Дело №2а-151/2024
УИД 26RS0015-01-2024-000196-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года г.Ипатово
Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Блохиной Н.В.,
при секретаре Бреховой Н.Н.,
с участием представителя административного истца Невретдинова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску управления по работе с территориями администрации Ипатовского муниципального округа Ставропольского края к врио начальника Ипатовского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Фидорцова, судебному приставу-исполнителю Ипатовского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Плисняева, Ипатовскому районному отделению судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ставропольскому краю, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от 08.02.2022,
УСТАНОВИЛ:
В Ипатовский районный суд поступило административное исковое заявление представителя управления по работе с территориями администрации Ипатовского муниципального округа Ставропольского края к врио начальника Ипатовского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Фидорцова о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от 08.02.2022.
В обоснование требований иска указано, что административный истец является должником в исполнительном производстве на основании исполнительного листа № ФС № от 28.01.2022, выданного Ипатовским районным судом в отношении управления по работе с территориями администрации Ипатовского муниципального округа Ставропольского края по делу № 2а-280/2021.
07.11.2023 врио начальника Ипатовского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Фидорцова на основании вышеуказанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство.
Согласно исполнительному документу административный истец – должник по делу обязан был устранить на автомобильной дороге общего пользования по улице Вокзальной города Ипатово Ипатовского городского округа Ставропольского края нарушения п. 5.3.1 и п. 5.3.2 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно: устранение дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения (обочины не должны иметь дефектов, возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается).
Определением Ипатовского районного суда от 03.04.2023 исполнение решения суда от 09.03.2021 по делу № 2а-280/2021 отсрочено до 01.09.2023.
В рамках договора от 30.05.2022 №727711 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в виде исправления профиля оснований щебеночных, в том числе на автомобильной дороге общего пользования по улице Вокзальной города Ипатово Ипатовского городского округа Ставропольского края (от ул. Голубовского до л. № 81). Согласно акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 21.05.2022 № 1 работы были выполнены 31.05.2022.
В соответствии с муниципальным контрактом №47 от 10.05.2023 выполнены работы по ремонту участков дороги в щебеночном исполнении по ул. Вокзальной г.Ипатово (от ул. Лермонтова до дома №81). Согласно акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 08.06.2023 № 1 работы были выполнены 08.06.2023.
Таким образом, управление до истечения срока, установленного определением Ипатовского районного суда от 03.04.2023 решение суда от 09.03.2021 по делу № 2а-280/2021 исполнило.
Просит восстановить срок для подачи административного искового заявления в суд, признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера, вынесенное судебным приставом-исполнителем Ипатовского районного отдела судебных приставов ГУФССП по СК Фидорцова в рамках исполнительного производства №-ИП.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Ипатовского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Плисняева, Ипатовское районное отделение судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ставропольскому краю и Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, качестве заинтересованных лиц привлечены Семенова и Семенов.
В судебном заседании представитель административного истца - управления по работе с территориями администрации Ипатовского муниципального округа Ставропольского края Невретдинова доводы и требования иска поддержала. Срок обращения с иском в суд был пропущен в связи с нестабильной в указанный период времени работой сайта Госуслуг, на котором отображается информация ФССП. Бремя расходов по уплате исполнительского сбора ляжет на бюджет округа, вследствие чего уменьшится финансирование на обеспечение иных общественно значимых потребностей населения округа, в то время, как решение суда было исполнено в установленный срок.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд в порядке ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, материалы исполнительного производства, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Из пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что административное исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ и ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Согласно ч.6 и ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Оспаривая постановление о взыскании исполнительского сбора, административный истец просит суд восстановить срок для подачи административного искового заявления, мотивируя тем, что последний был пропущен в связи с нестабильной работой сайта Госуслуг, на котором отображается информация ФССП. Постановление по указанной причине не было своевременно обнаружено административным истцом и обжаловано.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим административным иском, суд, учитывая доводы представителя истца, изложенные в обоснование своего ходатайства, а также в целях соблюдения баланса прав сторон административного судопроизводства, суд считает возможным удовлетворить ходатайство представителя административного истца Невретдинова и восстановить управлению по работе с территориями администрации Ипатовского муниципального округа Ставропольского края пропущенный процессуальный срок на подачу административного иска в суд.
Разрешая требования административного искового заявления о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от 08.02.2022, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) действия (бездействие), решения (постановления) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Законом N 229-ФЗ, согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу статьи 2 Федерального закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 и 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Как следует из материалов дела, исполнительного производства, предоставленного по запросу суда, 08.02.2022 постановлением судебного пристава – исполнителя Ипатовского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю на основании исполнительного листа № ФС № от 28.01.2022, выданного Ипатовским районным судом по гражданскому делу № 2а-280/2021 (решение суда от 09.03.2021) возбуждено исполнительное производство. Согласно исполнительному документы на администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края и Управление по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края возложена обязанность устранить в течение шести календарных месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на автомобильной дороге общего пользования по улице Вокзальной города Ипатово Ипатовского городского округа Ставропольского края нарушения п. 5.3.1 и п. 5.3.2 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно: устранить дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения (обочины не должны иметь дефектов, возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается). Требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению, в течении суток с момента получения должником копии настоящего постановления (п.2 постановления).
Должник предупрежден о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника-организации – 50 000 рублей, а также об ответственности, в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайный и непредотвратимых обстоятельств. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно.
Определением Ипатовского районного суда от 26.01.2022 на основании заявления должника исполнение решения суда по делу № 2а-280/2021 отсрочено до 01.09.2022.
15.11.2022 по заявлению должника Ипатовским районным судом вынесено определение об отсрочке исполнения решения суда по делу № 2а-280/2021 до 01.09.2023.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16.02.2023 определение Ипатовского районного суда от 15.11.2022 об отсрочке исполнения решения суда по делу №2а-280/2021 отменено с направлением рассмотрения заявления должника на новое рассмотрение.
03.04.2023 Ипатовским районным судом вынесено определение, которым исполнение решения суда по делу № 2а-280/2021 отсрочено до 01.09.2023.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 06.07.2023 определение Ипатовского районного суда от 03.04.2023 об отсрочке исполнения решения суда по делу №2а-280/2021 оставлено без изменения, частная жалоба взыскателя без изменения.
Из представленных административным истцом письменных доказательств установлено, что решение Ипатовского районного суда от 09.03.2021 по делу №2а-280/2021 исполнено до истечения срока отсрочки, предоставленной судом на основании определения от 03.04.2023. Между тем должностное лицо Управления по работе с территориями администрации Ипатовского муниципального округа Ставропольского края (должник) не сообщило в Ипатовский РОСП о фактическом исполнении решения суда и не представило судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие исполнение решения суда совместно с заявлением об окончании исполнительного производства.
16.11.2023 судебным приставом - исполнителем Ипатовского районного отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Плисняева вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству неимущественного характера и установлении должнику - управлению по работе с территориями администрации Ипатовского МО СК нового срока исполнения требований исполнительного документа до 23.11.2023.
Копия постановления о взыскании исполнительного сбора направлена должнику посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель по истечении установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа правомерно вынес 16.11.2023 постановление о взыскании исполнительного сбора.
Указанные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности данного постановления о взыскании исполнительского сбора.
Между тем, в соответствии с частью 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельства отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 75 названного постановления Пленума).
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, нашедшей отражение в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для его добровольного исполнения.
Оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, учитывая степень вины административного истца, что решения суда должником было исполнено до истечения срока, установленного определением суда от 03.04.2023, указанное позволяет суду прийти к выводу, что по данному исполнительному производству имеются предусмотренные ч.7 ст.112 Закона №229-ФЗ основания для освобождения управления по работе с территориями администрации Ипатовского муниципального округа Ставропольского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Иное означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета таких существенных обстоятельств, как степень вины должника.
При указанных обстоятельствах требования административного иска подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░,- ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16.11.2023 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░