к делу №2а-2669/2024
УИД 23RS0031-01-2024-001435-09
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 апреля 2024 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Шипуновой М.Н.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконными действий и решений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконными действий и решений.
В обоснование заявленных требований указал, что обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:47:0104007:597, площадью 89313 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, участок №, секция №, контур №, зарегистрированный в собственности Краснодарского края.
По результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ получен отказ со ссылкой, что испрашиваемый земельный участок накладывается на земли государственного лесного фонда в границах Новороссийского лесничества, проводятся работы по корректировке границ, до выполнения вышеуказанных мероприятий предоставление в аренду без проведения торгов испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
Полагая отказ в предоставлении в аренду земельного участка необоснованным, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском, ссылаясь, что испрашиваемый земельный участок действительно граничит с землями лесного фонда, а наложение границ земельного участка на земли лесного фонда не подтверждается данными Публичной кадастровой карты Росреестра и сведениями ЕГРН. Административный истец просит признать незаконным отказ департамента от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью 89313 кв. м, расположенный по адресу Краснодарский край, <адрес>, участок №, секция №, контур № без проведения торгов.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 доводы административного иска поддержала и просила об удовлетворении.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дате и времени судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом о вручении заказного почтового отправления с идентификатором №. Факт осведомленности административного истца о времени и месте рассмотрения дела подтвердила в судебном заседании его представитель.
Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности ФИО5 против удовлетворения административного иска возражала, указывая, что принятое решения является законным и обоснованным. Представитель заинтересованного лица ГКУ КК «Комитет по лесу» представил письменные возражения на иск.
Учитывая заблаговременное и надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного разбирательства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного истца.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Пункт 1 ст. 4 КАС РФ предусматривает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утверждённому постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду с ДД.ММ.ГГГГ регулируются главой V.1 ЗК РФ.
Департамент осуществляет реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизации государственного имущества, за исключением вопросов, регулируемых жилищным законодательством Российской Федерации.
Предоставление земельного участка, являются самостоятельными этапом, регламентированным земельным законодательством и иными законами, носит заявительный характер, в связи с чем, до того, как соответствующие заявления не поступят в уполномоченный орган, действиями которого будут затронуты интересы истцов, у них не возникнет право на обращение в суд за защитой нарушенных прав, так как объективно их права не были нарушены.
Для обжалования действий (бездействий) органа государственной власти и возбуждении административного дела, должно существовать такое действие (бездействие) или решение, которым нарушаются права и законные интересы административного истца (пункт 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства РФ).
По общему правилу для реализации права на предоставление земельного участка без проведения торгов, необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.17 ЗК РФ, предоставив перечень документов в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (далее - Приказ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ, в заявлении о предоставлении земельного участка без проведения торгов должны быть указаны, в том числе:
фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок;
основание предоставления земельного участка в аренду из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации оснований;
цель использования земельного участка;
почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 89313 кв.м.. расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, участок №, секция №, контур №, зарегистрированного в собственности Краснодарского края.
Вместе с тем в заявлении ФИО1 не указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.
Департамент письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказал в предоставлении в аренду спорного земельного участка ввиду наложения границ испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда.
В рамках рассмотрения заявления ФИО1 департаментом установлено следующее.
Согласно акту обследования земельного участка с кадастровым номером № представленным ГКУ КК «Кубаньземконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок представляет собой земельный участок с древесной, кустарниковой растительностью и естественным травостоем, с восточной стороны с многолетней древесной растительностью, что подтверждается фотоматериалом.
По информации, полученной от государственного казенного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу», представленной в письме от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером 23:47:0104007:597 накладывается на земли государственного лесного фонда в границах Новороссийского лесничества, Абрауского участкового лесничества квартал 12Б, часть выдела 12.
Информация получена путем нанесения планшетов лесоустройства соответствующего лесничества.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Комитет по лесу», является учреждением, подведомственным Министерству природных ресурсов Краснодарского края.
Положением о Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250 «О министерстве природных ресурсов Краснодарского края» определено, что названный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, является уполномоченным в области лесных отношений, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда в границах территории Краснодарского края, федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях лесного фонда в границах территории Краснодарского края.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2022 № 510 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (далее - приказ) лесоустроительные планшеты являются одним из основных видов лесоустроительной документации.
Лесоустроительный планшет содержит сведения, в том числе, о границах лесничеств, участковых лесничеств, кварталов, выделов, лесосек. Лесоустроительная документация является источником формирования государственного лесного реестра, форма ведения которого утверждена приказом Минприроды России от 24.12.2021 № 1007 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра».
При определении координат характерных точек границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов картометрическим и (или) фотограмметрическим методами используются лесоустроительные планшеты.
Кроме того, согласно Концепции создания федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации первичной учетной единицей государственного лесного реестра является лесотаксационный выдел, сведения о которых содержатся на бумажных носителях (ортофотопланы, лесоустроительные планшеты, планы лесонасаждений, карты-схемы и таксационные описания).
Согласно части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств. Под лесным участком понимается расположенный в границах лесничеств и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса земельный участок (статья 7).
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).
Положениями Лесного кодекса в качестве одного из принципов лесного законодательства названо использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 9 статьи 1).
В соответствии с положениями статьи 3 Лесного кодекса, лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, у департамента отсутствуют полномочия по управлению и распоряжению имуществом федеральной собственности.
С учетом изложенного, отказ департамента от ДД.ММ.ГГГГ №, основанный на имеющихся сведениях в документах, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем отсутствует совокупность условий, необходимых для признания решения государственного органа незаконным.
Кроме того, истцом избран ненадлежащий способ защиты права, ввиду того, что в оспариваемом действии (бездействии) органа государственной власти и возбуждения административного производства должно существовать решение, действие (либо бездействие), которыми нарушаются права и законные интересы административного истца, в то время как департаментом незаконных действий (бездействия) по отношению к заявителю не допускалось.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с положениями статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Требования изложенные в административном исковом заявлении об обязании департамента предоставить ФИО1 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 89313 кв. м, расположенный по адресу <адрес>, участок №, секция №, контур № без проведения торгов в рамках единого судебного процесса направлены на получение земельного участка в обход административной процедуры предоставления земельного участка.
Таким образом, заявленный предмет иска и способ защиты нарушенного права не соответствует основанию иска, а также не соответствует требованиям исполнимости судебного акта, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В силу части 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные доказательства суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания решения государственного органа незаконным, а следовательно, отсутствии правовых оснований удовлетворения административного иска ФИО1
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 89313 ░░.░.. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: