Дело № 2а-1084/23
УИД50RS0022-01-2023-001347-59
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июля 2023 года г. Лобня
Московской области
Лобненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Озеровой Е.Ю.,
с участием заместителя прокурора г. Лобня Акимовой А.И.,
при помощнике Афанасьевой А.П., секретаре Жихаревой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Несвита А.А. к Территориальной избирательной комиссии г.о. Лобня о признании заседаний неправомочными, отмене решений,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с данным иском, указав, что является членом ТИК г. Лобня с правом решающего голоса на основании решения ИК МО от 00.00.0000 №. 00.00.0000 состоялось заседание ТИК, по итогам которого приняты решения: №7 об исключении из резерва составов УИК избирательных участков № г.о. Лобня, № о зачислении в резерв составов УИК избирательный участков г.о. Лобня, № о формировании УИК избирательных участков № г.о. Лобня, № о назначении председателей УИК избирательных участков № г.о. Лобня, № о регламенте ТИК г.о. Лобня; решения опубликованы в газете «Лобня» №) от 00.00.0000 . Также 00.00.0000 состоялось заседание ТИК, по итогам которого были приняты решения: №15 о календарном плате мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Совета депутатов г.о. Лобня по многомандатному избирательному округу №1, назначенных на 00.00.0000 , № об утверждении графика работы на 00.00.0000 членов ТИК г. Лобня с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе, при подготовке и проведении дополнительных выборов 10.09.2023, №17 о возложении полномочий окружных ИК на ТИК г. Лобня при проведении дополнительных выборов 00.00.0000 . Указанные заседания в нарушение ч.11 ст.28 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» проведены в отсутствие большинства членов с правом решающего голоса. В состав ТИК входит 10 членов с правом решающего голоса, на заседании 00.00.0000 присутствовало3 члена ТИК, 00.00.0000 – 5 членов ТИК, соответственно заседания являлись неправомочными и принятые в их итоге решения являются незаконными. С жалобой по данному факту в ИК МО или в прокуратуру он не обращался, о наличии нарушений и своем особом мнении уведомил председателя ТИК г. Лобня телеграммой.
С учетом дополнения оснований иска указал, что решение ТИК г. Лобня № от 00.00.0000 «О формировании УИК избирательных участков ................ г.о. Лобня опубликовано в газете «Лобня» и в сетевом издании «Вестник ИК МО», при этом в решении, опубликованной в газете «Лобня» в п.18 пятым членом УИК № указан Фролов А.Ю., в Вестнике ИК МО – Несвит Н.С.; в газете «Лобня» решение публиковалось дважды в разных редакциях; в выписке из решения ТИК г. Лобня от 00.00.0000 № в качестве члена УИК № также указана Несвит Н.С. Противоречия содержания данного решения в разных источниках его официальной публикации не позволяют считать решение принятым и официально опубликованным, что дополнительно свидетельствует о необходимости его отмены и принятия нового решения.
На основании изложенного просит признать неправомочными заседаний ТИК г. Лобня от 00.00.0000 , 00.00.0000 и, как следствие, отменить принятые на данных заседаниях решения ТИК г. Лобня № от 00.00.0000 , № от 00.00.0000 .
Административный истец Несвит А.А. в судебном заседании требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Балабанов М.А. (председатель ТИК) в судебном заседании административный иск не признал, полагал, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку оспариваемые решения и действия ТИК прав административного истца не нарушают (т.2 л.д.244-246).
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии МО в судебное заседание не явился, о месте, времени слушания дела извещен.
Прокурор в судебном заседании указал, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку оспариваемые заседания и решения прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что решением Совета депутатов г. Лобня от 00.00.0000 № назначены дополнительные выборы депутата Совета депутатов г. Лобня по многомандатному избирательному округу №1 на 00.00.0000 (т.1 л.д.231).
Несвит А.А. является членом ТИК г. Лобня с правом решающего голоса на основании решения ИК МО от 00.00.0000 № (т.1 л.д.19-20).
По итогам заседания ТИК г. Лобня 00.00.0000 приняты решения № от 00.00.0000 «Об исключении из резерва составов участковых избирательных комиссий избирательных участков № г.о. Лобня», №8 от 00.00.0000 «О зачислении в резерв составов участковых комиссий избирательных комиссий избирательных участков г.о. Лобня», № от 00.00.0000 «О формировании участковых избирательных комиссий избирательных участков № г.о. Лобня», №10 «О назначении председателей участковых избирательных комиссий избирательных участков № г.о. Лобня», № от 00.00.0000 «О регламенте территориальной избирательной комиссии г. Лобня (т.2 л.д.115-158,159-194,195-196,197-221).
