Дело №а-499/2024
18RS0№-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2024 года <адрес> УР
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Д.В., при секретаре судебного заседания Лагуновой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карасев В.Ю. к Администрации МО «<адрес>» Удмуртской Республики» о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное в виде ответа за №, об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л :
Карасев В.Ю. обратился в суд с вышеуказанным заявлением о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное в виде ответа за №, об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, Карасев В.Ю. является собственником земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 382 000 кв.м.+/- 108 200 кв.м., расположенного в следующих границах адресного ориентира: УР, <адрес>, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по а/д М-7 Волга уч.Елабуга-Ижевск фед-Совхозный, северо-восточной границе н.<адрес>, юго-восточной и северо-восточной границе н.<адрес>, юго-восточной и северо-восточной границе н.<адрес>, а/д Непременная Лудзя-Лудорвай, южной, восточной и северной границе с/т «Вишневый», а/д Непременная Лудзя-Лудорвай, южной, восточной границе н.<адрес>, а/д Лудорвай-Ижевск-Ува, а/д Ижевск-Ува, а/д Ижевск-Ува-Шудья, восточной границе н.<адрес>, черте <адрес>, черте н.<адрес>, черте <адрес>, Горьковской ж/д, границе а/к «Агротэп», Горьковской ж/д, северной и западной границе н.<адрес>, границе с/т «Успех», южной границе н.<адрес>, Горьковской ж/д, а/д Каменное-р.Иж-Можгинский тракт, М-7 Волга уч.Елабуга-Ижевск фед.-Большая Венья, северной, западной и южной границе н.<адрес>, Горьковской ж/д, западной границе н.<адрес>.Бор, Горьковской ж/д.
Указанный участок принадлежит Карасеву В.Ю. на праве собственности на основании Договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ( право собственности зарегистрировано на основании записи в ЕГРН №-13 от ДД.ММ.ГГГГ) с разрешенным использованием земли сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного использования). Кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 860 340 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Карасев В.Ю. обратился в адрес Правительства УР с заявлением о переводе вида разрешенного использования в отношении данного земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 382 000 кв.м.+/- 108 200 кв.м, из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли для индивидуального жилищного строительства.
Рассмотрение поданного обращения было переадресовано в адрес ответчика: Администрации МО «<адрес>» Удмуртской Республики».
Решением Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ, Карасеву В.Ю. было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № его перевода в земли населенных пунктов с разрешенным использованием из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли для индивидуального жилищного строительства».
Указанное решение ответчика было оформлено в виде ответа за № от 06.06.2023г., на по данное мной обращение, при этом указанный ответ в адрес ответчиком по почте не направлялся, а был получен через моего представителя ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ был обусловлен необходимостью рассмотрения настоящего вопроса на публичных слушаниях, со ссылкой на п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ.
В ходе судебного рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Правительство УР.
В судебное заседании не явился административный истец Карасев В.Ю., административный ответчик Администрация МО «<адрес>» Удмуртской Республики», заинтересованное лицо Правительство УР надлежащим образом извещен о дне рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица.
Суд, изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
При этом ч.11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление (по данной категории дел) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено материалами дела, оспариваемое решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:08:016002:651 и его перевода в земли населенных пунктов с разрешенным использованием из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли для индивидуального жилищного строительства» вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Получено оистцом ДД.ММ.ГГГГ. Иного суду не представлено Административное исковое заявление подано 20.10.2023г., то есть в установленный законом срок.
Судом установлено, что Карасев В.Ю. является собственником земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенного в следующих границах адресного ориентира: УР, <адрес>, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала, граница которого проходит по а/д М-7 Волга <адрес>, северо-восточной границе н.<адрес>, юго-восточной и северо-восточной границе н.<адрес>, юго-восточной и северо-восточной границе н.<адрес>, а/д <адрес>
Указанный участок принадлежит Карасеву В.Ю. на праве собственности на основании Договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ( право собственности зарегистрировано на основании записи в ЕГРН № ДД.ММ.ГГГГ) с разрешенным использованием земли сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного использования). Кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 860 340 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Карасев В.Ю. обратился в адрес Правительства УР с заявлением о переводе вида разрешенного использования в отношении данного земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 382 000 кв.м.+/- 108 200 кв.м, из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли для индивидуального жилищного строительства.
