Дело №2а-101/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2023 года город Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,
при секретаре – Климовой Е.В.,
с участием прокурора – Игнатова Ю.И.,
административного истца – Трещевой Е.Р.,
представителя административного ответчика – Вакуленко Я.А.,
представителей заинтересованных лиц – Шароватовой Ю.В., Янушкевич Н.Н., Ибрагимова А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Трещевой Елены Ростиславовны, Трещевой Оксаны Ростиславовны, Манукяна Оганнеса Самвеловича к Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровый оценки», Инспекция Федеральной налоговой службы города Симферополя, Администрация города Симферополя Республики Крым о признании недействующими пунктов №7359, 7362 приложения к постановлению Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2022 года №1264 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год»,
установил:
Трещева Е.Р., Трещева О.Р., Манукян О.С. обратились в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Совету министров Республики Крым, в котором просили признать недействующими с момента принятия: пункт 7359 приложения к постановлению Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2022 года №1264 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год» в части включения в него нежилого здания, общей площадью 559,2 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>; пункт 7362 приложения к постановлению Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2022 года №1264 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год» в части включения в него нежилого здания, общей площадью 389,5 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что административным истцам на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежат объекты недвижимого имущества: здание, общей площадью 559,2 кв.м., кадастровый №, и здание, общей площадью 389,5 кв.м., кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>. Предметом оспаривания является необоснованное включение указанных зданий в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утверждённый постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2022 года №1264, под порядковыми номерами 7359, 7362, чем нарушены права административных истцов, как плательщиков налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, путём возложения незаконной обязанности по уплате налога в завышенном размере. Указывают, что в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учёта (инвентаризации) в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми № отсутствуют сведения о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений общей площадью не менее 20 процентов, предусматривающие размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимого имущества от 16.12.2022 №КУВИ-001/2022-223759807, здание с кадастровым № является складом. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимого имущества от 16.12.2022 №КУВИ-001/2022-223758943, здание с кадастровым № является мастерской. В соответствии с техническим паспортом от 30.06.2008, в котором объекты отмечены под литерами «Г» и «В», их назначение также является складом и мастерской соответственно. Фактически вышеуказанные объекты недвижимого имущества используются в строгом соответствии с установленным назначением. Отмечают, что в силу особенностей обозначенных объектов недвижимого имущества, в том числе архитектурных, их фактическое использование целях, не соответствующих установленным - не представляется возможным. А установление вида фактического использования путём проведения выездного обследования уполномоченным органом проведено не было. В связи с чем, включение нежилых зданий с кадастровыми № в Перечень на 2023 год по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является незаконным и необоснованным, нарушающим права административных истцов.
Определениями Верховного Суда Республики Крым от 20 января 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровый оценки», Инспекция Федеральной налоговой службы города Симферополя, Администрация города Симферополя Республики Крым.
В судебном заседании административный истец Трещева Е.Р. административный иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Совета министров Республики Крым по доверенности - Вакуленко Я.А. в судебном заседании административный иск не признала, считая его необоснованным.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» по доверенностям – Шароватова Ю.В., Янушкевич Н.Н., Ибрагимов А.Ш. (соответственно) также считали административный иск не подлежащим удовлетворению ввиду необоснованности.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Игнатова Ю.И., считавшего, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление №50 от 25 декабря 2018 года).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацам первому и второму преамбулы Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовавшего в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ (действовавшего в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым является высшим исполнительным органом Республики Крым, формируемым Главой Республики Крым. Совет министров Республики Крым является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Крым.
В силу части 7 статьи 81 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым в соответствии с законом Республики Крым обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым и согласованную деятельность иных исполнительных органов Республики Крым.
Статьёй 83 Конституции Республики Крым установлено, что Совет министров Республики Крым в соответствии с компетенцией Республики Крым и в пределах своих полномочий, установленных настоящей Конституцией, законом Республики Крым:
1) обеспечивает разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие Республики Крым;
2) участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;
3) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
4) осуществляет меры по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, их языков и культуры, по защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, по социальной и культурной адаптации мигрантов, по профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
5) разрабатывает проект бюджета Республики Крым;
6) обеспечивает исполнение бюджета Республики Крым и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, ежегодный отчет о результатах деятельности Совета министров Республики Крым, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Республики Крым для представления их Главой Республики Крым или Председателем Совета министров Республики Крым в Государственный Совет Республики Крым;
7) управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Республике Крым в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) предлагает органу местного самоуправления в Республике Крым, должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящей Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Республики Крым, а также вправе обратиться в суд;
9) осуществляет меры по обеспечению защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты института брака как союза мужчины и женщины, по созданию условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
10) осуществляет меры по координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;
11) осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан;
12) определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении Совета министров Республики Крым, и утверждает (одобряет) такие документы;
13) создает Аппарат Совета министров Республики Крым;
14) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящей Конституцией, законами Республики Крым, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти.
Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения (часть 1 статьи 84 Конституции Республики Крым).
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым (часть 2 статьи 84 Конституции Республики Крым).
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым (часть 3 статьи 84 Конституции Республики Крым).
Порядок деятельности Совета министров Республики Крым определяется Регламентом Совета министров Республики Крым (далее – Регламент), утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 06 августа 2014 года №242.
Регламент Совета министров Республики Крым определяет порядок деятельности Совета министров Республики Крым по реализации его полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым от 19 июля 2022 года №307-ЗРК/2022 «Об исполнительных органах Республики Крым», иными законами Республики Крым, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 4 Регламента, Совет министров Республики Крым осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы Республики Крым в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, иными нормативными правовыми актами Республики Крым и настоящим Регламентом.
Совет министров Республики Крым обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым и согласованную деятельность иных исполнительных органов Республики Крым (пункт 5 Регламента).
Работу Совета министров Республики Крым и общее руководство его деятельностью организует и обеспечивает Председатель Совета министров Республики Крым, если Главой Республики Крым учреждена должность Председателя Совета министров Республики Крым. Если Глава Республики Крым непосредственно возглавляет Совет министров Республики Крым, работу Совета министров Республики Крым и общее руководство его деятельностью организует и обеспечивает Глава Республики Крым (пункт 6 Регламента).
Рассмотрение в Совете министров Республики Крым вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится, как правило, на заседаниях Совета министров Республики Крым (пункт 7 Регламента).
Руководители исполнительных органов Республики Крым, Аппарата Совета министров Республики Крым, на которых возложена подготовка соответствующих материалов для рассмотрения на заседаниях Совета министров Республики Крым, несут персональную ответственность за их качество и своевременность представления (пункт 8 Регламента).
Совет министров Республики Крым на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законов Республики Крым, правовых актов Главы Республики Крым издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Крым, обеспечивает их исполнение (пункт 9 Регламента).
Пунктами 47, 48, 49, 50 Регламента установлено, что работа с документами, которые поступают в Совет министров Республики Крым и содержат информацию с ограниченным доступом, и с информацией с ограниченным доступом, которая создается в Аппарате, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной <данные изъяты>», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Регламентом, иными нормативными правовыми актами Республики Крым, Инструкцией по делопроизводству в Аппарате. Одной из форм работы Совета министров Республики Крым являются заседания Совета министров Республики Крым. Заседание Совета министров Республики Крым созывается Главой Республики Крым, если Глава Республики Крым непосредственно возглавляет Совет министров Республики Крым, или Председателем Совета министров Республики Крым, если Главой Республики Крым учреждена должность Председателя Совета министров Республики Крым. Заседания Совета министров Республики Крым проводятся по мере необходимости.
Решения Совета министров Республики Крым принимаются путем голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета министров Республики Крым (пункт 91 Регламента).
По результатам заседания Совета министров Республики Крым составляется протокол. В протоколе заседания указываются фамилии и инициалы членов Совета министров Республики Крым, а также должностных лиц, которые приняли участие в заседании, вопросы, которые рассматривались, и решения, принятые по результатам рассмотрения (пункт 97 Регламента).
Правовые акты Совета министров Республики Крым, выписки из протокола заседания Совета министров Республики Крым направляются структурным подразделением Аппарата по вопросам делопроизводства исполнителям, заинтересованным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня их подписания согласно указателю рассылки, составленному разработчиком правового акта Совета министров Республики Крым (пункт 104 Регламента).
В силу пункт 105 Регламента, Аппарат в установленном порядке:
1) предоставляет средствам массовой информации сведения о вопросах и материалах, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета министров Республики Крым;
2) размещает на официальном сайте Совета министров Республики Крым в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» сведения о вопросах и материалах, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета министров Республики Крым;
3) по окончании заседаний организует пресс-конференции (брифинги) членов Совета министров Республики Крым по рассмотренным на заседаниях вопросам, обеспечивает размещение в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях, в том числе протокола (выписки из протокола) заседания Совета министров Республики Крым.
Согласно пунктам 106-108 Регламента, правовые акты Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законам Республики Крым.
Правовые акты Совета министров Республики Крым нормативного характера издаются в форме постановлений.
Постановления Совета министров Республики Крым издаются по вопросам утверждения положения, порядка, регламента, правил, методики и в других случаях, когда общественные отношения требуют нормативного регулирования.
Нормативные правовые акты Председателя Совета министров Республики Крым, за исключением правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Совета министров Республики Крым в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» (пункт 167 Регламента).
Согласно пункту 169 Регламента, официальным опубликованием нормативных правовых актов Председателя Совета министров Республики Крым считается первая публикация их полного текста в газете «Крымская газета» или в официальном сетевом издании «Правовой портал исполнительных органов Республики Крым» (www.rknpa.ru) либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Официальное опубликование нормативных правовых актов Председателя Совета министров Республики Крым в газете «Крымская газета» или в официальном сетевом издании «Правовой портал исполнительных органов Республики Крым» (www.rknpa.ru) осуществляется в течение семи дней со дня их подписания Председателем Совета министров Республики Крым.
Официальное опубликование нормативных правовых актов Председателя Совета министров Республики Крым на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение десяти дней со дня их подписания Председателем Совета министров Республики Крым.
Датой официального опубликования нормативного правового акта Председателя Совета министров Республики Крым является дата первой публикации его полного текста в газете «Крымская газета» или в официальном сетевом издании «Правовой портал исполнительных органов Республики Крым» (www.rknpa.ru) либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Если текст нормативного правового акта Председателя Совета министров Республики Крым публикуется частями в газете «Крымская газета», то датой его официального опубликования является дата публикации последней части нормативного правового акта.
Как следует из материалов дела, постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2022 года №1264 утверждён прилагаемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (т. 3 л.д. 32-33). Пунктом 2 данного распоряжения предусмотрено, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено: обеспечить направление Перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым; разместить Перечень на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В пункт 7359 указанного Перечня, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2022 года №1264, включён объект недвижимости: нежилое здание, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (т. 3 л.д. 34).
В пункт 7362 указанного Перечня, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2022 года №1264, включён объект недвижимости: нежилое здание, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (т. 3 л.д. 34).
Из перечня принятых постановлений и распоряжений Советом министров Республики Крым по пункту 55 Регламента Совета министров Республики Крым за период с 01 ноября 2022 года по 30 декабря 2022 года следует, что постановление Совета министров Республики Крым от 28.12.2022 №1264 принято путём согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым (т. 3 л.д. 51-52).
Разработчиком оспариваемого постановления Совета министров Республики Крым являлось Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Редакция постановления на стадии проекта была в установленным порядке согласована без замечаний с Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым, Министерством экономического развития Республики Крым, Министерством спорта Республики Крым, Министерством юстиции Республики Крым, Министерством здравоохранения Республики Крым, Министерством сельского хозяйства Республики Крым, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, Министерством культуры Республики Крым, Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министерством внутренней политики, информации и связи Республики Крым, о чём в справке к проекту постановления проставлена соответствующая отметка о согласовании (т. 3 л.д. 30-31).
К проекту постановления Совета министров Республики Крым «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год» приложен протокол заседания Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений с целью формирования Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость от 19 декабря 2022 года №13 (т. 3 л.д. 40-42). В соответствии с пунктом 1 повестки дня указанного протокола указано на согласование Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. Так, согласно подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Перечень объектов недвижимого имущества, включаются нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещения в них, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Также, в Перечень включаются объекты, если они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Так, на заседании, единогласно принято решение о включении объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, соответствующих критериям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, в соответствии с Приложением 1 к настоящему протоколу.
Проект постановления прошёл антикоррупционную экспертизу в Отделе по разработке нормативных правовых актов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и в Главном правовом управлении Аппарата Совета министров Республики Крым (т. 3 л.д. 37-38, 39).
Постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2022 года №1264 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год», как установлено, было размещено на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым (www.rk.gov.ru) в тот же день.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что оспариваемый акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.
Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и доводы административных истцов о нарушении их прав, судом установлено следующее.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, регулируются положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 данной нормы, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8-11 постановления Совета министров Республики Крым от 13.12.2019 №727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (вместе с «Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, формирования и ведения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»), при отсутствии информации о виде использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в сведениях, предоставленных в соответствии с подпунктами «а», «б», «в» пункта 6 настоящего Порядка, в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений Уполномоченным органом или Учреждением проводится выездное обследование.
Выездное обследование зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в целях определения вида их фактического использования осуществляется также при наличии информации от органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, правообладателей объектов недвижимого имущества, юридических, физических лиц о соответствии указанных объектов недвижимого имущества условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выездное обследование осуществляется Уполномоченным органом или Учреждением в соответствии с графиком, составленным на календарный год (отдельные периоды календарного года) (далее - график обследования). График обследования утверждается Уполномоченным органом на основании поступивших от Учреждения предложений. Утвержденный график обследования в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения размещается Уполномоченным органом и Учреждением на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В целях проведения мероприятий по определению вида фактического использования Уполномоченный орган или Учреждение принимает решение о проведении выездного обследования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений (далее - решение), содержащее: а) сведения о лицах, уполномоченных на проведение мероприятия по определению вида фактического использования (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность); б) адрес места нахождения здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, в отношении которых осуществляется мероприятие по определению вида фактического использования; в) даты начала и окончания проведения мероприятия по определению вида фактического использования.
Судом установлено, что на момент принятия оспариваемого в части акта на кадастровом учёте под № было зарегистрировано нежилое здание, площадью 559,2 кв.м., количество этажей – 2, расположенное по адресу: <адрес>, наименование: склад; собственниками которого указаны административные истцы Манукян О.С., Трещева О.Р., Трещева Е.Р. (общая долевая собственность, по 1/3 доли в праве) (т. 1 л.д. 77-81, 91-93).
Данное здание приобретено административными истцами в собственность на основании договора купли-продажи доли нежилых зданий от 19 декабря 2014 года с регистрацией права собственности 23 декабря 2014 года, на основании договора купли-продажи доли нежилых зданий от 31 мая 2017 года с регистрацией права собственности 06 июня 2017 года (т. 1 л.д. 91-93, т.2 л.д. 181-186,200-205).
Также на момент принятия оспариваемого в части акта на кадастровом учёте под № было зарегистрировано нежилое здание, площадью 389,5 кв.м., количество этажей – 2, расположенное по адресу: <адрес>, наименование: мастерская; собственниками которого указаны административные истцы Манукян О.С., Трещева О.Р., Трещева Е.Р. (общая долевая собственность, по 1/3 доли в праве) (т. 1 л.д. 84-88, 96-98, 189-192, 164-167).
Данное здание приобретено административными истцами в собственность также на основании договора купли-продажи доли нежилых зданий от 19 декабря 2014 года с регистрацией права собственности 23 декабря 2014 года, на основании договора купли-продажи доли нежилых зданий от 31 мая 2017 года с регистрацией права собственности 06 июня 2017 года (т. 1 л.д. 96-98).
В оспариваемом в части акте эти объекты недвижимости включены в качестве зданий.
Как установлено, приведенные здания находятся на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «Магазины, производственная деятельность, деловое управление» (т. 1 л.д. 105-113).
08 августа 2016 года между Администрацией города Симферополя Республики Крым (арендодателем) и Манукяном О.С., Трещевой Е.Р., Трещевой О.Р. (арендатором) заключён договор аренды №197-2016 земельного участка, в соответствии с которым, Арендодатель обязуется передать Арендатору во временное владение и пользование земельный участок площадью 2505 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Участок предоставляется с видом разрешенного использования – производственная деятельность (код – 6.0), магазины (код – 4.4), деловое управление (код – 4.1). Категория земель: земли населенных пунктов. Договор действует в течение 6 (шести) лет с момента его подписания Сторонами (т.2 л.д. 131-135).
Дополнительными соглашениями от 15 июля 2021 года, 01 февраля 2022 года к Договору аренды земельного участка от 08 августа 2016 года №197-2016 внесены изменения в подпункт 2.3 пункта 2 Договора (т.2 л.д. 10-12, 52-53).
01 августа 2022 года между Администрацией города Симферополя Республики Крым (арендодателем) и Манукяном О.С., Трещевой Е.Р., Трещевой О.Р. (арендатором) заключён договор аренды №175-2022 земельного участка, в соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 6.1 которого, Арендодатель обязуется передать Арендатору во временное владение и пользование земельный участок площадью 2505 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Земельный участок расположен в зонах с особыми условиями использования территории: «Приаэродромная территория аэродрома «Симферополь» (90:00-6.927). Участок предоставляется с видом разрешенного использования – производственная деятельность (код – 6.0), магазины (код – 4.4), деловое управление (код – 4.1). Категория земель: земли населенных пунктов. Договор действует в течение 6 (шести) лет с момента его подписания Сторонами (т.2 л.д. 88-97).
При этом, как усматривается из указанного договора аренды, на этом земельном участке, кроме зданий с КН №, размещены иные нежилые здания: КН №, площадью 474,6 кв.м., и КН №, площадью 1405,4 кв.м.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости наименование и назначение приведенных нежилых зданий, очевидно, не являются безусловно определёнными в целях применения положений подпункта 1 пункта 1, пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов инвентаризационного дела №1216 на объекты недвижимости по вышеуказанному адресу усматривается, что в 2008 году земельный участок вышеприведенной площадью отводился Строительному производственному предприятию «СТРОИТЕЛЬ-ПЛЮС» с целью реконструкции существующих нежилых помещений и строительства новых для размещения торгово-производственного комплекса с административными помещениями.
На основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 28 января 2011 года №61, в соответствии со Свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 02 февраля 2011 года, у Строительно-производственного предприятия «СТРОИТЕЛЬ-ПЛЮС» возникло право собственности по <адрес> на нежилые здания: административное здание, А, общая площадь 1405,4 кв.м.; магазин, Б, общая площадь- 474,6 кв.м.; склад, В, общая площадь 559,2 кв.м.; мастерские, Г, общая площадь 389,5 кв.м.; сооружения.
В дальнейшем, Строительно-производственное предприятие «СТРОИТЕЛЬ-ПЛЮС» продало вышеперечисленные здания Обществу с ограниченной ответственностью «ТМ КОМПАНИ», которое, в свою очередь, в 2014 году - административным истцам.
При этом, в договоре при приобретении административными истцами нежилых зданий чётко указано их наименование: склад - КН № и мастерская – КН №.
Доказательств осуществления мероприятий по определению фактического использования вышеуказанного нежилого здания в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечня на 2023 год, административным ответчиком не представлено.
Судом же при выяснении данного обстоятельства установлено следующее.
Согласно Журналу подсчёта площади нежилого здания Литер В (КН №), общей площадью 559,2 кв.м., в здании имеются: на 1 этаже склад общей площадью 60,5 кв.м., л.кл. общей площадью 16,2 кв.м; склад общей площадью 31,3 кв.м.; склад общей площадью 33,3 кв.м.; склад общей площадью 33,0 кв.м.; склад общей площадью 32,7 кв.м.; склад общей площадью 32,5 кв.м.; павильон общей площадью 9,6 кв.м.; клад. общей площадью 5,2 кв.м.; цех общей площадью 26,1 кв.м.; цех общей площадью 249 кв.м.; на 2 этаже л.кл. общей площадью 16,2, склад общей площадью 59,9 кв.м.; пр.цех общей площадью 125,9 кв.м., с/узел общей площадью 4,1 кв.м., корид. общей площадью 15,7 кв.м., маст. общей площадью 16,8 кв.м., склад общей площадью 15,3 кв.м. (т. 2 л.д. 231-232).
01 июня 2020 года между индивидуальным предпринимателем Трещевой О.Р. (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Побирченко В.Р. (арендатором) заключён договор №67/57В аренды нежилого помещения, в соответствии с пунктами 1.1, 2.2.1 которого, Арендодатель сдает Арендатору за плату во временное пользование нежилые помещения, общей площадью 272 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (кадастровый №), 1-й этаж, с целью использования их в качестве производственного цеха. Арендатор обязуется использовать нежилое помещение исключительно по прямому назначению, указанному в предмете Договора. Срок действия настоящего договора устанавливается 11 месяцев с даты подписания сторонами акта приема-передачи нежилого помещения. В случае если ни одна из сторон за 30 календарных дней до окончания действия договора не заявит о его расторжении, договор считается заключенный сторонами на неопределённый срок (пункт 4.1 Договора) (т. 3 л.д. 151-154).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, дополнительным видом деятельности индивидуального предпринимателя Побирченко В.Р. являются: Производство мыла и моющих, чистящих и полируемых средств (код 20.41); Производство парфюмерных и косметических средств (код 20.42) (т. 3 л.д. 155-157).
01 октября 2020 года между индивидуальным предпринимателем Трещевой О.Р. (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Жердевым О.В. (арендатором) заключён договор №90/57В аренды нежилого помещения, в соответствии с пунктами 1.1, 2.2.1 которого, Арендодатель сдает Арендатору за плату во временное пользование нежилые помещения: нежилые помещения общей площадью 253,9 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (кадастровый №), 2-ой этаж с целью использования их в качестве склада для хранения лакокрасочных материалов. Арендатор обязуется использовать нежилое помещение исключительно по прямому назначению, указанному в предмете Договора. Срок аренды устанавливается с 01 октября 2020 года по 31 августа 2021 года (пункт 4.1) (т. 3 л.д. 158-161).
Данный договор перезаключался на аналогичных условиях 01 сентября 2021 года №125/57В (т. 3 л.д. 162-165), а также 01 августа 2022 года №167/57В и является действующим (т. 3 л.д. 166-169).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, дополнительным видом деятельности индивидуального предпринимателя Жердева О.В. является: Торговля розничная лакокрасочными материалами в специализированных магазинах (код 47.52.2) (т. 3 л.д. 170-171).
14 декабря 2020 года между индивидуальным предпринимателем Трещевой Е.Р. (арендодатель) и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Крым (арендатором) заключён договор аренды гаража №529385, в соответствии с пунктами 1.1, 1.3 которого, Арендодатель предоставляет во временное платное владение и пользование Арендатору строение – крытое место для стоянки автомобиля (далее-гараж), расположенное в <адрес>, общей площадью 33,3 кв.м., для стоянки автомобиля <данные изъяты> и хранения принадлежностей к нему. Гараж передается по акту приема-передачи одновременно с передачей ключей. Гараж сдаётся в аренду сроком на 12 месяцев – с «01» января 2021 года по «31» декабря 2021 года (включительно) (т.3 л.д. 172-175).
14 декабря 2021 года между индивидуальным предпринимателем Трещевой Е.Р. (арендодатель) и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Крым (арендатором) заключён договор аренды гаража №738, в соответствии с пунктами 1.1, 1.3 которого, Арендодатель предоставляет во временное платное владение и пользование Арендатору строение – крытое место для стоянки автомобиля (далее-гараж), расположенное в <адрес>, общей площадью 33,3 кв.м., для стоянки автомобиля <данные изъяты> и хранения принадлежностей к нему. Гараж передается по акту приема-передачи одновременно с передачей ключей. Гараж сдаётся в аренду сроком на 11 месяцев – с «01» января 2022 года по «30» ноября 2022 года (включительно) (т.3 л.д. 177-181).
30 ноября 2022 года между индивидуальным предпринимателем Трещевой Е.Р. (арендодатель) и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Крым (арендатором) заключён договор аренды гаража №854, в соответствии с пунктами 1.1, 1.3 которого, Арендодатель передает во временное платное владение и пользование Арендатору строение – крытое место для стоянки автомобиля (далее-гараж), расположенное в <адрес>, общей площадью 33,3 кв.м., для стоянки автомобиля <данные изъяты> и хранения принадлежностей к нему. Гараж сдаётся в аренду сроком на 1 месяц – с «01» декабря 2022 года по «31» декабря 2022 года (включительно) (т.3 л.д. 183-187).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым является: Управление финансовой деятельностью и деятельностью в сфере налогообложения (код 84.11.4) (т. 3 л.д. 189-194).
Таким образом, фактически нехилое здание с кадастровым № используется в производственных целях, в качестве склада для хранения лакокрасочных материалов, гаража для автомобиля.
Согласно Журналу подсчёта площади нежилого здания Литер Г (КН №), общей площадью 389,5 кв.м., в здании имеются: на 1 этаже л. кл. общей площадью 12,1 кв.м., кабин. общей площадью 31,9 кв.м; цех общей площадью 17,2 кв.м.; цех общей площадью 22,2 кв.м.; цех общей площадью 42,4 кв.м.; склад общей площадью 26,6 кв.м.; склад общей площадью 19,1 кв.м.; коридор общей площадью 6,6 кв.м.; клад. общей площадью 3,6 кв.м.; коридор общей площадью 9,5 кв.м.; с/узел общей площадью 4,8 кв.м.; вентел. общей площадью 2,5 кв.м., санузел общей площадью 4,6 кв.м.; на 2 этаже л.кл. общей площадью 17,2, коридор общей площадью 50,5 кв.м.; кабин. общей площадью 10,4 кв.м., кабин. общей площадью 8,1 кв.м., клад. общей площадью 4,2 кв.м., кабин. общей площадью 24,0 кв.м., кабин. общей площадью 24,0 кв.м., кабин. общей площадью 24,0 кв.м., кабин. общей площадью 24,0 кв.м. (т. 1 л.д. 49).
01 сентября 2020 года между индивидуальным предпринимателем Трещевой О.Р. (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «МОСЗООВЕТСНАБ» (арендатором) заключён договор №86/57в аренды нежилого помещения, в соответствии с пунктами 1.1, 2.2.1 которого, Арендодатель сдает Арендатору за плату во временное пользование нежилые помещения, общей площадью 389,5 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (кадастровый №), с целью использования их для хранения и производства медицинских инструментов и оборудования для осуществления ветеринарной деятельности. Арендатор обязуется использовать нежилое помещение исключительно по прямому назначению, указанному в предмете Договора. Срок аренды устанавливается с 01 сентября 2020 года по 31 июля 2021 года (т. 3 л.д. 129-132).
01 августа 2021 года между индивидуальным предпринимателем Трещевой О.Р. (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «МОСЗООВЕТСНАБ» (арендатором) заключён договор №121/57в аренды нежилого помещения, в соответствии с пунктами 1.1, 2.2.1 которого, Арендодатель сдает Арендатору за плату во временное пользование нежилые помещения, общей площадью 389,5 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (кадастровый №), с целью использования их для хранения и производства медицинских инструментов и оборудования для осуществления ветеринарной деятельности. Арендатор обязуется использовать нежилое помещение исключительно по прямому назначению, указанному в предмете Договора. Срок аренды устанавливается с 01 августа 2021 года по 30 июня 2022 года (т. 3 л.д. 133-136).
01 июля 2022 года между индивидуальным предпринимателем Трещевой О.Р. (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «МОСЗООВЕТСНАБ» (арендатором) заключён договор №160/57в аренды нежилого помещения, в соответствии с пунктами 1.1, 2.2.1 которого, Арендодатель сдает Арендатору за плату во временное пользование нежилые помещения, общей площадью 389,5 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (кадастровый №), с целью использования их для хранения и производства медицинских инструментов и оборудования для осуществления ветеринарной деятельности. Арендатор обязуется использовать нежилое помещение исключительно по прямому назначению, указанному в предмете Договора. Срок аренды устанавливается с 01 июля 2022 года по 31 мая 2023 года (т. 3 л.д. 137-140).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, дополнительным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «МОСЗООВЕТСНАБ» является: Производство медицинских инструментов и оборудования (код 32.50) (т. 3 л.д. 141-150).
Таким образом, фактически данное нежилое здание используется для хранения и производства медицинских инструментов и оборудования.
Иных сведений, позволяющих определить другое фактическое использование заявленных административными истцами нежилых зданий в материалах административного дела не содержится и административным ответчиком не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащих административным истцам зданий с кадастровыми номерами №, по адресу: <адрес> условиям, определённым в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и необходимых для включения данных зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, не представлено.
Таким образом, усматривается необоснованное включение административным ответчиком заявленных административными истцами объектов недвижимости – нежилых зданий в вышеуказанный Перечень, и несоответствие в связи с этим постановления Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2022 года №1264 в оспариваемой части закону, имеющему большую юридическую силу: положениям пунктов 1, 3, 4, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, чем нарушены права административных истцов: по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Поэтому заявленный административный иск Трещевой Е.Р., Трещевой О.Р., Манукяна О.С. подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Признавая недействующим оспариваемое в части постановление с момента его принятия, суд выходит из разъяснений пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №7359 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ №1264 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2023 ░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 559,2 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░5, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №7362 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ №1264 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2023 ░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 389,5 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░5, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16 ░░░░░ 2023 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>