Дело № 2а – 5892 / 2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2023 года город Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Киселевой Р.Ф.,
при секретаре судебного заседания Васильевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Стерлитамака Республики Башкортостан Коровкина Д.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по принятию мер, направленных на постановку на учет бесхозяйного имущества, регистрации права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Стерлитамака РБ Коровкин Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по принятию мер, направленных на постановку на учет бесхозяйного имущества, регистрации права собственности, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Стерлитамака в ходе проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что сеть водоснабжения, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, ул. Вокзальная, 1, 1а, общей протяженностью 86 м, на балансе администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан не состоит. Согласно представленной администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан информации указанный объект является бесхозяйным, на основании Постановления администрации городского округа горд Стерлитамак Республики Башкортостан от 25.04.2022 года №1065 объект передан на обслуживание муниципальному унитарному предприятию «СтерлитамакВодоКанал» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. Законодательство предписывает органам местного самоуправления в обязательном порядке осуществлять постановку на учет бесхозяйного имущества и с этой целью требует подачи заявления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, поселения или городского округа, на территории которых они находятся. Проведенной проверкой установлено, что работа по постановке вышеуказанных объектов на кадастровый учет и регистрации права собственности должностными лицами администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан не проведена. Прокуратурой города в адрес главы администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан 01.03.2023 года внесено представление № 46/Прдп86-23-20800016, которое рассмотрено, удовлетворено. Между тем, после проведенной проверки и внесения представления прокурора, нарушения не устранены, по состоянию на 19.06.2023 года меры по постановке сети водоотведения не приняты, что в свою очередь препятствует достижению целей и задач законодательства о водоснабжении и водоотведении. Отсутствие собственника таких объектов влечет за собой несвоевременное решение вопросов по обеспечению их надлежащего технического состояния и дальнейшее разрушение данных объектов, что ставил под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Административный истец с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – сети водоснабжения, расположенной по адресу: г. Стерлитамак, ул. Вокзальная, 1, 1а, общей протяженностью 86 м; возложить на администрацию городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан обязанность по принятию мер, направленных на постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества - сети водоснабжения, расположенной по адресу: г. Стерлитамак, ул. Вокзальная, 1, 1а, общей протяженностью 86 м и регистрации права собственности в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора г. Стерлитамака Конарева О.Н. уточенное административное исковое заявление поддержала и просила удовлетворить по доводам, указанным в уточненном административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан по доверенности Челова Н.А. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что работы по принятию сетей водоснабжения и водоотведения в муниципальную собственность могут быть завершены не ранее чем во II квартале 2024 года.
Представитель заинтересованного лица МУП «СтерлитамакВодоКанал» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено положениями ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
С учетом части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесена организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3).
В силу приведенных норм закона органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных сетей водоснабжения, а также обеспечить постановку на учет бесхозяйных сетей водоснабжения.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять надзор за исполнением законов, в частности, органами местного самоуправления. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 названного Закона) в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Стерлитамака в ходе проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что сеть водоснабжения, расположенная по адресу: г. Стерлитамак, ул. Вокзальная, 1, 1а, общей протяженностью 86 м на балансе администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан не состоит.
Согласно представленной администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан информации указанный объект является бесхозяйным, на основании Постановления администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 25.04.2022 года № 1065 объект передан на обслуживание муниципальному унитарному предприятию «СтерлитамакВодоКанал» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
01 марта 2023 года прокуратурой г. Стерлитамака в адрес главы администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан вынесено представление № 46/Прдп86-23-20800016 об устранении нарушений, в том числе федерального законодательства, указано на то, что на территории муниципального образования имеется 251 бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения (сети теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения, сети газоснабжения, кабельные и воздушные линии, трансформаторные подстанции). Данные объекты признаны бесхозяйными на основании постановлений администрации ГО г. Стерлитамак, в том числе № 1065 от 25.04.2022 года. Надлежащая работа по постановке вышеуказанных объектов на кадастровый учет и регистрации права собственности должностными лицами администрации ГО г.Стерлитамака не проведена.
По результатам рассмотрения представления дан ответ за исх. № 18-3194 от 05.04.2023 года, согласно которого на территории города Стерлитамак в качестве бесхозяйных имеется 251 сеть инженерно-коммунальной инфраструктуры. Из них 4 сети электроснабжения, имеющие кадастровый учет, поставлены в Росреестре на учет в качестве бесхозяйных. Иски о признании их муниципальной собственностью будут поданы по истечении 3-х месячного срока со дня постановки на учет в Росреестре (в июне 2023 года). По 247 объектам инженерно-коммунальной инфраструктуры необходимо провести работы по кадастровому учету. При отсутствии кадастрового учета постановка объектов бесхозяйного имущества на учет в Росреестр и дальнейшее признании права муниципальной собственности не представляется возможной. Средства для проведения кадастровых работ планируется выделить из бюджета города Стерлитамак Республики Башкортостан до конца текущего года.
Поскольку указанное имущество расположено в административных границах городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, то обязанность по принятию необходимых мер по его постановки на учет и оформлению в муниципальную собственность в силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ и ФЗ от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена непосредственно на орган местного самоуправления в правовом порядке, прямо предусмотренном законом.
Вместе с тем, административным ответчиком меры по постановке на учет сети водоснабжения в качестве бесхозяйных до настоящего времени не приняты.
При рассмотрении дела по существу представителем административного ответчика не представлено суду доказательств, свидетельствующих о принятии каких-либо необходимых и достаточных мер, направленных на постановку выявленного бесхозяйного объекта на кадастровый учет и регистрации права собственности.
Непринятие своевременных мер влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах требования прокурора о признании бездействия администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – сети водоснабжения, расположенной по адресу: г.Стерлитамак, ул. Вокзальная, 1, 1а, общей протяженностью 86 м, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия либо устранить иным способом допущенные нарушения, суд устанавливает в решении срок, в течении которого подлежит устранению допущенные нарушения.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого административному ответчику необходимо устранить указанное нарушение, учитывая требования разумности, обоснованности и достаточности, суд считает возможным установить срок для выполнения возложений на административного ответчика обязанности в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, 1, 1░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 86 ░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, 1, 1░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 86 ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░