УИД№ 44RS0026-01-2023-000690-28
Дело № 2а-763/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2023 года
Димитровский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Криулиной О.А.,
при секретаре Прохоровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирнова Н.В. к Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии о признании не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, о возложении обязанности на жилищную комиссию принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для указанных целей,
у с т а н о в и л:
Смирнов Н.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что решением жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета РФ от 09.02.2023 № в соответствии с абзацем 4 подпункта «д» пункта 10, подпунктом «г» пункта 12 Порядка № 132 он признан не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или жилого помещения в собственность и ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность по основаниям, предусмотренным частью 4 ст. 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403 «О Следственном комитете Российской Федерации». Указанное решение жилищной комиссии нарушает его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения или жилого помещения в собственность и подлежит отмене. Так, он с 15.01.2011 и по настоящее время проходит службу в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области, ранее с 07.09.2007 проходил службу в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Костромской области. В качестве нуждающегося в обеспечении жильем он состоит на учете с 17.03.2008. Он женат, имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По месту прохождения службы на территории г. Костромы и Костромской области Смирнов Н.В., его супруга и дети в собственности жилых помещений не имеют. Единогласным решением жилищной комиссии СУ СК РФ по Костромской области от 16.12.2022 его заявление и документы, как руководителя межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по КО направлены в жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации для рассмотрения вопроса о признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность. Жилищная комиссия центрального аппарата Следственного комитета РФ при принятии решения об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты необоснованно сослалась на ст. 31 ЖК РФ и ч.4 п. «б» ст. 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403 «О Следственном комитете Российской Федерации», при этом не обосновав свои доводы и незаконно исключив из состава членов семьи Смирнова Н.В. его супругу и двоих несовершеннолетних детей. По результатам рассмотрения представленных Смирновым Н.В. документов, жилищные комиссии СУ СК РФ по КО и центрального аппарата СК РФ в пределах их полномочий, предусмотренных п.п. 7 и 10 Порядка, замечания относительно полноты и законности предоставленных документов не заявляли. Смирнов Н.В. в настоящее время по договору найма служебного жилого помещения № от 11.11.2022 на постоянной основе проживает в квартире по адресу: <адрес>, поэтому обращается с настоящим иском по своему месту жительства. Просил признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации от 09 февраля 2023 года № о признании его не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность и отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность. Обязать жилищную комиссию центрального аппарата СУ СК РФ принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность.
В суде административный истец Смирнов Н.В. исковые требования поддержал по приведенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Следственного комитета РФ по доверенностям Ячменев С.А. исковые требовании не признал в соответствии с доводами, изложенными в письменном отзыве на иск, в котором указано, что оспариваемое истцом решение жилищной комиссии принято законно и обоснованно, так как, исходя из содержания представленных документов, следует, что в собственности В.М. (матери административного истца) находится жилое помещение, площадью 42 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. В свою очередь Смирнов Н.В. принимал участие в приватизации данного жилого помещения в 1998 году, после чего в 2016 году уступил долю в праве собственности на квартиру в пользу матери. В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Таким образом, в состав членов семьи при определении уровня обеспеченности Смирнова Н.В. включается мать В.М. Принимая во внимание наличие в собственности В.М. (матери) жилого помещения, площадью 42 кв.м, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 21 кв.м, в связи с чем оснований для признания Смирнова Н.В. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, предусмотренных ч.4 ст. 35.1 ФЗ от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», не усматривается.
Представитель заинтересованного лица Следственного управления Следственного комитета РФ по Костромской области Шушунов Р.А. в суде пояснил, что собранные Смирновым Н.В. документы рассматривались на жилищной комиссии СУ СК РФ по КО и единогласно было принято решение о том, что Смирнов Н.В. является нуждающимся в жилом помещении, эти документы были направлены в жилищную комиссию центрального аппарата, так как они ставят учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.
Привлеченная в качестве заинтересованного лица Смирнова Г.Т. (супруга истца) в суде пояснила, что после регистрации брака со Смирновым Н.В. (ДД.ММ.ГГГГ) они не проживали ни с её родителями, ни с его родителями, жили в арендованных квартирах, жилья в собственности не имеют. Были зарегистрированы каждый в квартире своих родителей, будучи в несовершеннолетнем возрасте. Сейчас проживают в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, где зарегистрировались сроком на три года по месту пребывания.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Право гражданина на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, закреплено в части 1 ст. 218 КАС РФ.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию, должностное лицо.