По итогам заседания ТИК г. Лобня от 00.00.0000 приняты решения № от 00.00.0000 «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Совета депутатов 00.00.0000 », № от 00.00.0000 «Об утверждении графика работы на июнь 2023 членов ТИК г. Лобня с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной основе, при проведении и подготовке дополнительных выборов 00.00.0000 », № от 00.00.0000 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий на ТИК г. Лобня при проведении дополнительных выборов 00.00.0000 » (т.2 л.д.222-234,235-236,237).
Согласно разъяснениям п.14 Постановления ВС РФ №24 от 27.06.2023 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» правовой статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса обусловлен правовой природой этих коллегиальных органов, которые наделены, по сути, публично-властными функциями; соответственно, правовое регулирование полномочий членов избирательных комиссий по обращению в суд в связи с осуществлением ими публично-властных функций не затрагивает их правовой статус как избирателей.
В соответствии с подпунктом «е» п. 23 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ и ч. 4 ст. 239 КАС РФ члены избирательной комиссии вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса определены п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому член комиссии с правом решающего голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, включая списки, составленные в электронном виде, сведения об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей комиссии и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; г.1) вправе знакомиться с документами и материалами, указанными в подпункте "г" настоящего пункта, нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума, в том числе составленным в электронном виде, числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Указаний на нарушение прав члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, определенных в п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ административное исковое заявление не содержит, не приведено таких оснований административным истцом в ходе судебного разбирательства, на нарушение его прав принимать участие в заседаниях избирательной комиссии, голосовать по вопросам повестки, неизвещение об оспариваемых заседаниях 00.00.0000 , 00.00.0000 истец не ссылается.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в п. 2 ст. 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.
Согласно п.п. 1 и 2 ст.22 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений.
Окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в п. 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
На основании приведенных норм права и применительно к заявленному спору, участковая избирательная комиссия формируется на основании предложений, в том числе политических партий и иных общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемые решения ТИК г. Лобня № от 00.00.0000 «Об исключении из резерва составов участковых избирательных комиссий избирательных участков № г.о. Лобня», № от 00.00.0000 «О зачислении в резерв составов участковых комиссий избирательных комиссий избирательных участков г.о. Лобня», № от 00.00.0000 «О формировании участковых избирательных комиссий избирательных участков № г.о. Лобня» приняты по результатам рассмотрения поступивших предложений по кандидатурам в состав участковых избирательных комиссий по предложениям политических партий, общественных объединений и собрания избирателей по месту работы.
Решением ТИК г. Лобня № от 00.00.0000 назначены председатели участковых избирательных комиссий избирательных участков № г.о. Лобня из числа членов сформированных участковых комиссий в соответствии с п.7 ст.28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В рассматриваемом случае Несвит А.А. не является субъектом избирательных прав, чьи права и законные интересы затрагиваются оспариваемыми решениями ТИК № не относится к числу лиц, которым положениями ст.ст.22, 26, 28 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ предоставлено право участвовать в формировании участковых избирательных комиссий и их резерва, данные решения приняты не по его предложению, а по предложениям политических партий, общественных организаций и собраний избирателей по месту работы, председатели комиссий выбраны из членов сформированных участковых комиссий, к числу которых Несвит А.А. не относится, членом УИК он не является, в резерве не состоит.
Поскольку оспариваемые действия по проведению заседаний и решения ТИК г. Лобня не связаны с реализацией административным истцом прав члена избирательной комиссии с правом решающего голоса и не нарушают избирательные права административного истца, как избирателя, Несвит А.А. согласно положениям ч.1 и 4 ст. 239 КАС РФ не имел права на обращение в суд с настоящим административным иском.
Согласно ч.1 ст.242 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что имеются основания, предусмотренные частью 6 статьи 39, частью 7 статьи 40, пунктами 1 - 4 и 6 части 1 и частью 2 статьи 194 настоящего Кодекса, а по административным делам, связанным с отказом в регистрации кандидата или отмене регистрации кандидата, также по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 128 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенного суд считает необходимым прекратить производство по административному делу, поскольку административные исковые требования заявлены лицом, чьи права, свободы и законные интересы не затрагиваются оспариваемыми действиями ТИК г. Лобня по проведению заседаний комиссии и принятыми по их итогам решениями.
Руководствуясь ст. ст. 194,195,242 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.