденной Минавтодор РСФСР 31.03.1981 г., а также с Требованиями к техническому отчету по обследованию и испытанию мостового сооружения на автодороге, утвержденными Минтрансом России 01.01.1996г., а именно: провести техническое обследование и паспортизацию вышеуказанных мостовых сооружений – в срок до 01 ноября 2019 года включительно.
Решение не обжаловано, вступило в законную силу 26.02.2019г.
01.02.2022 года определением Касимовского районного суда администрации муниципального образования – городской округ город Касимов предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01.07.2022г. включительно, на администрацию муниципального образования возложена обязанность сообщить в Касимовский районный суд об исполнении решения суда в течение десяти дней со дня истечения указанного срока.
Определение не обжаловано, вступило в законную силу 23.02.2022 года.
09.11.2020г. судебным приставом-исполнителем Касимовского РОСП УФССП Рязанской области в отношении администрации муниципального образования – городской округ город Касимов, как должника, возбуждено исполнительное производство № 54960/20/62008-ИП.
В п. 2 данного постановления должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Этим же постановлением должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, без уважительных причин в указанный срок с него будет взыскан исполнительский сбор (п. 3 постановления).
ДД.ММ.ГГГГ.2020г. в адрес администрации муниципального образования было направлено требование об исполнении решения суда. Требование получено представителем должника ДД.ММ.ГГГГ.2020г.
ДД.ММ.ГГГГ.2020г. судебным приставом-исполнителем Касимовского РОСП Рыжавиной В.Н. в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено постановление №№ о взыскании исполнительского сбора с администрации муниципального образования – городской округ г. Касимов в размере 50000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ.2021г. в адрес И.о. главы администрации А. С.В. вынесено предупреждение судебным приставом-исполнителем Рыжавиной В.Н. о том, что за неисполнение решения суда она, как руководитель организации – должника, может быть привлечена к ответственности, полученное ею ДД.ММ.ГГГГ2021г.
ДД.ММ.ГГГГ.2021г. в адрес должника судебным приставом-исполнителем вынесено вновь требование об исполнении решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ2021г. и об обязании 08.10.2021г. представить документы об исполнении решения суда.
29.10.2021г. судебным приставом-исполнителем Рыжавиной В.Н. вынесено постановление о признании И.о. главы администрации МО-ГО г. Касимов А. С.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ.2023г. вынесено предупреждение в адрес главы администрации Б. И.А., полученное им ДД.ММ.ГГГГ.2023г.
ДД.ММ.ГГГГ.2023г. вынесено требование со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.2023г. включительно.
ДД.ММ.ГГГГ.2023г. за подписью главы администрации Б. И.А. в Касимовский РОСП УФССП Рязанской области представлено заявление об исполнении решения суда в полном объеме и о прекращении исполнительного производства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Касимовского РОСП Рыжавиной В.Н, от ДД.ММ.ГГГГ.2023г. исполнительное производство №№ окончено. В этом же постановлении в мотивированной части указано, что по состоянию на 19.09.2023г. задолженность по исполнительному производству составляет 50000 руб., что является неосновным долгом, который выделен в отдельное исполнительное производство.
Заявляя административные исковые требования об уменьшении исполнительного сбора, администрация муниципального образования – городской округ город Касимов ссылается на то обстоятлеьство, что бюджет города является дотационным, в адрес администрации поступило 15 постановлений о взыскании исполнительского сбора за несвоевременное исполнение решения судов на общую сумму 750000,00 рублей; на оплату исполнительных листов уже перераспределено 770259,47 рублей за счет экономии и перераспределения имеющихся бюджетных ассигнований администрации; денежные средства на оплату вновь взысканных исполнительских сборов в полном объеме в администрации отсутствуют.
Суд не соглашается с доводом административного истца о том, что причиной неисполнения решения суда являлись объективные причины, не зависящие от воли должника, поскольку своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела данный довод не нашел.
Суд полагает необходимым отметить, что орган местного самоуправления при проявлении достаточной степени заботливости и осмотрительности должен был предполагать необходимость исполнения судебного акта, вступившего в законную силу, принимая во внимание при этом особенности организационно-правового механизма исполнения решения суда подобной категории.
Суд обращает внимание на то обстоятельство, что решение судом вынесено 21.01.2019г., срок, установленный для исполнения решения суда – до 01.11.2019г. включительно. Определением суда административному истцу была представлена отсрочка исполнения решения до 1 июля 2022 года, однако до этой даты администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов никаких действий по исполнению решения суда предпринято не было.
Суд отмечает то обстоятельство, что судебным приставом-исполнителем неоднократно в адрес администрации муниципального образования выносились требования об исполнении решения суда, для чего устанавливался новый срок исполнения. Администрацией муниципального образования требования в срок не исполнялись, документальное подтверждение работы по исполнению решения суда не представлялось.
При этом, договор на выполнение работ по обследованию и паспортизации мостовых сооружений, являвшихся предметом рассмотрения по делу №2а-104/2019, заключен административным истцом только ДД.ММ.ГГГГ2023г.
Таким образом, в ходе судебного заседания административным истцом не представлено доказательств, что ими предпринимались достаточные действия для исполнения данного решения с 21 января 2019 года ( с момента вынесения судом решения суда) и до его фактического исполнения - в 2023 году. При этом, суд обращает внимание административного истца на тот факт, что решение суда исполнено спустя через непозволительно длительный промежуток времени – более трех лет, при этом сумма, которая требовалась для исполнения решения суда, а именно для проведения обследования и паспортизацию мостовых сооружений (около 300 тысяч рублей) не являлась значительно существенной.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что постановление о взыскании исполнительского сбора принято в соответствии с требованиями закона об исполнительном производстве, оснований для уменьшения исполнительского сбора либо освобождения должника от взыскания исполнительского сбора в ходе судебного заседания не установлено, администрацией муниципального образования в течение длительного времени не принято эффективных, действенных мер к исполнению решения суда в отсутствие уважительных причин; в деле отсутствуют доказательства того, что с момента вступления решения суда в законную силу у администрации имелись объективные препятствия к его исполнению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №№ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░