РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Красный Яр 29 февраля 2024 г.
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Илларионовой А.М.,
с участием административного истца - помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Булатовой Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Бекешевой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Красный Яр по адресу: ул. Советская, д. 2, административное дело № 2а-173/2024 по административному исковому заявлению прокурора Красноярского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к МУП «АвангардЪ» с. Красный Яр администрации муниципального образования «Красноярский муниципальный район Астраханской области» о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с указанным иском к административному ответчику. В обоснование требований указал, что прокуратурой Красноярского района Астраханской области проведена проверка исполнения администрацией МО «Красноярский муниципальный район Астраханской области» законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой установлено, что в полномочия администрации МО «Красноярский муниципальный район Астраханской области» в сфере содержания автомобильных дорог отнесены внутренними правовыми локальными актами к деятельности МКП с. Красный Яр «АвангардЪ». Прокуратурой Красноярского района Астраханской области в июле 2023 года установлено, что указанным хозяйствующим субъектом обязанности, предусмотренные законодательством в сфере безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах не исполняются, в связи с чем, в адрес руководителя МУП «АвангардЪ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Проведенной проверкой установлено, что обочины дорог по улицам с. <адрес> заросли травой, тростниковыми кустарниками. По результатам рассмотрения представления МУП «АвангардЪ» с. Красный Яр в прокуратуру Красноярского района Астраханской области 24.08.2023 г. сообщено об устранении нарушений путем зачистки обочин от травы и тростника. Вместе с тем, 13.11.2023 г. прокуратурой Красноярского района Астраханской области проведен визуальный осмотр вышеупомянутых участков дорог, в результате которого установлено, что обочины дорог по улицам: <адрес> заросли травой, тростниковыми кустарниками. На момент проверки сухостой достигает высотой более 60 см. Бездействие МУП «АвангардЪ» образует совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам личности, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В связи с чем, просит признать бездействие МУП «АвангардЪ» с. Красный Яр в части непринятия мер к очистке обочин дорог по улицам: <адрес>, обязать МУП «АвангардЪ» с. Красный Яр устранить выявленные нарушения путем очистки от растительности обочин дорог по улицам: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Красноярского района Астраханской области Булатова Р.Р. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в иске.
Административный ответчик – МУП «АвангардЪ» с. Красный Яр администрации муниципального образования «Красноярский муниципальный район Астраханской области» о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке статей 96, 98, 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, просит установить срок для исполнения решения суда не менее 3 месяцев.
Заинтересованное лицо – ОГИБДД ОМВД России по Красноярскому району Астраханской области, администрация МО «Красноярский муниципальный район Астраханской области» о времени и месте судебного разбирательства извещены в порядке статей 96, 98, 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу о следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются статьей 12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей 3, 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, помимо прочего, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «о безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии пунктом 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, помимо прочего, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктами 5.1.1, 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улиц. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»:
- проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов;
- покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м2, покрытие велосипедных дорожек – площадью белее 0,06 м2.
Загрязнения должны быть удалены в течение 3-х суток, отдельные разрушения – в течение 7 суток.
В соответствии с Приложением «А.2» Национального стандарта «Дефекты покрытия проезжей части, обочин и разделительных полос» в качестве дефекта обочины проезжей части дорог являются растительность на обочине (трава и древесно-кустарниковая растительность).
Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, информационных щитов, средств массовой информации, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Судом установлено, что полномочия администрации МО «Красноярский муниципальный район Астраханской области» в сфере содержания автомобильных дорог отнесены внутренними правовыми локальными актами к деятельности МУП с. Красный Яр «АвангардЪ».
По результатом проведенной проверки в июле 2023 года прокуратурой Красноярского района Астраханской области установлено, что МУП с. Красный Яр «АвангардЪ» обязанности, предусмотренные законодательством в сфере безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах не исполняются, а именно, выявлено, что обочины дорог по улицам <адрес> заросли травой, тростниковыми кустарниками.
В связи с чем, в адрес руководителя МУП «АвангардЪ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
По результатам рассмотрения представления МУП «АвангардЪ» с. Красный Яр в прокуратуру Красноярского района Астраханской области 24.08.2023 г. сообщено об устранении нарушений путем зачистки обочин от травы и тростника.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ г. прокуратурой Красноярского района Астраханской области проведен визуальный осмотр вышеупомянутых участков дорог, в результате которого установлено, что заросли на обочинах дорог по улицам: <адрес> имеются, кроме того, на момент проверки сухостой достигает высотой более 60 см.
Таким образом, бездействие МУП «АвангардЪ» образует совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам личности, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требования прокурора Красноярского района Астраханской области подлежат удовлетворению.
С учетом положений пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным установить срок для исполнения судебного решения – в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Руководствуясь статьями 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> – ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░