Дело № 2а-167/2024
УИД: 25RS0013-01-2023-002491-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Партизанск 14 февраля 2024 года
Партизанский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шкляр О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО4,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного истца – адвоката ФИО5,
рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению ФИО1 к Межведомственной комиссии, созданной при Администрации Партизанского городского округа о признании незаконным решения межведомственной комиссии от <Дата>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Партизанский городской суд <адрес> с указанным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от <Дата> №___, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан авариным и подлежащим сносу.
Согласно протоколу №___ от <Дата> заседания межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, принято решение о том, что межведомственная комиссия внесла изменения в ранее вынесенное заключение от <Дата> №___ в части замены слов: слова: «приняла заключение о: «выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу», заменить словами: «приняла заключение о несоответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодно для проживания».
Считает указанное решение межведомственной комиссии от <Дата> незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
Согласно п. 1.5 Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, решения Межведомственной комиссии могут быть отменены Межведомственной комиссией в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, по заявлению физических и юридических лиц, либо обжалованы в судебном порядке.
В связи с отсутствием заявлений граждан или юридических лиц либо решения суда, Межведомственная комиссия в качестве основания для изменения решения указывает на вновь открывшиеся обстоятельства, а именно на выписку из ЕГРН от <Дата> по <адрес> в <адрес>.
Указанная выписка не является вновь открывшимся обстоятельством, в том смысле, которое таким обстоятельствам придает закон, так как не знать о характеристиках многоквартирного дома, который признавался аварийным и подлежащим сносу, комиссия не могла, на это указывает и прямое указание в заключении №___ от <Дата>, из которого следует, что комиссия провела обследование по заявлению жителей многоквартирного жилого дома ФИО1, собственника <адрес> по результатам рассмотренных документов: заявления жителя многоквартирного жилого дома, копий правоустанавливающих документов на жилое помещение, копии экспертизы №___H от <Дата>. При этом из Акта обследования жилого помещения (многоквартирного дома) №___ от <Дата> обследовался именно весь дом, несущие конструкции, общедомовое имущество и при рассмотрении правоустанавливающих документов и непосредственном обследовании дома, Межведомственная комиссия пришла к заключению, что обследуемый многоквартирный дом является аварийным и подлежащим сносу.
Кроме того указанное решение межведомственной комиссии незаконно, так как оно противоречат требованиям Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, а именно п. 1.5, согласно которому решения Межведомственной комиссии могут быть отменены Межведомственной комиссией в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. То есть решения могут быть только отменены, но не изменены в какой - либо части, в том числе не может быть изменено наименование объекта.
Межведомственная комиссия не вправе самостоятельно изменять назначение поставленных на государственный кадастровый учет зданий, вносить изменения в сведения ЕГРН о здании в части его назначения, в связи с чем незаконно. Кроме того, хотелось бы заметить, что отдельно по квартире такое заключение принималось межведомственной комиссией еще <Дата> (заключение №___ от <Дата>), а <Дата> решение принималось по всему многоквартирному дому, а не по отдельному помещению в нем.
При этом, еще одним подтверждением того, что <адрес> в <адрес> многоквартирный, является и тот факт, что в отношении указанного дома Администрацией Партизанского городского округа <адрес> <Дата> вынесено постановление №___-па «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу».
Действующее законодательство не содержит правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать такой дом индивидуальным жилым домом. Действующим законодательством не предусмотрен раздел многоквартирных домов. Кроме того, площадь всего <адрес> кв.м., что больше расположенной в указанном здании <адрес>, площадь которой составляет 48,8 кв.м. При этом согласно выписки из ЕГРН <адрес> расположена в пределах иных объектов недвижимости с кадастровым №___, а под данным кадастровым номером значится <адрес> в <адрес>, который и обследовался межведомственной комиссией в сентябре <Дата> года, и по которому был составлен Акт и заключение №___ от <Дата>. То есть его квартира зарегистрирована как жилое помещение в многоквартирном доме, а не как отдельный индивидуальный дом.
