Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-123/2023 ~ М-98/2023 от 01.03.2023

Дело №2а-123/2023 УИД 57RS0004-01-2023-000104-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2023 года г. Дмитровск Орловской области

Дмитровский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Бирюкова А.А.,

при секретаре Князьковой О.Н.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании в помещении Дмитровского районного суда Орловской области административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области к Парамонову Михаилу Петровичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 28050 руб., с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обращения в суд,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы России по Орловской области (правопреемник МРИ ФНС России №8 по Орловской области) обратилось в суд с административным иском к Парамонову Михаилу Петровичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме 1450 руб.

В обоснование административного иска указано, что Парамонов М.П. состоит на налоговом учете в УФНС России по Орловской области (далее – налоговый орган) в качестве налогоплательщика (ИНН №) и в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги.

Согласно сведениям, полученным налоговым органом, за Парамоновым М.П. зарегистрирован автомобиль – <...>, государственный регистрационный знак №, мощностью 330 лошадиных сил.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено уведомление об уплате налога, однако в установленные сроки налог уплачен не был.

Налоговым органом ответчику выставлено требование от 15.12.2017 №15516 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии задолженности по налогам. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения в суд административный истец ссылается на Определение Конституционного Суда Российской Федерации (без указания реквизитов данного документа) об обязанности налогоплательщика регулярно перечислять определенную денежную сумму в качестве налога в пользу государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

На основании вышеизложенного административный истец просит восстановить пропущенный срок и взыскать с Парамонова М.П. недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 28050 руб.

Представитель административного истца - Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте предварительного судебного заседания административный истец был уведомлен надлежащим образом.

В судебное заседание административный ответчик Парамонов М.П. не явился, о времени и месте предварительного судебного заседания был извещена надлежащим образом.

В силу положений ст. 150 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Кроме того, суд учитывает, что сведения о времени и месте предварительного судебного заседания были размещены на официальном сайте Дмитровского районного суда Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://dmitrovsky.orl.sudrf.ru. Данные сведения являются открытыми и общедоступными.

Исследовав представленные письменные доказательства,судприходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность закреплена также в п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В силу положений пункта 1 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с п.4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Как следует из п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу положений п. 1 ст. 70 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться пеней.

В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 №401-ФЗ) пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 48 НК (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу абз. 3 п. 2 ст. 48 НК (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов административного дела следует, что срок исполнения самого раннего требования, а именно: требования №15516 от 15.12.2017 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 15 декабря 2017 года, направленного в адрес административного ответчика, установлен – до 07 февраля 2018 года. Сумма задолженности по транспортному налогу, числящаяся за Парамоновым М.П., на момент выставления требования превышала 3000 рублей.

Таким образом, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по земельному налогу с должника в течение шести месяцев со дня истечения указанного срока исполнения самого раннего требования, то есть в период с 08 февраля 2018 года по 08 августа 2018 года включительно.

Судом установлено, что налоговый орган в феврале 2023 года обратился к мировому судье судебного участка Дмитровского района Орловской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Парамонова М.П. недоимки по налогам и пени, с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка Дмитровского района Орловской области от 08 февраля 2023 года отказано в принятии заявления Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Парамонова М.П. недоимки по транспортному налогу, с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа.

В Дмитровский районный суд Орловской области с административным исковым заявлением о взыскании с Парамонова М.П. задолженности по уплате земельного налога и пени налоговый орган обратился 27 февраля 2023 года.

Таким образом, как к мировому судье судебного участка Дмитровского района Орловской области, так и в Дмитровский районный суд Орловской области налоговый орган обратился с заявлением о взыскании с Парамонова М.П. задолженности по уплате земельного налога за пределами срока, установленного абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный истец, заявляя перед судом ходатайство о восстановлении пропущенного срока, каких-либо уважительных причин столь длительного пропуска указанного срока и обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате налога в установленный законом срок, не привел.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями статьи 48 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ НК (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу закона налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности причин их пропуска.

Предусмотрев в Налоговом кодексе Российской Федерации и Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам, и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27 марта 2018 года N 611-О и от 17 июля 2018 года N 1695-О).

Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна быть учтена и применительно к вопросу восстановления срока на обращение в суд с административным иском, а, следовательно, и сроков, установленных п.п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ссылки административного истца на реорганизацию ИФНС России по Орловской области, в результате которой полномочия инспекции, в том числе полномочия по взысканию в судебном порядке с налогоплательщиков сумм налога и пени, перешли к правопреемнику – УФНС России по Орловской области, не могут являться уважительными причинами пропуска срока для обращения в суд. Кроме того, реорганизация имела место 29.08.2022, то есть уже по истечении установленного законом процессуального срока.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что процессуальный срок административным истцом пропущен без уважительной причины и не находит оснований для восстановления срока обращения в суд с данным административным исковым заявлением, административным истцом в настоящем деле не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу обратиться в суд в установленные законом сроки, и не приведено никаких доводов в обоснование необходимости восстановления пропущенного процессуального срока, которые могли бы быть оценены судом как уважительные причины пропуска установленного законодательством о налогах и сборах срока.

В соответствии с ч.1 ст. 290 КАС РФ решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

Согласно ч.5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области к Парамонову М.П. о взыскании недоимки по налогам, без исследования иных фактических обстоятельств по данному делу по причине пропуска налоговым органом без уважительной причины срока обращения в суд с данным административным исковым заявлением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 138, 175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░░░ 28050 ░░░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 24 ░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-123/2023 ~ М-98/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области
Ответчики
Парамонов Михаил Петрович
Суд
Дмитровский районный суд Орловcкой области
Судья
Бирюков Андрей Андреевич
Дело на сайте суда
dmitrovsky--orl.sudrf.ru
01.03.2023Регистрация административного искового заявления
01.03.2023Передача материалов судье
06.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.03.2023Предварительное судебное заседание
24.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее