Дело № 2а-206/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2022 года <адрес>
Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе
председательствующего судьи Ак-кыс А.В.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора <адрес> Республики Тыва ХАЭ, представителя административного ответчика - Администрации <адрес> Республики Тыва ОЮМ, при секретаре ОШШ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> Республики Тыва САА в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Тыва о признании незаконным бездействия по не заключению концессионного соглашения с целью передачи права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и водоснабжения, возложении обязанности передать право пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»,
установил:
Прокурор <адрес> Республики Тыва первоначально обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к административному ответчику в порядке гражданского судопроизводства, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере. <адрес> не осуществляются действия, направленные на заключение концессионного соглашения на объекты водоснабжения и теплоснабжения. На территории района в настоящее время имеется одна организация, осуществляющая деятельность в сфере коммунального хозяйства – МУП «<данные изъяты>» (теплоснабжение). Проверкой установлено, что земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером №, для размещения центральной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 4 387 кв.м., передан МУП «<данные изъяты>» на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № здание котельной передано МУП «<данные изъяты>» на праве хозяйственного ведения. МУП «<данные изъяты>» право хозяйственного ведения на здание и договор аренды на земельный участок зарегистрированы. Проверкой проведенной в апреле 2022 года установлено, что в нарушение требований, установленных ст.41.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и ст.28.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» вопрос о передаче прав на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по концессионному соглашению администрацией района до настоящего времени не рассмотрен. Данное нарушение отражено в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, внесенном председателю администрации района, которое удовлетворено, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. На момент настоящей проверки установлено, что данное нарушение не устранено, в связи с чем, прокуратурой района подготовлено настоящее административное исковое заявление. Таким образом, бездействие администрации <адрес> Республики Тыва выражено в необеспечении эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионного соглашения, что негативно отражается на качество услуг, предоставляемых потребителям и ведет к нарушению их прав.
Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в не заключении концессионных соглашений с целью передачи права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях: обязать администрацию района обеспечить передачу права пользования объектами недвижимого имущества для осуществления теплоснабжения и водоснабжения в соответствии с требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с подачей прокурором <адрес> административного иска, суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес> ХАЭ полностью поддержала административное исковое заявление и просила удовлетворить по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> ОЮМ в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, просила предоставить срок в течение 4-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 1.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом и в пределах сроков, установленных ст. 219 КАС РФ, поскольку оспариваемое бездействие является длящимся и у администрации <адрес> сохраняется обязанность обеспечения передачи права пользования объектами недвижимого имущества для осуществления теплоснабжения и водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее по тексту Федерального закона №115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности, на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с ДД.ММ.ГГГГ допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
Статьями 2 и 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», который дополнен статьей 28.1, а также в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который дополнен статьей 41.1.
В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно части 2 статьи 41.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», части 3 статьи 41.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями, в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;
В силу п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Судом установлено, что согласно акту приема-передачи муниципального имущества <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> и МУП «<данные изъяты>» в соответствии с договором закрепили движимое и недвижимое имущества на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием «<данные изъяты>», в соответствии его с уставной деятельностью.
Согласно договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный район «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва» (арендодатель) предоставляет, а МУП «<данные изъяты>» (арендатор) принимает в аренду земельный участок из земель населенного пункта с кадастровым номером №, находящийся по адресу: РФ, <адрес>, общей площадью 4387 кв.м. для размещения центральной котельной (п.1.1). Срок аренды участка устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.2.1).
Из договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация <адрес> закрепляет за МУП «<данные изъяты> на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущества, которые указаны в Перечне объектов, переданных в хозяйственное ведение. Недвижимое имущество учитывается в Реестре муниципальной собственности <адрес> Республики Тыва (п.1.2 договора). Имущество, закрепленное за предприятием, является муниципальной собственностью <адрес> Республики Тыва (п. 1.3 договора).
Согласно справке по котельному оборудованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в МУП «<данные изъяты>», установлено 7 твердотопливных котлов.
Таким образом, в собственности муниципального образования "Каа-Хемский кожуун" находятся объекты теплоснабжения и водоснабжения, которые переданы в пользование МУП «<данные изъяты>» на основании договора о передаче имущества, не являющихся концессионными соглашениями.
Кроме этого, в соответствии с Уставом муниципального района «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва», утвержденного решением Хурала представителей Каа-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п.3 ч.1 ст.5 Устава).
Также в силу п.п. 5 и 6 ч.1 ст.8 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления кожууна обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными ФЗ «О теплоснабжении»; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении указанного объекта, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, не решен, в связи, с чем суд приходит к выводу о том, что имеющееся со стороны административного ответчика бездействие негативно отражается на качество услуг, предоставляемых потребителям, и ведет к нарушению их прав.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Доказательств, свидетельствующих о своевременном совершении действий, направленных на заключение указанного соглашения с унитарным предприятием, административным ответчиком не представлено, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации муниципального образования «Каа-Хемский кожуун Республики Тыва».
В связи с этим, требование прокурора о признании незаконным бездействия по не заключению концессионного соглашения с целью передачи права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и водоснабжения, обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить передачу права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также сообщить в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва и прокурору <адрес> Республики Тыва об исполнении решения суда.
В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в связи с чем, на основании ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 115-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 115-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░»
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░-░░░