Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1346/2024 ~ М-252/2024 от 16.01.2024

            50RS0№-87                                             Дело №а-1346/2024

РЕШЕНИЕ СУДА

именем Российской Федерации

26 февраля 2024 года

Дмитровский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Якимовой О.В.,

при секретаре ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению НАО ПКО «Первое клиентское бюро» к начальнику отдела – старшему судебному приставу ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> ФИО1, судебному приставу-исполнителю ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> ФИО2, ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> и ГУ ФССП России по <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

НАО ПКО «Первое клиентское бюро» (далее НАО ПКО «ПКБ») обратилось в суд с административным иском к начальнику отдела – старшему судебному приставу ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> ФИО4 Р.М., судебному приставу-исполнителю ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> ФИО7 М.А., ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> и ГУ ФССП России по <адрес>, заявив требования о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.

В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ Дмитровским ФИО5 ГУФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника ФИО3; полагает, что судебным приставом-исполнителем не принимаются меры по принятию полного комплекса мер, направленного на своевременное исполнение требований исполнительного документа, долг до настоящего времени не погашен, а со стороны старшего судебного пристава допускается бездействие в части не осуществления контроля за деятельностью судебного пристава-исполнителя в рамках возбужденного исполнительного производства.

Представитель административного истца НАО ПКО «ПКБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, административное исковое заявление содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административные ответчики: начальник отдела – старший судебный пристав ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> ФИО4 Р.М., судебный пристав-исполнитель ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> ФИО7 М.А., представители ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> и ГУ ФССП России по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, возражений не представили.

Заинтересованные лица: ФИО3 и представитель ФССП России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, мнения по административному иску не выразили.

Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению.

Статьями 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон №229-ФЗ) закреплено право граждан, организаций, иных лиц оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если они полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (статья 4 Закона № 229-ФЗ).

В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что в производстве ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> (судебный пристав-исполнитель ФИО7 М.А.) находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ. на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании с ФИО3 в пользу НАО «ПКБ» денежных средств в размере <данные изъяты> руб.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Общество указывает, что по указанному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем не принимается полный комплекс мер, направленных на исполнение судебного акта, старший судебный пристав не осуществляет контроль в отношении исполнительного производства, что приводит к нарушению срока, в течение которого производство должно быть окончено.

В части заявленных административных исковых требований, предъявленных к начальнику отдела - старшему судебному приставу ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> ФИО4 Р.М. о признании незаконным бездействия, выразившегося, по мнению истца, в неосуществлении контроля за действиями должностных лиц вверенного ему подразделения, в том числе в части организации делопроизводства и контроля за соблюдением установленных Инструкцией правил документирования и документооборота в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Службы, суд приходит к следующим выводам.

Предметом правового регулирования Приказа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» является установление единых требований к подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности Службы документов и порядок документооборота (кроме секретного делопроизводства), обязательных для всех федеральных государственных гражданских служащих (далее - государственные служащие) центрального аппарата и территориальных органов Службы.

Действительно, пунктом 1.6 названной Инструкции установлено, что организацию делопроизводства и контроль за соблюдением установленных Инструкцией правил документирования и документооборота в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Службы, в том числе особенностей делопроизводства при работе с обращениями граждан, осуществляют руководители структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы.

Между тем, в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении старшим судебным приставом ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> названной Инструкции.

Кроме того, непосредственное осуществление функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в силу положений части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Частью 1 статьи 12, статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Судебный пристав-исполнитель является самостоятельным должностным лицом и несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»).

Исходя из положений пункта 1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» формой контроля за решением, действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя со стороны вышестоящего должностного лица является проверка таких решений, действий (бездействия) в порядке подчиненности на основании заявлений сторон исполнительного производства, иных заинтересованных лиц.

Из приведенных норм закона следует, что судебный пристав-исполнитель является самостоятельным должностным лицом, которое наделено правом совершать исполнительные действия в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об исполнительном производстве», чьи действия (бездействия) могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства.

