УИД № 76RS0009-01-2023-000233-45
Дело № 2а-170/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2023 г. п. Пречистое
Первомайский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Егоровой М.П.,
с участием зам. прокурора Первомайского района Ярославской области Ханджяна О.В.,
представителя административного ответчика – Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области по доверенности Гузиной И.В.,
представителя административного ответчика – главы администрации городского поселения Пречистое ярославской области – Мусинова Н.А.,
при секретаре судебного заседания Смирновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области, Администрации городского поселения Пречистое Ярославской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны,
у с т а н о в и л:
Прокурор Первомайского района Ярославской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом его уточнения) к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее по тексту, - МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях), Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области, Администрации городского поселения Пречистое Ярославской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны (далее по тексту, - ЗС ГО), расположенном по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенных прокуратурой Первомайского района Ярославской области проверок в отношении защитного сооружения гражданской обороны (ПРУ-777), расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что данное защитное сооружение находится в подвале, в котором располагаются отделение ФГУП «Почта России», линейный цех ПАО «Ростелеком», мировой суд, нотариус.
В результате проверки объекта надзора выявлены следующие нарушения:
1.Готовность защитного сооружения гражданской обороны для пользования по предназначению не обеспечена (в нарушение п. 1.7 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарег. в Минюсте России 25.03.2003 рег. № 4317);
2.Отсутствует ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит организация правильного учета ЗС ГО, содержание помещений, обеспеченности сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (в нарушение п. 1.3 приказа МЧС России от 15.12.2002 №583);
3.Отсутствует план приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, согласованный с территориальным органом МЧС России (в нарушение п. 6.1.4. приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
4.Отсутствуют звенья по обслуживанию ЗС ГО, для поддержания ЗС ГО
в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых не созданы группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости (в нарушение п. 1.4. приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
5. Отсутствуют средства индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинское имущество и инструмент согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным приложении № 2 (в нарушение п.1.5. приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
6.Отсутствуют запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязoчныe средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а к комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера, приведенным в приложении (в нарушение п. 1.6. приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
7.При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности не
выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;
8.Не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом,
и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно- герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
9.Отсутствует документация защитного сооружения: журнал оценки
технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план ввода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех мщений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема |и вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и шпации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, шла пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, жал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, Журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов (в нарушение гл.3.6. приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
10.Не проводится оценка технического состояния ЗС ГО при ежегодных, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации (в нарушение п. 4.1.1, п. 4,1,2 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
11. Не проведена комплексная оценка технического состояния ЗС ГО (проводится один раз в три года) (в нарушение п. 4.1.3 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
12.Отсутствуют акты с результатами оценки технического состояния ЗС ГО (в нарушение п. 4.1.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
13.Отсутствуют обозначения ЗС ГО и маршрутов движения к ним (в нарушение п. 6.2.5 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
14.Укрываемые не обеспечены возможностью размещения на нарах (при оборудовании ЗС ГО двухъярусными или трехъярусными нарами не установлена очередность пользования местами для лежания) (в нарушение п. 6.4.2 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
15. Не произведено окрашивание стен, потолков, перегородок (в нарушение п. 3.2.8, п.5.2.3 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
16. Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в разные цвета в соответствии с требованиями п. 3.2.10(в нарушение п.3.2.10 приказа МЧС от 15.12.2002 №583).
Согласно информации, предоставленной 30.04.2019 Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, данный объект состоит в реестре федерального имущества (РНФИ В13760000526), право собственности РФ не зарегистрировано, пользователь и балансодержатель не определен.
По информации, предоставленной 07.02.2020 Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, данное ПРУ в реестре федерального имущества не учтено, собственности РФ не зарегистрировано, на балансе МТУ Росимущества не состоит. Здание по данному адресу находится в собственности ПАО «Ростелеком».
По информации, предоставленной 26.01.2022 АО «Почта России», данное находится в федеральной собственности (РНФИ В13760000526), в хозяйственное ведение ФГУП «Почта России» не передавалось.
По изложенным основаниям, истец просил суд обязать ответчиков в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны, по адресу: <адрес>, путем приведения защитного сооружения гражданской обороны в состояние, соответствующее требованиям законодательства, а именно:
1. обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны для пользования по предназначению не обеспечена (в нарушение п. 1.7 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарег. в Минюсте России 25.03.2003 рег. № 4317);
2.назначить ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит организация правильного учета ЗС ГО, содержание помещений, обеспеченности сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (в нарушение п. 1.3 приказа МЧС России от 15.12.2002 №583);
3.составить план приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, согласованный с территориальным органом МЧС России (в нарушение п. 6.1.4. приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
4.определить звенья по обслуживанию ЗС ГО, для поддержания ЗС ГО
в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых не созданы группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости (в нарушение п. 1.4. приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
5. обеспечить ЗС ГО средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинское имущество и инструмент согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным приложении № 2 (в нарушение п.1.5. приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
6. обеспечить наличие запасов лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязoчныe средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а к комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера, приведенным в приложении (в нарушение п. 1.6. приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
7.обеспечить постоянную готовность к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;
8.обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом,
и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно- герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
9.подготовить документацию защитного сооружения: журнал оценки
технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план ввода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех мщений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема |и вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и шпации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, шла пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, жал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, Журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов (в нарушение гл.3.6. приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
10. провести оценку технического состояния ЗС ГО при ежегодных, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации (в нарушение п. 4.1.1, п. 4,1,2 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
11. провести комплексную оценку технического состояния ЗС ГО (проводится один раз в три года) (в нарушение п. 4.1.3 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
12.подготовить акты с результатами оценки технического состояния ЗС ГО (в нарушение п. 4.1.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
13. установить обозначения ЗС ГО и маршрутов движения к ним (в нарушение п. 6.2.5 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
14.обеспечить ЗС ГО возможностью размещения на нарах (при оборудовании ЗС ГО двухъярусными или трехъярусными нарами не установлена очередность пользования местами для лежания) (в нарушение п. 6.4.2 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583);
15. произвести окрашивание стен, потолков, элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета в соответствии с требованиями п. 3.2.10 (в нарушение п.3.2.10 приказа МЧС от 15.12.2002 №583).
В судебном заседании представитель административного истца – зам. прокурора Первомайского района Ярославской области Ханджян О.В. требования по уточненному административному исковому заявлению поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В представленном отзыве требования не признали, просили отказать в удовлетворении заявленных требований к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, в полном объеме, в обоснование указав следующее. Пунктом 1 поручения Президента Российской Федерации от 11.10.2022 № пр1918 (далее – Поручение) поручено Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) в срок до 26.12.2022 года совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и при участии органов местного самоуправления по согласованию с МЧС России на основании учетных сведений о защитных сооружениях гражданской обороны сформировать и утвердить перечень ЗС ГО необходимый для осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ полномочий в сфере защиты населения и подлежащих оформлению в собственность субъектов РФ и муниципальных образований (далее – Перечень). Согласно пункту 3 Поручения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить государственную регистрацию права собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на защитные сооружения гражданской обороны, включенные в перечень ЗС ГО подлежащих оформлению в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в срок до 26.10.2023 года. МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, а также Губернатором Ярославской области, ГУ МЧС России по Ярославской области утвержден перечень объектов защитных сооружений гражданской обороны, подлежащий оформлению в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для осуществления указанными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, в состав которого вошло спорное ЗС ГО с инвентарным номером 777-76. Распоряжением МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от 14.04.2023 года № 33-637-р Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области и органу местного самоуправления Ярославской области возложена обязанность обеспечить государственную регистрацию права собственности Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области на защитные сооружения, вошедшие в указанный выше перечень ЗС ГО. Согласно пункту 4 указанного распоряжения, настоящее распоряжение является основанием для возникновения права собственности Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области на данные защитные сооружения гражданской обороны. В силу абз. 31 ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи (абз. 33 ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ). Таким образом, в силу прямого указания закона (ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ) в предусмотренных им случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом момент возникновения права собственности определяется этим решением. МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обращает внимание, что распоряжение от 14.04.2023 года № 33-637-р принимающей стороной не оспорено в судебном порядке, кроме того, на часть ЗС ГО, указанных в распоряжении зарегистрировано право собственности соответствующих муниципальных образования Ярославской области, что свидетельствует о реализации данного поручения. Обязанность организаций обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны и принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию также предусмотрено пунктом 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Согласно п. 1.2 требования указанных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны. В силу п. 1.3 Правил в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитных сооружений гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Пунктом 1.4 Правил установлено, что для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости. МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в настоящее время не является собственником имущества, указанного в иске, кроме того, не может являться организацией, эксплуатирующей данное имущество, при указанных выше обстоятельствах на МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях не может быть возложена обязанность по приведению, указанных выше ЗС ГО в нормативное состояние. Согласно позиции Минфина России, отраженной в протоколе Росимущества от 26.10.2022 года № 239, средства на восстановление ЗС ГО Росимуществу выделяться не будут в связи с тем, что в обязанности Росимущества не входят мероприятия по гражданской обороне и укрытию населения, вследствие чего расходование денежных средств будут являться нецелевым. В протоколе совещания в Минфине России от 20.07.2022 года № 28-03-07/71318 с участием полномочных представителей МЧС России и Росимущества отмечена согласованная позиция участников совещания об отнесении к полномочиям субъектов Российской Федерации поддержание в состояние постоянной готовности сил и средств гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 года № 28-Ф,З «О гражданской обороне» в связи с чем, содержание и восстановление защитных сооружений гражданской обороны является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, соответствующих муниципальных образований на территории которого располагается защитное сооружение гражданской обороны (апелляционное определение Ярославской областного суда от 31.03.2023 года по делу №33а-2227/2023, от 16.05.2023 года по делу №33а-3070/2023). В соответствии с определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2023 года по делу №88-18709/2023, определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2023 года по делу №41-КГ23- 4-К4 возлагая на МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обязанность привести ЗС ГО в соответствии с его нормами и правилами, а также устанавливая сроки исполнения такой обязанности, суд первой инстанции должен установить объемы работ и затрат, которые должен привести ответчик для исполнения решения суда, в каком порядке это необходимо сделать, а также выяснить, являются ли установленные судом сроки с учетом процесса бюджетного финансирования реальными, а решение исполнимым.
Представитель административного ответчика – Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области по доверенности Гузина И.В. в судебном заседании требования не признала, указав, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация городского поселения Пречистое Ярославской области, так как защитное сооружение находится на территории поселка.
Представитель административного ответчика – Администрации городского поселения Пречистое Ярославской области – глава городского поселения Мусинов Н.А. в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора возражений не представил, но указал, что для исполнения требований прокурора срок в 1 год будет недостаточным, так как бюджет на 2024год уже сформирован. Просил увеличить срок до 18 месяцев.
Представитель заинтересованного лица - ОНД по Даниловскому, Первомайскому и Любимскому районам УНД ГУ МЧС России по Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений в суд не представили.
Представитель заинтересованного лица – АО «Почта России» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений в суд не представили.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Ростелеком» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном отзыве указали, что ПАО «Ростелеком» является собственником некоторых помещений в здании по адресу: <адрес>, а именно: помещения №№ 28-39, 22-25, 20 первого этажа, №№ 31-33, 17-23 второго этажа, №№ 1-4,13-22, 24 третьего этажа. Подвальное помещение, в котором находится защитное сооружение гражданской обороны, ПАО «Ростелеком» не принадлежит, это помещение ПАО «Ростелеком» для своей деятельности не использует. Также, в соответствии с договором №72 от 30.12.1997, заключенным Департаментом по управлению госимуществом Администрации Ярославской области с ОАО «Яртелеком» (правопредшественник ПАО «Ростелеком»), в отношении указанного в исковой заявлении защитного сооружения какие-либо обязанности ПАО «Ростелеком» отсутствуют в виду отсутствия факта его передачи ПАО «Ростелеком». К тому же в апелляционном определении Ярославского областного суда от 16.05.2023 по делу № 33а-3070/2023 (в первой инстанции № 2-141/2022) указано, что согласно перечню защитных сооружений гражданской обороны, утвержденному 21.11.2022 года начальником МЧС России по Ярославской области, Губернатором Ярославской области, врио руководителя МТУ Росимущества во Владимирской. Ивановской, Костромской и Ярославской областях, защитное сооружение гражданской обороны № 777-76, расположенное по адресу: <адрес>. передается в муниципальную собственность. На основании изложенного, отсутствуют правовые основания для определения ПАО «Ростелеком» в качестве балансодержателя защитного сооружения гражданской обороны, указанного в исковом заявлении прокурора Первомайского района Ярославской области, и обязании ПАО «Ростелеком» обеспечить его надлежащее содержание.
Представитель заинтересованного лица – ФКУ УИИ УФСИН России по Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений в суд не представили.
Заинтересованные лица Рашоян А.А. и Асоян Р.Н. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений в суд не представили.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав позицию представителей административного истца, ответчиков, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно п. 1 ст.8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.
Согласно п.2 ст.8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе, в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
В соответствии с п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309, к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе:
убежища - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;
противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени;
укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
Согласно п.9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Согласно п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309, организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Вместе с тем, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11.10.2022 № пр-1918, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при участии органов местного самоуправления по согласованию с МЧС России, поручено сформировать и утвердить перечень ЗС ГО, необходимый для осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ полномочий в сфере защиты населения и подлежащих оформлению в собственность субъектов РФ и муниципальных образований; а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить государственную регистрацию права собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на защитные сооружения гражданской обороны, включенные в перечень ЗС ГО, подлежащих оформлению в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно позиции Минфина России, отраженной в протоколе Росимущества от 26.10.2022 года № 239, средства на восстановление ЗС ГО Росимуществу выделяться не будут в связи с тем, что в обязанности Росимущества не входят мероприятия по гражданской обороне и укрытию населения, вследствие чего расходование денежных средств будут являться нецелевым.
В протоколе совещания в Минфине России от 20.07.2022 года № 28-03-07/71318 с участием полномочных представителей МЧС России и Росимущества отмечена согласованная позиция участников совещания об отнесении к полномочиям субъектов Российской Федерации поддержание в состояние постоянной готовности сил и средств гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», в связи с чем, содержание и восстановление защитных сооружений гражданской обороны является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, соответствующих муниципальных образований, на территории которого располагается защитное сооружение гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Согласно п.3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что на территории Первомайского района Ярославской области располагается защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ №), расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное ЗС ГО находится в подвальном помещении данного здания.
Статус убежища определен наличием паспорта, в котором указано, что защитное сооружение общей площадью 157 кв.м., вместимостью 100 человек, введено в эксплуатацию 25.11.1985 г. и имеет класс П-5.
Указанное защитное сооружение учтенj в реестре федеральной собственности и имеет реестровый номер в реестре Федерального имущества РНФИ 13760000526.
Строение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности ПАО «Ростелеком», ФГУП «Почта России», ФКУ УИИ УФСИН России по Ярославской области, Асоян Р.Н., Расоян А.А., что подтверждается выписками из ЕГРН, в соответствии с которыми подземные этажи в указанном здании отсутствуют.
Действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.
В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Однако, исходя из взаимосвязи норм, предусмотренных Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года N 583, с учетом поручения Президента Российской Федерации от 11.10.2022 № пр-1918, позиции Минфина России, отраженной в протоколе Росимущества от 26.10.2022 года № 239, надлежащим ответчиком в данном случае являются органы местного самоуправления в лице Администрации городского поселения Пречистое Ярославской области, на территории которого находится защитное сооружение.
В соответствии с актами инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (ПРУ) от 10.10.2023, защитное сооружение гражданской обороны (укрытие) №777-76, расположенное по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, выявлены нарушения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны, в связи с чем, не выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, заявленных к Администрации городского поселения Пречистое Ярославской области, которая, в данном случае, будет являться надлежащим ответчиком, и отказе в удовлетворении иска в части требований, заявленных к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Администрации Первомайского района Ярославской области.
Вместе с тем, суд считает, что заявленный в административном иске срок для приведения защитного сооружения гражданской обороны в состояние, соответствующее требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года N 583 не отвечает требованиям разумности и обоснованности, так как бюджет на 2024 год уже утвержден.
Для исполнения решения суда административному ответчику будет необходимо провести значительный объем работ изысканию денежных средств для исполнения решения суда, в связи с чем суд полагает необходимым установить срок – 1год 6 месяцев.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1057602100049, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.12.2005) ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ 15.12.2002 ░░░░ N 583, ░ ░░░░░░:
1. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░;
2.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
3.░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░;
4.░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░
░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░;
5. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 2;
6. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░o░░░e ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░;
7.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░;
8.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░,
░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
9.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ |░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░), ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░;
10. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░;
11. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░;
12. ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░;
13. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░;
14. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░;
15. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.12.2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░