РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2а-512/2024
УИД 43RS0003-01-2023-005568-24
8 февраля 2024 года г.Киров
Первомайский районный суд г.Кирова в составе председательствующего судьи Ковтун Н.П.
при секретаре Злобиной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Панова Д.С. к призывной комиссии Кировской области, призывной комиссии А. г.Кирова, ФГУ «Военный комиссариат Кировской области», военному комиссариату (Данные деперсонифицированы) г. Кирова о признании бездействия незаконным, оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением призывной комиссии Кировской области, ФГУ «Военный комиссариат Кировской области о признании бездействия незаконным, оспаривании решения призывной комиссии. В обоснование требований указал, что {Дата} в ходе заседания призывной комиссии в отношении него принято решение о призыве на военную службу, выдана повестка на отправку в войска на {Дата} Не согласившись с данным решением, подал жалобу в призывную комиссию Кировской области, в которой просил отменить решение призывной комиссии А. г. Кирова от {Дата} о призыве на военную службу, провести контрольное медицинское освидетельствование для установления категории годности к военной службе. {Дата} по телефону получил отказ, который считает незаконным бездействием, нарушающим право на освобождение от призыва на военную службу и зачисление в запас. Медицинские документы предъявлял на медицинском освидетельствовании, а также прилагал к жалобе в призывную комиссию, однако они не были учтены. В связи с чем, ФИО1 просил признать незаконным бездействие сотрудников военного комиссариата Кировской области, выразившееся в непроведении контрольного медицинского освидетельствования по жалобе на решение призывной комиссии А. г. Кирова от {Дата} о призыве на военную службу, признать незаконным решение призывной комиссии Кировской области о призыве на военную службу от {Дата}.
В связи с характером спорных правоотношений судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены призывная комиссия А. г.Кирова, военный комиссариат А. г. Кирова, в качестве заинтересованного лица – военный комиссар А. г. Кирова ФИО2
Административный истец ФИО1 в судебном заседании пояснил, что решение призывной комиссии Кировской области от {Дата} не получал, по его жалобе был дан ответ {Дата}, который и просит признать незаконным.
Представитель административных ответчиков - военного комиссариата А. г. Кирова, призывной комиссии А. г. Кирова, ФГУ «Военный комиссариат Кировской области», военного комиссариата А. г. Кирова, заинтересованное лицо – военный комиссар А. г. Кирова ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд, заслушав административного истца, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 22 Закона № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии со статьей 26 Закона № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии.
От призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 53-ФЗ).
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26 Закона № 53-ФЗ).
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений, в числе прочего, о призыве на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 28 Закона № 53-ФЗ решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Согласно частям 1-3 статьи 5.1 Закона № 53-ФЗ граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, установлено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Как указано в пункте 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6 и 11 названного Положения).
В судебном заседании установлено, что ФИО1, {Дата} года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате А. г.Кирова.
Копии материалов личного дела, представленные стороной административного ответчика, содержат (Данные деперсонифицированы).
Из указанных документов усматривается, что ФИО1 {Дата} (Данные деперсонифицированы)
Согласно выписке из протокола заседания районной призывной комиссии {Номер} от {Дата} призывнику ФИО1 (Данные деперсонифицированы)
Из протокола заседания районной призывной комиссии {Номер} от {Дата} следует, что ФИО1, (Данные деперсонифицированы)
Не согласившись с данным решением призывной комиссии {Дата} ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать его незаконным.
Решением Первомайского районного суда г. Кирова от {Дата}, вступившим в законную силу, в удовлетворении административного иска ФИО1 к призывной комиссии А. г. Кирова, ФГУ «Военный комиссариат Кировской области» об оспаривании решения призывной комиссии отказано.
Судом установлено, что доказательств, опровергающих вышеуказанные медицинские заключения комиссий врачей-специалистов, доказательств наличия у ФИО1 заболеваний, являющихся основанием для определения его к иной категории годности гражданина к военной службе, иных доказательств в обоснование иска административным истцом не представлено. (Данные деперсонифицированы) При этом в ходе рассмотрения дела суд исследовал (Данные деперсонифицированы) ФИО1 (Данные деперсонифицированы) от {Дата}, (Данные деперсонифицированы) от {Дата}, (Данные деперсонифицированы) от {Дата} и сделал вывод, (Данные деперсонифицированы)
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
После вынесения решения Первомайского районного суда г. Кирова от {Дата} – {Дата} ФИО1 обратился в призывную комиссию Кировской области с жалобой, в которой просил отменить решение призывной комиссии А. г. Кирова от {Дата} о призыве на военную службу, провести контрольное медицинское освидетельствования для установления категории годности к военной службе.
В ответе от {Дата} заместитель председателя призывной комиссии военный комиссар Кировской области сообщил ФИО1 о том, что рассмотрение жалобы не представляется возможным на основании п. «б» ст. 35.4 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В силу п. «б» ст. 35.4 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» уполномоченная на рассмотрение жалобы призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение одного рабочего дня со дня получения жалобы, если имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе.
Принимая во внимание, что на момент обращения {Дата} ФИО1 в военный комиссариат Кировской области с жалобой на решение призывной комиссии А. г. Кирова от {Дата} о призыве на военную службу имелось решение Первомайского районного суда г. Кирова от {Дата} по спорному вопросу, суд находит ответ призывной комиссии Кировской области от {Дата} законным и обоснованным.
В связи с чем, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 о признании незаконными бездействия сотрудников военного комиссариата Кировской области, ответа призывной комиссии Кировской области от {Дата}.
При этом суд отмечает, что административный истец не лишен возможности заявить о несогласии с заключением о его годности к военной службе при медицинском освидетельствовании в рамках следующего призыва или по результатам освидетельствования перед направлением к месту прохождения военной службы, предоставив дополнительные медицинское документы.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.02.2024 ░.