№2а-1897/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
2 августа 2022 года г. Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Дилявировой Н.А.,
при секретаре Петровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Перина А.А. к местной администрации муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, главе местной администрации муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Ушакову С.В. о признании отказа незаконным,
установил:
Перин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к местной администрации муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным, об обязании утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование административного иска указано, что 20 октября 2021 года Перин А.А. обратился в местную администрацию муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области посредством электронной почты с заявлением на предоставление услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» с подготовленной схемой расположения земельного участка. В схеме расположения земельного участка указаны следующие сведения: условный номер земельного участка, образуемого в соответствии со схемой, - №; проектируемая площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой, - 1537 кв.м.; список координат характерных точек границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой и системой координат №, всего 6 точек; графическое изображение границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, включая кадастровый номер квартала, кадастровый номер земельного участка, условный номер образуемого участка, систему координат и условные обозначения. Заявление дополнительно содержало следующие сведения о земельном участке: вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство; местоположение земельного участка – <адрес>; способ получения результата – по электронной почте. На поданное заявление с приложенной схемой был получен отказ от 16 ноября 2021 года. В причинах отказа административный ответчик указал: согласно п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы является несоответствие схемы земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; на испрашиваемом земельном участке расположена надземная тепловая сеть с охранной зоной 3 м согласно приказа №197 от 17 августа 1992 года п.6 Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, пределах территорий охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкции и снос любых зданий и сооружений. Административный истец указывает, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитывались материалы и сведения, содержащиеся в электронных документах: кадастровый план территории №; генеральный план муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области; Правила землепользования и застройки муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области. В подготовленной схеме расположения земельного участка указаны следующие сведения: условный номер земельного участка; проектируемая площадь; список координат характерных точек земельного участка; графическое изображение границ земельного участка. Заявление также содержало дополнительные сведения о виде разрешенного использования земельного участка, его местоположении, способе получения результата – по электронной почте. Утверждение схемы земельного участка не предполагает его предоставление. Утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью муниципального района. Наличие охранных зон не запрещает, а ограничивает использование испрашиваемого земельного участка и не может служить основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. В какой части схема не соответствует форме, формату или требованиям по ее подготовке административным ответчиком не указано.
Просит суд признать незаконным полностью решение административного ответчика, выраженное в письме от 24 ноября 2021 года в форме отказа в предоставлении государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»;
признать незаконным полностью совершенные административным ответчиком действия (бездействие) в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженное в нерассмотрении по существу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
обязать административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных прав административного истца, а именно в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление на утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемое к настоящему административному иску;
обязать административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных прав административного истца, принять решение по конкретному вопросу, а именно в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемую к настоящему административному иску.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен глава местной администрации муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Ушаков С.В., в качестве заинтересованного лица ООО «Промэнерго».
Административный истец Перин А.А., представитель административного ответчика местной администрации муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, административный ответчик глава местной администрации муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Ушаков С.В., представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Согласно ст.150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии указанных лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 КАС Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статья 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ вступившим в действие с 01.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ (введенной в действие с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Утверждение схемы расположения земельного участка производится в целях образования земельных участков при их разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков.
Согласно п. 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно части 10 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Судом установлено, что 20 октября 2021 года Перин А.А. обратился в местную администрацию муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области посредством электронной почты с заявлением на предоставление услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» с подготовленной схемой расположения земельного участка.
В схеме расположения земельного участка указаны следующие сведения: условный номер земельного участка, образуемого в соответствии со схемой, - №; проектируемая площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой, - 1537 кв.м.; список координат характерных точек границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой и системой координат №, всего 6 точек; графическое изображение границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, включая кадастровый номер квартала, кадастровый номер земельного участка, условный номер образуемого участка, систему координат и условные обозначения. Заявление дополнительно содержало следующие сведения о земельном участке: вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство; местоположение земельного участка – <адрес>; способ получения результата – по электронной почте.
Письмом главы местной администрации муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Ушакова С.В. от 16 ноября 2021 года исх.№1798 в удовлетворении заявления об утверждении схемы земельного участка отказано.
Причинами отказа являются:
- несоответствие схемы земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ;
- на испрашиваемом земельном участке расположена надземная тепловая сеть с охранной зоной 3 м, согласно приказа №197 от 17 августа 1992 года п.6 (Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ), в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкции и снос любых зданий и сооружений.
Согласно п.4.4 приказа Министерства экономического развития РФ №762 от 27 ноября 2014 года «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведения государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе, положения об особо охраняемой природной территории, о зонах с особыми условиями использования территории.
В оспариваемом отказе от 16 ноября 2021 года указано и подтверждается материалами дела (фрагментом карты генерального плата зон с особыми условиями использования территории), что на земельном участке, в отношении которого административный истец требует утвердить схему, находится надземная тепловая сеть с охранной зоной 3, при этом схема расположения земельного участка составлена без учета указанной охранной зоны, что свидетельствует о несоответствии ее по форме ст.12 ст.11.10 ЗК РФ (не учтены требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).
Перин А.А. указывает, что утверждение схемы земельного участка не влечет его предоставление, а потому охранные зоны не подлежат учету.
Однако, его доводы противоречат приведенному выше п.4.4 приказа Министерства экономического развития РФ №762 от 27 ноября 2014 года, а также самому содержанию поданного заявления, в котором в качестве цели использования земельного участка заявлено индивидуальное жилищное строительство, предполагающее строительство, капитальный ремонт, реконструкцию зданий и сооружений, что противоречит требованиям приказа №197 от 17 августа 1992 года п.6 Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Схема с представителем теплоснабжающей организации – ООО «Промэнерго» (признана единой теплоснабжающей организацией на территории гп Лебяжье постановлением местной администрации №332 от 13 августа 2018 года) не согласована.
Проанализировав положения приведенных выше правовых норм, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку оспариваемый отказ принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит действующему законодательству, права и законные интересы административного истца не были нарушены.
В связи с признанием отказа законным суд не находит оснований для обязания административного ответчика рассмотреть поданное заявление и утвердить предложенную схему расположения земельного участка.
Доводы административного истца не содержат фактов, которые не были бы учтены административным ответчиком и имели бы юридическое значение, влияли бы на обоснованность и законность отказа, основаны на неверном толковании закона, опровергаются материалами дела, в связи с чем, признаются несостоятельными.
Таким образом, суд, проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, приходит к выводу об отказе удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░»;
- ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1537 ░░.░. ░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1537 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░