Дело № 2а-1990/2020
УИД:59RS0004-01-2021-002354-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,
при секретаре Бикаевой Г.А.,
с участием представителя административного ответчика Коскова В.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми к Шавшукову ФИО5 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Шавшукову Д.В. с требованиями о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц за 2014 года в размере 35902 рубля, пени в размере 108 рублей 60 копеек.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что Шавшуков Д.В. является плательщиком земельного налога. Шавшукову Д.В. начислен земельный налог с физических лиц за 2014 год в размере 35902 рубля, поскольку налоги своевременно не уплачены административным ответчиком, в адрес Шавшукова Д.В. Инспекцией направлено требование от 13.12.2017 года № 6813. Вместе с тем, требования налогового органа о погашении имеющейся задолженности, в установленные сроки не исполнены. На основании заявления Инспекции о вынесении судебного приказа выдан судебный приказ, в связи с поступившими возражениями должника мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми вынесено определение от 01.08.2018 года об отмене судебного приказа в отношении Шавшукова Д.В.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми просит взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу с физических лиц за 2014 года в размере 35902 рубля, пени в размере 108 рублей 60 копеек, а также восстановить пропущенный процессуальный срок.
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направил.
Административный ответчик Шавшуков Д.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения настоящего дела судом извещался надлежащим образом, в судебное заседание направил своего представителя.
Представитель административного ответчика в судебном заседании требования не признал, указал, что истцом пропущен срок для обращения с данными требования в суд.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ), в редакции, действующей по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 397).
На основании ст. 75 НК РФ, в редакции, действующей по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Шавшуков Д.В. является плательщиком транспортного налога с физических лиц, земельного налога.
Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 50294637 от 09.09.2017 года (л.д. 9) о необходимости уплаты в срок до 01.12.2017 года транспортного налога в размере 20506 рублей, земельного налога в размере 35902 рубля.
В связи с несвоевременным исполнением налоговых обязательств по уплате налога налоговым органом в порядке ст. ст. 72, 75 НК РФ начислены пени на сумму задолженности.
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование № 68130 от 13.12.2017 года (л.д. 10) об уплате недоимки по земельному налогу с физических лиц в размере 35902 рубля, а также пени в размере 108 рублей 60 копеек, со сроком исполнения 30.01.2018 года.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 8).
Определением мирового судебного участка № 3 Ленинского судебного района г.Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми от 01.08.2018 года (л.д. 6) отменен судебный приказ № 2а-1563 от 29.06.2018 года о взыскании с Шавшукова Д.В. в пользу Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Перми недоимки по земельному налогу в размере 35902 рубля, пени в размере 108 рублей 60 копеек, а также в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 640 рублей 16 копеек.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом установленного законом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании с ответчика задолженности.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения за выдачей судебного приказа), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафовав, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Как следует из заявления и представленных документов срок исполнения требования № 6813 от 13.12.2017 года, из содержания которого следует, что задолженность по налогам и пени превысила 3000 рублей, был установлен до 30.01.2018 года.
С учетом изложенного, взыскатель должен был обратиться с заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей, то есть до 30.07.2018 года.
С заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми Инспекция обратилась в пределах предусмотренного законом шестимесячного срока.
Определением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г.Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми от 01.08.2018 года, на основании поступивших возражений административного ответчика, судебный приказ № 2а-1563/2018 от 29.06.2018 года отменен.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) в определении об отмене судебного приказа указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.
На основании ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Настоящий административный иск Инспекцией подан в Ленинский районный суд г. Перми 06.04.2021 года (л.д. 2), т.е. с пропуском установленного законом срока.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, то есть срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 3 октября 2006 года №, от 18 декабря 2007 года № 890-О-О, от 20 ноября 2008 года №, от 24 сентября 2013 года №, от 29 января 2015 года № и др.).
При этом, истечение срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приведенные правовые подходы в полной мере применимы и к сроку, установленному для обращения с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку по смыслу действующего законодательства пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Учитывая, что административный истец является государственным органом, юридическим лицом, имеющим в своем штате юристов, уполномоченных в установленном законом порядке представлять его интересы, суд считает, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока. Кроме того ходатайств о восстановлении срока административным истцом не заявлено, каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность обратиться в суд в установленные законом сроки, административным истцом не представлено, в судебном заседании не исследовалось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска Инспекции к Шавшукову Д.В. о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц за 2014 года в размере 35902 рубля, пени в размере 108 рублей 60 копеек не имеется, в связи с пропуском административным истцом установленного срока для обращения в суд, в удовлетворении требований Инспекции следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2014 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 35902 ░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 108 ░░░░░░ 60 ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.05.2021 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░
№ 2░-1990 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░.