дело № 2а-502/2024
УИД 56RS0034-01-2024-000613-36
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 июня 2024 года пос. Саракташ
Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего: судьи Тошеревой И.В.,
с участием представителя административного истца – ст. помощника прокурора Саракташского района Оренбургской области Кулинко О.В.,
представителя административного ответчика Капустиной А.С.,
при секретаре судебного заседания Золотых А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Саракташского района Оренбургской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации, к администрации муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие и обязании устранить нарушения,
установил:
Прокурор Саракташского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Саракташский поссовет Саракташский район Оренбургской области о признании незаконным бездействие и обязании устранить нарушения. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Саракташского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также в сфере окружающей среды. В рамках настоящей проверки установлено, что на территории МО Саракташский поссовет установлены пластиковые контейнеры для раздельного накопления ТКО, закупленные администрацией МО Саракташский поссовет в рамках национального проекта «Экология», регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» по следующим адресам: <адрес>. В ходе проверке установлено, что часть контейнеров на момент проверки отсутствовали, площадки, предназначенные для указанных контейнеров не оборудованы надлежащим образом. Установлено, что контейнерные площадки для накопления ТКО не оборудованы специальными площадками для накопления отходов, не имеют подъездной путь, твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с двух сторон высотой не менее 1 метра. При проверке по факту отсутствия пластиковых контейнеров для раздельного накопления ТКО, закупленных администрацией МО Саракташский поссовет в рамках национального проекта «Экология», регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» по вышеуказанным адресам, а также по факту необорудования площадок, предназначенных для указанных контейнеров надлежащим образом. Прокуратурой по факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ. вынесено представление главе администрации МО Саракташский поссовет, которое рассмотрено, вместе с тем, нарушения не устранены, площадки надлежащим образом не оборудованы, контейнеры по ряду адресов не возвращены. Таким образом, бездействие администрации МО Саракташский поссовет и должностные лица длительное время допускают несоблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических требований, чем нарушают права и законные интересы граждан. Просит суд: признать незаконным бездействие администрации МО Саракташский поссовет <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок под установку контейнеров для раздельного накопления отходов, закупленных администрацией МО Саракташский поссовет в рамках национального проекта «Экология», регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» по следующим адресам: <адрес>; пер. <адрес>; возложить на администрацию МО Саракташский поссовет <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. обязанность оборудовать контейнерные площадки, под установку контейнеров для раздельного накопления отходов, закупленных администрацией МО Саракташский поссовет в рамках национального проекта «Экология», регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» по следующим адресам: <адрес> <адрес>
В судебном заседании административный истец ст. помощник прокурора Саракташского района Оренбургской области Кулинко О.В. поддержала доводы административного искового заявления, просила удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что для устранения выявленных нарушений просит установить срок до ДД.ММ.ГГГГг. Считает необходимым возложить обязать на ответчика оборудовать контейнерные площадки, под установку контейнеров для раздельного накопления отходов, закупленных администрацией МО Саракташский поссовет в рамках национального проекта «Экология», регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» по следующим адресам: <адрес>.
Представитель административного ответчика администрации МО Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области Капустина А.С., действуя на основании доверенности, просила в удовлетворении требований отказать, поскольку считает, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений, отнесено к полномочиям муниципальных районов.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Саракташский район Оренбургской области в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно п. 3 указанных СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Проведенной проверкой при визуальном осмотре установлено, что контейнерные площадки для накопления ТКО не оборудованы специальными площадками для накопления отходов, не имеют подъездной путь, твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с двух сторон высотой не менее 1 метра. При проверке по факту отсутствия пластиковых контейнеров для раздельного накопления ТКО, закупленных администрацией МО Саракташский поссовет в рамках национального проекта «Экология», регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» по вышеуказанным адресам, а также по факту необорудования площадок, предназначенных для указанных контейнеров надлежащим образом.
Данные обстоятельства подтверждаются представлением об устранении нарушений природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления при реализации национального проекта «Экология», составленного представителем прокуратуры, что не означает его надлежащее состояние.
Таким образом, в судебном заседании установлено отсутствие пластиковых контейнеров для раздельного накопления ТКО, а также отсутствие оборудованных площадок для указанных контейнеров.
Доводы представителя административного ответчика администрации МО Саракташский поссовет о том, что обязанность по содержанию контейнерных площадок для сбора ТКО лежит на органе местного самоуправления муниципального района, основаны не неверном толковании закона.
Так, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно разъяснениям Комитета Государственной Думы РФ по региональной политике и местному самоуправлению при тождественности или схожести вопросов местного значения деятельность органов местного самоуправления муниципального района, исходя из общих подходов, должна быть направлена преимущественно на создание условий для деятельности поселений (оказание им методической помощи, координации взаимодействия поселений между собой и с органами государственной власти, участие в формировании позиции по тому или иному вопросу, если он имеет межпоселенческое значение, софинансирование расходов и т.д.) В то же время поселения должны быть сосредоточены на непосредственном решении соответствующих вопросов местного значения.
В случае, когда в состав муниципального района входят только территории поселений и нет межселенных территорий, вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления тех муниципальных образований, за которыми они закреплены. Тем самым, если за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации закреплен такой вопрос местного значения как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, то и соответствующие полномочия по его решению, установленные Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в данном случае будут являться собственными полномочиями органов местного самоуправления сельских поселений.
В силу ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 (ред. от 26.05.2020) "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы, в т.ч., кроме прочих, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2023г № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, поскольку к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы участия в организации деятельности по накоплению ТКО, спорные контейнерные площадки расположены на землях, расположенных в пределах МО Саракташский поссовет, суд приходит к убеждению, что именно на администрацию МО Саракташский поссовет возложена обязанность по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с чем обязанность по надлежащему содержанию созданных контейнерных площадок для накопления ТКО также относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Данные вывод следует из анализа федерального и регионального законодательства, локальных актов органа местного самоуправления - администрации МО Саракташский поссовет.
Данный вывод суда согласуется и с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 № 27-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования «Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края» и администрации Новосибирского района Новосибирской области, согласно п. 3 которого органы местного самоуправления муниципальных образований прямо не возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов, обнаруженных на расположенных в границах этих муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Система обращения с отходами в Российской Федерации - сообразно конституционным предписаниям о единстве системы публичной власти - построена на взаимодействии и участии в ней всех трех уровней этой власти.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13.10.2015г №26-П, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с главной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления может быть возложено как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Одним из принципов охраны окружающей среды в Федеральном законе от 10.01.2020 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Непринятие организационных мер по обустройству мест для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, создает угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, что является нарушением требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а также препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении администрацией муниципального образования Саракташский поссовет федерального законодательства, что влечет нарушение прав лиц, круг которых не определен.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора к администрации МО Саракташский поссовет являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Заявляя требования, административный истец просит установить срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения выявленных нарушений.
Учитывая социальную значимость вопроса, заявленный прокурором срок исполнения обязанности, с учетом установленных по делу обстоятельств и отсутствия доказательств обратного, суд находит разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░