Постановка на государственный кадастровый учет жилых помещений, в том числе квартир в жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов, не предусмотрена действующим законодательством и вступившим в силу с <Дата> Ф3 от <Дата> «О государственной регистрации недвижимости». Объект - помещение (квартира) не может быть отнесен к отдельно стоящему объекту капитального строительства, а является частью многоквартирного дома.
Кроме того, изменения внесены лишь при обращении его с исковым заявлением к администрации Партизанского ГО о взыскании выкупной стоимости за его долю в квартире, что указывает на то, что решение Межведомственной комиссии вынесено лишь с одной целью, любым способом придать законность возражений Администрации по его исковому заявлению о взыскании выкупной стоимости за его долю в квартире.
То есть до обращения в суд с исковыми требованиями Межведомственная комиссия признавала, что дом является многоквартирным и никак этот факт не оспаривался.
При этом его на заседание комиссии не приглашали, решение принятое по итогом заседания в его адрес не направлялось, только в судебном заседании по иску о взыскании выкупной стоимости, представитель администрации Партизанского городского округа предоставил выписку из протокола о принятии оспариваемого решения и только тогда он и узнал о принятом незаконном решении, грубо нарушающем его права и законные интересы.
По этим основаниям просит: признать незаконным решение межведомственной комиссии Партизанского городского округа <адрес> от <Дата> о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом о внесении изменения в ранее вынесенное заключение от <Дата> №___ в части замены слов: слова: «приняла заключение о: «выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу», заменить словами: «приняла заключение о несоответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодно для проживания».
Административный истец ФИО1 и его представитель адвокат ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Межведомственной комиссии, созданной при Администрации Партизанского городского округа, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Администрации Партизанского городского округа <адрес>, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 219 КАС РФ, если этим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
С административным иском об оспаривании решения межведомственной комиссии от <Дата>, административный истец обратился в суд <Дата>, в пределах установленного законом трехмесячного срока.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
При администрации Партизанского городского округа создана Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Межведомственная комиссия), положение о которой утверждено постановлением главы городского округа от <Дата> №___-па «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Постановлением главы городского округа от <Дата> №___-па утвержден состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> №___ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).
В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных п.7(1) Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Как следует из п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.
В соответствии с п. 43 указанного Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению (п. 47 Положения).
Как установлено в судебном заседании, на основании заявления ФИО6 межведомственной комиссией <Дата> произведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, - по результатам которого <Дата> составлен акт №___.
<Дата> Межведомственной комиссией принято заключение №___, в соответствии с которым обследованное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> следует признать аварийным и подлежащим сносу; комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из протокола №___ заседания межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от <Дата>, комиссия приняла решение о внесении в заключение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от <Дата> №___, следующие изменения: слова: «приняла заключение о: «выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу», заменить словами: «приняла заключение о несоответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодно для проживания». Основанием для указанных изменений, по мнению комиссии, послужили вновь открывшиеся обстоятельства, в виде выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <Дата> №___, согласно которой, <адрес>, в <адрес>, является жилым домом общей площадью 57,8 кв.м., соответственно, по мнению комиссии, не является многоквартирным домом и не может быть признан аварийным и подлежащим сносу, а должен быть определен, как жилое помещение, непригодное для проживания.
В соответствии с п.1.5 Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, решения Межведомственной комиссии могут быть отменены Межведомственной комиссией в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, по заявлению физических и юридических лиц, либо обжалованы в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что согласно указанного Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, решения Межведомственной комиссии могут быть только отменены, а не изменены.
С учетом изложенного, решение межведомственной комиссии Партизанского городского округа <адрес> от <Дата> о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом о внесении изменения в ранее вынесенное заключение межведомственной комиссии от <Дата> №___ в части замены слов: слова: «приняла заключение о: «выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу», заменить словами: «приняла заключение о несоответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодно для проживания», следует признать незаконным, поскольку оно противоречит требованиям п. 1.5 Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░>, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░> №___ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░: ░░░░░: «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░: «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░: «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░