Дело № 2а-134/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Верхневилюйск 31 июля 2020 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Верхневилюйского района Никулиной И.М.,
представителя административного ответчика администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» Мироновой В.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Верхневилюйского района Слепцова П.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> МР «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействие по обеспечению бесплатным питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, возложении обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным питанием,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхневилюйского района Слепцов П.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указывая на то, что прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка соблюдения законодательства об организации бесплатного двухразового питания детей с ограниченными возможностями здоровья, по результатам которого установлено, что постановлением администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» от 28 декабря 2019 года №264 утверждено Положение об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального района МР «Верхневилюйский улус (район)», при этом в данном нормативном акте в нарушение ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письма Министерства образования и науки РФ от 14 января 2016 года № 07-81 не содержится положения о сохранении у детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательное учреждение и получающих образование на дому, права на получение бесплатного двухразового питания в иной форме (в виде продуктовых наборов или в денежном эквиваленте). В связи с этим прокуратурой района в адрес главы администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако меры по их устранению не приняты. Указанными обстоятельствами нарушаются основные принципы приоритета жизни и здоровья человека, недопустимости дискриминации в сфере образования. Просит признать незаконным бездействие администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» по обеспечению бесплатным питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, возложить на администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)» в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным питанием.
В судебном заседании старший помощник прокурора Никулина И.М. административный иск поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Миронова В.В. административный иск не признала, пояснила, что данные нарушения устранены, 10 июля 2020 года администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)» принято постановление за № 189 «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому». Просила отказать в иске.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения муниципального района является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Частью 4 ст. 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 7 ст. 79 вышеуказанного Федерального закона обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 14 января 2016 года № 07-81 дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Прокурор Верхневилюйского района Слепцов П.Н. обратился в суд с административным иском к администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» в связи с отсутствием нормативно-правового акта, регламентирующего порядок обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатного питания в соответствии ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письма Министерства образования и науки РФ от 14 января 2016 года № 07-81.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального района МР «Верхневилюйский улус (район)» обучается 45 детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным питанием администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)» принят лишь 10 июля 2020 года, то есть после обращения прокурора Верхневилюйского района в суд с административным иском, что административным ответчиком не оспаривается.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что бездействия администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» по обеспечению бесплатным питанием детей с ограниченными возможностями здоровья являются незаконными, в связи с чем административное исковое подлежит удовлетворению.
Между тем, учитывая, что административным ответчиком фактически устранены нарушения ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», оснований для возложения обязанности на административного ответчика в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным питанием, суд не находит.
На основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик подлежит освобождению от взыскания государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ (░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░