В соответствии с частью 22 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 04 июня 2014 года N 145-ФЗ) до 06 июня 2014 года обеспечение сотрудников Следственного комитета, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществлялось в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, путем предоставления отдельного жилого помещения, приобретаемого за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели Следственному комитету, а после указанной даты - в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Следственному комитету, путем предоставления сотруднику служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета.
При этом, исходя из пункта 7.11. Положения о жилищных комиссиях в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного приказом Следственным комитетом России от 30 сентября 2011 года N 143, и отсутствия иных нормативных актов, устанавливающих порядок ведения жилищного учета данным органом, учет сотрудников Следственного комитета России, нуждающихся в обеспечении жилым помещением и в улучшении жилищных условий, велся исходя из времени принятия их на учет по единому списку жилищными комиссиями по месту их службы.
С 11 января 2018 года вступил в действие Федеральный закон от 31 декабря 2017 года N 492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации", который изменил порядок обеспечения сотрудников названных органов жилыми помещениями, и распространил его, в том числе, на лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) на день вступления его в силу (статья 4).
С указанной даты согласно части 1 статьи 35.1 Федерального закона от 28 декабря 2018 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции указанного выше Федерального закона) обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется путем предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо при их согласии путем предоставления жилого помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета.
Кроме того, частью 22 статьи 35.1 Федерального закона от 28 декабря 2018 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" предусмотрено право сотрудников Следственного комитета, не имеющих жилых помещений по месту службы, на предоставление служебных жилых помещений.
В силу части 30 той же статьи названного Федерального закона порядок признания сотрудников Следственного комитета нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия сотрудников Следственного комитета на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Председателем Следственного комитета.
Приказами Следственного комитета РФ от 10 июля 2018 года N 69, N 70 и N 71 были утверждены, соответственно, Порядок признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, Порядок принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность и Порядок ведения учета сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность (далее - Порядок признания сотрудников нуждающимися в жилых помещениях, Порядок принятия сотрудников на учет, Порядок ведения учета сотрудников), которые действовали до 25 февраля 2021 года и утратили силу в связи с утверждением нового порядка совершения указанных действий приказом Следственного комитета РФ от 09 декабря 2020 года N 132.
Согласно пункту 3 Порядка принятия сотрудников на учет, утвержденного приказом Следственного комитета РФ от 10 июля 2018 года N 70, за сотрудниками, состоявшими на 11 января 2018 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) в период службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации или Следственном комитете, сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность. В данном случае вынесение решения о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность не требуется.
Пункт 2 Порядка ведения учета сотрудников, утвержденного приказом Следственного комитета РФ от 10 июля 2018 года N 71, предусматривал, что для учета сотрудников и для определения очередности предоставления им единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность в жилищной комиссии Следственного комитета ведется список (приложение N 1), который формируется в хронологическом порядке (в зависимости от даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий либо заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (служебном жилом помещении), либо заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность).
При этом в списке, форма которого приведена в приложении N 1 к данному Порядку, в соответствующей графе предусмотрено указание даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (в случае его подачи в период службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации с 07.09.2007 г. до 15.01.2011 г.), либо даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (служебном жилом помещении) (в случае его подачи в период службы в Следственном комитете Российской Федерации с 15.01.2011 г. до 11.01.2018 г.), либо даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность (при его подаче в период службы в Следственном комитете Российской Федерации с 11.01.2018 г.).
Такие же сведения отражаются и в книге учета заявлений сотрудников, которая ведется в соответствии с пунктом 3 названного Порядка (приложение N 2).
В соответствии с названными правовыми актами, а также действующим в настоящее время приказом Следственного комитета РФ от 09 декабря 2020 года N 132 ведение учета сотрудников, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется жилищной комиссией центрального аппарата Следственного комитета РФ.