Рассмотрение поданного обращения было переадресовано в адрес ответчика: Администрации МО «<адрес>» Удмуртской Республики».
Решением Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ, Карасеву В.Ю. было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № и его перевода в земли населенных пунктов с разрешенным использованием из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли для индивидуального жилищного строительства».
В соответствии с данным решением земельный участок относится к зоне СУ «Сельскохозяйственные угодья» и находится за чертой населенного пункта в соответствии с Правилами землепользования и Застройки муниципального образования «Пироговское», утвержденными Решением Совета депутатов муниципального образования «Пироговское» <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, Генеральным планом муниципального образования «Пироговское» от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденный Советом депутатов муниципального образования «Пироговское» <адрес> Удмуртской Республики (в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №).
Градостроительный регламент для земель сельскохозяйственного назначения не установлен.
Таким образом, изменение разрешенного использования указанного земельного участка на «индивидуальное жилищное строительство», а также его перевод в категорию земель населенных пуктов не предоставляется возможным
Дополнительно сообщено, что установлен границ населенных пунктов осуществляется путем внесения изменений в генеральный план муниципального образования
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Исходя из положений пункта 1 статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); земли населенных пунктов (подпункт 2).
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из положений частей 1, 2 статьи 37 ГК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно статье 30 ГК РФ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки.
В соответствии с положениями статьи 8 ГК РФ и статьи 11 ЗК РФ, вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, закрытый перечень которых указан в части первой названной статьи, в том числе в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Согласно п.4 ч.1 ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Как указано в ч.1 ст.84 ЗК РФ, установление, изменение границ населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, то есть путем утверждения генерального плана или внесения изменений в генеральный план муниципального образования.
Предусмотренные частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) установлено, что в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Как следует из части 4 указанной статьи, физическое лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, вправе направить в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Необходимо учитывать, что земельный участок находится за чертой населенного пункта, относится к землям сельскохозяйственного назначения, включен в зону сельскохозяйственных угодий. Перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов возможен после включения земельного участка в границы населенного пункта, при этом обязательно проведения публичных слушаний. Включение земельного участка в границы населенного пункта осуществляется путем утверждения генерального плана либо путем внесения изменений в генеральный план муниципального образования.
При этом, если не требуется предусмотренное частью 14 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ согласование с федеральными органами государственной власти, в установленный частью 18 названной статьи срок исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Материалы дела содержат ответ зам. главы Администрации-начальника Управления имущества и земельных ресурсов об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:08:016002:651, из содержания которого усматривается, что в соответствии с действующим Генеральным планом МО «Пироговское» <адрес> УР, земельный участок с кадастровым номером 18:08:016002651 расположен в зоне сельскохозяйственного использования за чертой населенного пункта. Установление изменение границ населенных пунктов осуществляется путем утверждения генерального плана или внесения изменений в генеральный план муниципального образования.
Принятие решений по данному вопросу отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления, который при принятии оспариваемых решений учитывал, в том числе, расположение земельного участка по отношению к границе населенного пункта, преследуемую административным истцом цель изменения категории земельных участков - осуществление индивидуального жилищного строительства, а также то обстоятельство, что полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Земельного кодекса, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном этим же Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона о переводе земель, земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (ч. 1 ст. 8 Закона о переводе земель).
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь означает перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пунктам 1 - 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем, в оспариваемом отказе от ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией МО «<адрес>» Удмуртской Республики» административному истцу разъяснен порядок отнесения земель к категории "земли населенных пунктов", внесения изменений в генеральный план и изменения границ населенного пункта.
При указанных обстоятельствах принятое Администрацией решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, законно и обоснованно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░ ░░░░░░
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░»
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░»
░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░