Дело № 2а-2754/2020 29.09.2020
78RS0017-01-2020-000253-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Никитиной Н.А.,
при секретаре Погребной А.С.,
с участием представителя административного ответчика Черневича А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Шаколина Сергея Вячеславовича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
Шаколин С.В. обратился в суд с административным иском и просил признать незаконными действия административного ответчика, выразившееся в неправомерном отказе от снятия персональных данных с пофамильного учета и перевода в архивные фонды автоматизированных оперативно-справочных картотек путем присвоения знака логического удаления.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права административный истец просил обязать административного ответчика принять необходимые меры по снятию документов о судимости административного истца с пофамильного учета оперативно-справочных картотек, перевести их в архивные фонды автоматизированных оперативно-справочных картотек путем присвоения знака логического удаления.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 27.05.2019 на основании его заявления Информационным центом ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области была предоставлена справка о наличии (отсутствии) судимости, в которой была указана следующая информация:
1) ДД.ММ.ГГГГ по приговору <данные изъяты> <адрес> осужден по ст. <данные изъяты> УК РСФСР <данные изъяты> лишения свободы. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно ст. 55 УК по пост. Сегежского н/с КАССР от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>.
2) ДД.ММ.ГГГГ по приговору <данные изъяты> <адрес> осужден по ст. <данные изъяты> УК РСФСР <данные изъяты> лишения свободы. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока»
21.10.2019 Шаколин С.В. направил в ГУМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заявление, в котором просил исключить сведения о его погашенных судимостях из пофамильной картотеки оперативно-справочного учета полиции.
Письмом от 14.11.2019 административному истцу было отказано, истец полагает данный отказ необоснованным.
С учетом требований ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела.
Заслушав представителя административного ответчика, возражавшего по иску, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из содержания пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
27.05.2019 Шаколину С.В. выдана справка о наличии (отсутствии) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, из которой следует, что имеются сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации.
1) ДД.ММ.ГГГГ по приговору <данные изъяты> <адрес> осужден по ст. <данные изъяты> УК РСФСР <данные изъяты> лишения свободы. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно ст. 55 УК по пост. Сегежского н/с КАССР от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>.
2) ДД.ММ.ГГГГ по приговору <данные изъяты> <адрес> осужден по ст. <данные изъяты> УК РСФСР <данные изъяты> лишения свободы. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока» (л.д.№).
21.10.2019 Шаколин С.В. обратился с заявлением о прекращении обработки персональных данных (л.д.№).
14.11.2019 представителю Шаколина С.В. Пимонову В.А. направлен ответ, в котором указано, что согласно требованиям Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в справке указывается вся информация, находящаяся на момент подготовки документа в оперативно-справочных учетах ИЦ ГУ МВД России. Во исполнение «Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Приказом МВД России от 12 февраля 2014 года N 89дсп, учетные документы в оперативно-справочных учетах ИЦ ГУ МВД России хранятся согласно определенных сроков независимо от снятия и погашения судимости (л.д.№).
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информационный центр использует в своей деятельности федеральную информационную систему, созданную в целях реализации полномочий органов государственной власти по предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию преступлений и предназначенную для информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов. Персональные данные субъекта, находящиеся на оперативно-справочном учете Информационного центра, не являются общедоступной информацией, их обработка осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
В соответствии с нормативными положениями статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон "О полиции") полиция вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных (часть 1); внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления (пункт 2 части 3); полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (часть 4); информация, содержащаяся в банках данных, представляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 5); обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (часть 7); персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (часть 8).
Обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, поэтому соответствует принципам, закрепленным статьей 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
Для поиска информации о наличии (отсутствии) неснятых или непогашенных судимостей по учетам ГИЦ МВД России, информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации необходим полный комплекс установочных данных, позволяющий достоверно установить, во-первых, факт наличия (отсутствия) неснятых или непогашенных судимостей и, во-вторых, факт того, что эти сведения относятся именно к конкретному лицу.
Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденное Приказом МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 39/1070, определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
В силу подпунктов 27, 28 Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.
Пунктами 40, 41 Положения предусмотрено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям и основания учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
Изготовление справок о наличии (отсутствии) судимости осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом МВД России от 27 сентября 2019 N 660 (далее - "Административный регламент").
В соответствии с пунктом 76.3 Административного регламента в графе "имеются (не имеются) сведения об осуждении на территории Российской Федерации" при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, дата и основание снятия судимости.
Согласно пункту 4.1 приложения N 1 к "Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Приказом МВД России от 12 февраля 2014 года N 89дсп, на пофамильный учет ставятся граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы на определенный срок, условно осужденные, а также с отсрочкой отбывания наказания, в отношении которых судом вынесено решение о замене указанного вида наказания на лишение свободы или направлении в места лишения свободы для дальнейшего отбывания наказания. В соответствии с пунктами 15.1, 15.2 в пофамильных учетах ГИАЦ МВД РОССИИ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости, учетные алфавитные карточки формы 1 в пофамильных картотеках на осужденных лиц хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости независимо от срока и вида наказания.
Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и выражается в предоставлении информации о судимости по заявлению каждого обратившегося за ней лица.
Действия административного ответчика при выдаче запрашиваемой справки соответствовали требованиям указанных выше законов.
Наличие в информационных базах данных, предусмотренных законом, сведений о наличии судимости административного истца не ущемляет прав последнего, поскольку никем не оспаривается, что судимости административного истца погашены, соответственно аннулированы все правовые последствия, связанные с ними. Действия административного ответчика по сохранению внесенных в базу данных сведений о привлечении Шаколина С.В. к уголовной ответственности и их сохранение, требованиям действующего законодательства соответствуют и прав административного истца не нарушают, препятствий к осуществлению его прав и свобод не создают.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований суд полагает необходимым отказать.
Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.10.2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░