Приказом Следственного комитета РФ от 20 декабря 2019 года N 145 утвержден Порядок принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, согласно пункту 2 которого такой учет осуществляется жилищными комиссиями по месту службы сотрудника.
Исходя из действующего правового регулирования, учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и учет сотрудников, не имеющих жилых помещений по месту службы, - это разные виды учета.
В то же время из приведенных актов не следует, что лица, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 11 января 2018 года жилищными комиссиями, созданными в следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, то есть по месту службы сотрудника, с момента введения нового правового регулирования считаются принятыми на учет сотрудников, не имеющих жилых помещений по месту службы.
Как усматривается из материалов дела, Смирнов Н.В. с 15.01.2011 по настоящее время проходит службу в СУ СК РФ по Костромской области, назначен на должность руководителя Костромского МСО. С 07.09.2007 проходил службу в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Костромской области.
Согласно представленной жилищной комиссией СУ СК РФ по Костромской области выписке из списка сотрудников следственного управления Следственного комитета РФ по Костромской области, не имеющих жилых помещений по месту службы, по состоянию на 01.07.2023, Смирнов Н.В. на основании его заявления от 07.09.2007 был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении лиц, не имеющих жилых помещений по месту службы (протокол от 17.03.2008 №). До настоящего времени значится в указанном списке под номером один. Состав его семьи указан в количестве 4-х человек (сотрудник, супруга, сын и дочь). Указано, что Смирнов Н.В. проживает на основании договора найма в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью 53,1 кв.м; в собственности жилья не имеет.
09.12.2022 Смирнов Н.В. обратился с заявлением в жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области через жилищную комиссию следственного управления Следственного комитета РФ по Костромской области, в котором просил признать его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или жилого помещения в собственность и принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения или предоставления жилого помещения в собственность по основаниям, предусмотренным ст. 35.1 ФЗ от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» с составом семьи с составом семьи из четырех человек (заявитель Смирнов Н.В., супруга Смирнова Г.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии следственного управления Следственного комитета РФ по Костромской области от 16.12.2022 было решено направить заявление и документы руководителя Костромского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Костромской области Смирнова Н.В. в жилищную комиссию Следственного комитета РФ для рассмотрения вопроса о признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилья или жилого помещения в собственность и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения или предоставления жилого помещения в собственность.
Решением жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации от 09 февраля 2023 года № по результатам рассмотрения заявления Смирнова Н.В. от 09.02.2023 он признан не нуждающимся в жилом помещении и в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях было отказано. В качестве оснований для отказа в удовлетворении заявления приведены те же доводы, которые были изложены в письменном отзыве представителя Следственного комитета РФ, а также имеется ссылка на то обстоятельство, что Смирнов Н.В. в 1998 году принимал участие в приватизации жилого помещения, находящегося в настоящее время в собственности матери В.М., по адресу: <адрес>, и позднее в 2016 году уступил свою долю в праве собственности на квартиру в пользу матери.
Законность оспариваемых решений, действий (бездействия) доказывается административным ответчиком - органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, принявшими оспариваемое решение, совершившими оспариваемое действие (бездействие) (пункты 3 и 4 части 9 и часть 11 статьи 226).
Проанализировав представленные доказательства и оценив их в совокупности и взаимосвязи на относимость, допустимость и достоверность по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о несоответствии закону оспариваемого административным истцом решения жилищной комиссии.
В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Федерального закона от дата N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Закон N 403-ФЗ) обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 403-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Следственному комитету Российской Федерации, путем предоставления сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Частью 3 статьи 35.1 Закона N 403-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, имеющим стаж службы не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и (или) сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в Следственном комитете Российской Федерации.
Частью 4 статьи 35.1 Закона N 403-ФЗ предусмотрены условия, при которых сотрудник Следственного комитета Российской Федерации признается нуждающимся в жилом помещении.
Административный истец Смирнов В.Н. этим критериям отвечает, поскольку он и члены его семьи (супруга, дети) не являлись и не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или членами семей нанимателя; не имеют в собственности жилых помещений, что подтверждено материалами дела.
По смыслу положений ч.1 ст. 31 ЖК РФ, на которую ссылается административный ответчик в качестве отказа в признании Смирнова В.Н. нуждающимся в жилом помещении, указано, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Таким образом, для признания членом семьи собственника жилого помещения его супруга, детей и родителей необходимо их совместное проживание в принадлежащем собственнику жилом помещении.
Вместе с тем, факт проживания Смирнова В.Н. с матерью В.М. в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес> материалами дела не подтвержден.
Напротив, из материалов дела следует, что после заключения брака Смирнов В.Н. (с ДД.ММ.ГГГГ) проживал с супругой Смирновой Г.Т., а также впоследствии с родившимися у них в браке детьми в арендованных жилых помещениях.
Кроме объяснений истца и заинтересованного лица Смирновой Г.Т. этот факт подтверждается представленными в материалы дела в копиях приказами и платежными поручениями о выплате Смирнову В.Н. с членами семьи (супруга, сын) денежной компенсации за поднаем жилых помещений по месту прохождения службы с 2012 года по 2022 год, в которых в качестве члена семьи Смирнова Н.В. мать В.М. не указана.
Сохранение регистрации административным истцом Смирновым Н.В. и его супругой Смирновой Г.Т. в жилых помещениях своих родителей по адресу: <адрес> по адресу: <адрес> регистрация там же их детей для реализации своих социальных прав не подтверждает тот факт, что эти жилые помещения являются их местом жительства.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Как неоднократно указывал Конституционный Суд, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.).
В Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022, указано, что место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
В качестве жилого помещения, где проживал истец Смирнов В.Н. с членами семьи, и за аренду которого получал оплату за поднаем жилья, в перечисленных выше приказах указано жилое помещение по адресу: <адрес>, а после перевода к другому месту службы в г. Кострому- различные жилые помещения на территории г. Костромы.
При постановке на учет жилищной комиссией СУ СК РФ по Костромской области в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением (ДД.ММ.ГГГГ) в качестве членов семьи Смирнова В.Н. указаны его супруга, дочь и сын, что подтверждается выпиской из списка сотрудников СУ СК РФ по Костромской области, не имеющих жилых помещений по месту службы.
В соответствии с договором найма служебного жилого помещения № от 11.11.2022 СУ СК РФ по Костромской области Смирнову Н.В. предоставлено служебное жилое помещение (квартира) по адресу: <адрес> на время прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации с составом семьи (супруга, сын, дочь), где он с членами семьи зарегистрировался по месту пребывания сроком на три года.
Однако по смыслу положений Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Жилищного кодекса РФ и Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, утв. приказом Следственного комитета РФ от 09 декабря 2020 года N 132 предоставление Смирнову В.Н. на период службы в следственном управлении служебного жилого помещения не свидетельствует о его обеспеченности жильем и о том, что отпали основания его нуждаемости в улучшении жилищных условий, с которой связано его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения либо получения жилого помещения в собственность.
В оспариваемом решении жилищной комиссии в качестве основания для отказа в признании нуждающимся в жилом помещении приведен подпункт «а» пункта 12 Порядка признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты…, утв. приказом Следственного комитета РФ от 09 декабря 2020 года N 132, когда обеспеченность сотрудника (гражданина), предоставившего документы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 или 2 части 4 статьей 35.1 Федерального закона N 403-ФЗ, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Вместе с тем, приняв данное решение, жилищная комиссия уклонилась от разрешения заявления Смирнова В.Н. о признании его нуждающимся в жилом помещении с членами семьи (супруга, сын, дочь) в части необеспеченности жильем членов его семьи (супруги и детей).
Другие основания в качестве отказа в удовлетворении заявления Смирнова В.Н. в решении жилищной комиссии не указаны.
В соответствии с изложенными выше выводами суд признает оспариваемое решение жилищной комиссии незаконным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Исходя из принципа разделения властей, недопустимости вмешательства в сферу исключительной компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, суд, признавая незаконным оспариваемый административным истцом отказ, считает необходимым возложить на административного ответчика жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации в установленные сроки повторно рассмотреть заявление Смирнова В.Н. от 09.12.2022 в целях восстановления его нарушенного права.
В этой связи не подлежат удовлетворению исковые требования административного истца об отмене оспариваемого решения жилищной комиссии и понуждении жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░.░., ░░░░ ░.░.) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░