Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-101/2023 ~ М-43/2023 от 08.02.2023

№ 2а-101/2023

УИД 26RS0032-01-2023-000084-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Степное 6 марта 2023 года

Степновский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Соловьянова А.Н.,

при секретаре судебного заседания Поплутиной И.С.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Степновского района Миранова Р.Р.,

представителя административного ответчика администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края Кузьмы И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Степновского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Степновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

установил:

прокурор Степновского района в интересах неопределенного круга лиц

обратился в суд с административным иском к администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края (далее – администрация) о признании бездействия незаконным, выразившимся в непринятии мер по ликвидации свалки, размещенной на земельном участке, расположенном по адресу: ...,
..., ..., возложении обязанностей в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку по указанному адресу.

Свои доводы административный истец мотивирует тем, что прокуратурой Степновского района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в деятельности администрации. По результатам которой установлено, что в нарушение законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами на территории округа допущено размещение незаконной свалки на земельном участке, относящимся к землям населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, расположенном по вышеуказанному адресу.

В судебном заседании помощник прокурора Степновского района Миранов Р.Р. заявленные требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Кузьма И.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административных исковых требований,

просил увеличить срок для исполнения решения суда до 1 года 6 месяцев.

Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны по делу, оценив представленные доказательства и дав им оценку по правилам
ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9
ст. 226 КАС РФ).

Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца, в данном случае нарушение прав неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) и ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания.

В силу п. 2 ст. 2 и ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, при этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.?

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пункт 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определение», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с абз. 4 и 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федераций лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абз. 2 п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Согласно п. 17 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.

В соответствии с требованиями п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Судом установлено, что прокуратурой Степновского района проведена проверка соблюдения администрацией требований законодательства об охране окружающей среды.

В ходе проведения проверки установлено, что в ... года выявлены нарушения природоохранного законодательства в виде размещения незаконной свалки (размещение отходов производства и потребления) на земельном участке по адресу: ..., ...

Из материалов дела следует, что незаконная свалка размещена на земельном участке, относящемся к землям населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, расположенном по адресу: ..., .... На земельном участке осуществляется размещение и хранение ТБО и мусора. Бытовые отходы находятся на земле, разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению территории. Правообладатель земельного участка не установлен.

... главе администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды. Ответом от ... сообщено об отсутствии финансовых ресурсов для устранения выявленных нарушений.

Таким образом, судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что непринятие администрацией мер по ликвидации несанкционированной свалки, а также по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального округа, влечет за собой образование стихийных свалок, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Степновского муниципального округа, чье гарантированное Конституцией РФ право на благоприятную окружающую среду нарушено, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Судом также установлено, что собственник отходов, расположенных на указанном земельном участке не установлен, несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном на территории Степновского муниципального округа, за участки отвечает орган местного самоуправления, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на указанный земельный участок.

Поскольку сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся на территории округа, создает опасность причинения вреда окружающей среде, административные исковые требования о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд считает возможным увеличить срок для исполнения решения суда до 1 года 6 месяцев, учитывая финансовое положение административного ответчика и временные промежутки необходимые для устранения выявленных нарушений.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...,
..., ....

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ....

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░. 177 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14 ░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-101/2023 ~ М-43/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Степновского района Ставропольского края
Миранов Р.Р.
Ответчики
Администрация Степновского муниципального округа
Суд
Степновский районный суд Ставропольского края
Судья
Соловьянов Андрей Николаевич
Дело на сайте суда
stepnovsky--stv.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация административного искового заявления
08.02.2023Передача материалов судье
10.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.02.2023Предварительное судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
14.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее