Дело № 2а-76/2022 года УИД 76RS0001-01-2022-000261-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2022 года г. Любим Ярославской области
Любимский районный суд Ярославской области в составе
судьи Самариной Н.В., при помощнике судьи Смирновой О.Б.,
с участием административного истца помощника прокурора Любимского района Ярославской области Носковой А.Н.,
представителя административного ответчика МОУ Закобякинская СОШ директора школы Крыловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Любимского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Закобякинская СОШ о признании незаконным бездействия МОУ Закобякинская СОШ, выразившегося в длительном непринятии мер к получению решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области о возможности осуществления трудовой деятельности Степанова В.Н. в образовательной организации либо к расторжению трудового договора с лицом, не имеющим права на трудовую деятельность в образовательной организации, возложении обязанности принять меры к получению решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области о возможности осуществления трудовой деятельности Степанова В.Н. в образовательной организации либо к расторжению с ним трудового договора,
у с т а н о в и л:
прокурор Любимского района Ярославской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Закобякинская СОШ о признании незаконным бездействия МОУ Закобякинская СОШ, выразившегося в длительном непринятии мер к получению решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области о возможности осуществления трудовой деятельности Степанова В.Н. в образовательной организации либо к расторжению трудового договора с лицом, не имеющим права на трудовую деятельность в образовательной организации, возложении обязанности принять меры к получению решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области о возможности осуществления трудовой деятельности Степанова В.Н. в образовательной организации либо к расторжению с ним трудового договора.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района в ходе проверки установлено, что в МОУ Закобякинская СОШ трудовую деятельность в должности водителя школьного автобуса осуществляет Степанов В.Н. согласно приказу директора от <данные изъяты> с ним заключен трудовой договор от <данные изъяты> г. б/н. В нарушение норм действующего законодательства работодатель при заключении вышеуказанного трудового договора не истребовал у Степанова В.Н. справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного дела.
Вместе с тем проверкой установлено, что Степанов В.Н. в 1974 году был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145 УК РСФСР, отбывал наказание в местах лишения свободы. Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного дела в отношении Степанова В.Н. была получена только 02.02.2022 г. Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 145 УК РСФСР, относилось к тяжкой категории. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 11.02.2022 г. в адрес начальника Управления образования администрации Любимского муниципального района внесено представление за № №. На вышеуказанное представление 11.03.2022 в прокуратуру района поступил ответ от 10.03.2022 № 56, подписанный начальником Управления образования администрации Любимского муниципального района Михеевым А.М., из которого следует, что нарушения признаны обоснованными, но мер к устранению выявленных нарушений не принято. Водитель школьного автобуса Степанов В.Н. продолжает осуществлять трудовую деятельность, документы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области не направлены, вопрос о расторжении трудового договора не рассматривался, что является грубым нарушением действующего законодательства, влекущим за собой нарушение прав несовершеннолетних на образование в соответствии с установленными федеральным законодательством требованиями, гарантированное Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. До настоящего времени в нарушение требований закона Степанов В.Н. осуществляет трудовую деятельность в образовательной организации в отсутствие установленного законом права на работу в виде положительного решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области.
Ссылаясь на статьи Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудового кодекса РФ, ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), указывая что в результате незаконного бездействия административного ответчика нарушаются требования действующего законодательства, права и законные интересы несовершеннолетних при осуществлении образовательного процесса, прокурор просит признать незаконным бездействие МОУ Закобякинская СОШ, выразившееся в длительном непринятии мер к получению решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области о возможности осуществления трудовой деятельности Степанова В.Н. в образовательной организации либо к расторжению трудового договора с лицом, не имеющим права на трудовую деятельность в образовательной организации, возложить обязанность принять меры к получению решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области о возможности осуществления трудовой деятельности Степанова В.Н. в образовательной организации либо расторгнуть с ним трудовой договор.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Любимского района Носкова А.Н. заявленные административные требования поддержала в полном объеме, просила административный иск удовлетворить, полагала возможным принять признание административного иска административным ответчиком.
Представитель административного ответчика МОУ Закобякинская СОШ Крылова Н.В. в судебном заседании подтвердила факт заключения 20.01.2022 г. трудового договора со Степановым В.Н. и принятия его на работу в МОУ Закобякинская СОШ водителем, осуществляющим перевозки учащихся школы, при этом справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного дела была предоставлена Степановым В.Н. лишь 02.02.2022 года после заключения трудового договора. Из содержания справки следовало, что Степанов В.Н. в 1974 году был судим по ч. 2 ст. 145 УК РСФСР. В телефонном разговоре специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области объяснил, что комиссия не примет заявление Степанова о возможности осуществления его трудовой деятельности в образовательной организации, поскольку совершенное им преступление являлось тяжким преступлением. На момент рассмотрения дела в суде трудовой договор со Степановым не расторгнут ввиду отсутствия кандидатуры иного водителя и необходимости возить детей в школу каждый день. Административные исковые требования признала в полном объеме, последствия признания административного иска разъяснены и понятны.
Представитель заинтересованного лица Управления образования Администрации Любимского МР ЯО и заинтересованное лицо Степанов В.Н. в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, выразили согласие с заявленными административными исковыми требованиями.
Суд, изучив представленные письменные материалы дела, заслушав стороны, приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья. В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного Федерального закона организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением в суд, прокурор Любимского района отстаивает права, свободы и законные интересы неопределенного круга несовершеннолетних обучающихся, поскольку перевозка детей водителем школьного автобуса осуществляется регулярно в целях осуществления ими образовательного процесса.
Согласно ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В силу ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Факт признания стороной обстоятельств, а также содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон или подписью стороны. Изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств приобщается к материалам административного дела. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
Статьей 157 КАС РФ предусмотрено, что заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. Если по данной категории административных дел не допускается признание административного иска суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости признания административного иска суд разъясняет последствия признания административного иска. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено запрета на принятие судом признания иска ответчиком.
Судом установлены, материалами дела подтверждены, административным ответчиком признаны факты заключения 20.01.2022 г. трудового договора МОУ Закобякинская СОШ со Степановым В.Н. и принятия его на работу в качестве водителя школьного автобуса, осуществляющим перевозки учащихся школы, в нарушение требований ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации при отсутствующей справке о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного дела в отношении Степанова В.Н. Степанов В.Н. предоставил указанную справку работодателю 02.02.2022 года.
Согласно указанной справки Степанов В.Н. был осужден 13.06.1974 г. Макарьевским районным судом Костромской области по ч. 2 ст. 146 УК РСФСР к 1 году 6 месяцам лишения свободы, 22.09.1975 года освобожден по отбытии срока наказания (л.д. 14).
Согласно копии указанного приговора Степанов В.Н. 03.03.1974 г. совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 145 УК РСФСР (от 27.10.1960 г. в редакции от 10.10.1973 г.), то есть, открытое похищение личного имущества граждан (грабеж), соединенное с насилием в отношении потерпевших, не опасным для их здоровья (л.д. 34-39). Указанное преступление согласно ст. 7.1 УК РСФСР относилось к тяжким. На момент вынесения решения суда трудовой договор со Степановым В.Н.не расторгнут, что противоречит требованиям норм статей 65, 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает возможным принять признание административным ответчиком административного иска в части административных исковых требований о признании незаконным бездействия МОУ Закобякинская СОШ, выразившегося в длительном непринятии мер к расторжению трудового договора с лицом, не имеющим права на трудовую деятельность в образовательной организации, возложении обязанности принять меры к расторжению с ним трудового договора, и удовлетворить в данной части административный иск.
В то же время суд полагает не возможным принять признание административным ответчиком административного иска в части административных исковых требований о признании незаконным бездействия МОУ Закобякинская СОШ, выразившегося в длительном непринятии мер к получению решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области о возможности осуществления трудовой деятельности Степанова В.Н. в образовательной организации, возложении обязанности принять меры к получению решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области о возможности осуществления трудовой деятельности Степанова В.Н. в образовательной организации, и приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении административного иска в данной части ввиду следующего.
Согласно п.п. «а» п. 2 Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних; утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 г. № 796 комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против, в том числе, жизни и здоровья.
Согласно п. 4 указанных Правил лицо, относящееся к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних, либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию.
Согласно п.п. «б» п. 9 указанных Правил комиссия отказывает в рассмотрении заявления в случае поступление заявления от лица, не относящегося к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Исходя из установленных судом обстоятельств, при наличии имевшейся ранее у Степанова В.Н. судимости за тяжкое преступление, направленное против собственности и здоровья, а также осведомленности МОУ Закобякинская СОШ о заведомом отказе в принятии вышеуказанного заявления, обращение в комиссию как МОУ Закобякинская СОШ, так и самого Степанова В.Н., не имело и не будет иметь правового смысла ввиду безусловного отказа комиссии в рассмотрении заявления.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 65, 157, 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.