Кроме того, из смысла положений статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» следует, что старший судебный пристав осуществляет общее руководство подразделением судебных приставов, организует работу подразделения судебных приставов, при этом не осуществляет контроль по исполнению каждого поступившего в подразделение на исполнение исполнительного документа, что отнесено к компетенции конкретного судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, действующим законодательством установлены пределы компетенции и ответственности каждого должностного лица структурного подразделения ФССП; законом не предусмотрено, что старшим судебным приставом осуществляется контроль непосредственно по каждому исполнительному производству, старший судебный пристав осуществляет общий контроль за структурным подразделением ФССП; невыполнение каких-либо действий в рамках возбужденного исполнительного производства является пределом ответственности конкретного судебного пристава-исполнителя, что может являться предметом оспаривания в рамках судебного надзора.

Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к начальнику отдела – старшему судебному приставу, суд не усматривает.

В части административных исковых требований, предъявленных к судебному приставу-исполнителю ФИО7 М.А. о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном направлении процессуальных документов о принятых мерах принудительного исполнения, суд приходит к следующим выводам.

Административный истец в исковом заявлении ссылается то, что исходя из аналогии права, применяя нормы ч.17 ст.30, ч.6 ст.47, ч.7 ст.64.1, ч.7 ст.80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что процессуальные документы о принятых мерах принудительного исполнения, вынесенные судебным приставом, подлежат направлению стороне исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения процессуального документа.

Между тем, положениями статьи 50 и 50.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены права и обязанности сторон в исполнительном производстве и порядок их взаимодействия Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами, в частности установлен порядок ознакомления сторон с материалами исполнительного производства.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых судебный пристав-исполнитель уведомляет взыскателя о совершении каких-либо процессуальных действий (например, направление постановлений о возбуждении исполнительного производства, об окончании исполнительного производства и др.); уведомление взыскателя о совершении каждого исполнительского действия действующим законодательством не предусмотрено

Таким образом, доводы административного истца являются несостоятельными и основанными на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в несвоевременном направлении процессуальных документов о принятых мерах принудительного исполнения, у суда не имеется.

Из положений статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» следует, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, в связи с чем ему предоставлены соответствующие права, подробно изложенные в пункте 2 данной статьи.

Согласно положений части 1 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Исходя из изложенного, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего административного дела, является соблюдение судебным приставом-исполнителем сроков совершения исполнительных действий, их полнота, эффективность и достаточность, осуществление контроля за ходом исполнительного производства, включая контроль за получением запрошенных им сведений, а также выяснение причины, по которым решение суда не представляется возможным исполнить, и данные обстоятельства должны быть доказаны судебным приставом-исполнителем.

В нарушение части 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о совершении действий, направленных на своевременное исполнение требований исполнительного документа.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованным признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес> ФИО7 М.А. в рамках исполнительного производства №-ИП, выразившееся в не принятии комплекса мер, направленных на своевременное исполнение требований исполнительного документа, и полагает необходимым обязать судебного пристава-исполнителя ФИО4 ГУ ФССП России по <адрес>, в чьем производстве находится или будет находиться исполнительное производство №-ИП, принять комплекс мер принудительного характера, направленных на исполнение требований исполнительного документа.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований о признании бездействия незаконным в части не совершения действий, перечисленных истцом в исковом заявлении, и обязании их совершить, суд отказывает, поскольку судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░4 ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░1, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░2, ░░░4 ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░7 ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░4 ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░1, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░2, ░░░4 ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1346/2024 ~ М-252/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
НАО ПКО "Первое клиентское бюро"
Ответчики
ГУФССП России по Московской области
Дмитровское РОСП ГУФССП России по МО
Судебный пристав-исполнитель Дмитровского РОСП Лисов М.А.
Начальник отдела Дмитровского РОСП Музаев Р.М.
Другие
Степанова Наталья Николаевна
ФССП России
Суд
Дмитровский городской суд Московской области
Судья
Якимова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
dmitrov--mo.sudrf.ru
16.01.2024Регистрация административного искового заявления
16.01.2024Передача материалов судье
19.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2024Подготовка дела (собеседование)
30.01.2024Рассмотрение дела начато с начала
26.02.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2024Дело оформлено
22.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее