УИД: 56RS0018-01-2023-006892-73
Дело: №2а-6806/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2023 года г. Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе председательствующего судьи Катеринина В.В.,
при секретаре Захаровой И.Ю.,
с участием: административного истца Садчиковой Н.В.; представителя административных ответчиков Яковлевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Садчиковой Н. В. к МИФНС № 13 по Оренбургской области, заместителю начальника МИФНС № 13 по Оренбургской области Касимовой М.Р., УФНС по Оренбургской области о признании незаконным решения N от ... об исчислении налога на доходы физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества и о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Садчикова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Оренбургской области (далее инспекция, МИФНС №13 по Оренбургской области) о признании незаконным Решения N от ... об исчислении налога на доходы физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества и о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование требований административный истец в иске указала, что в период с ... по ... в отношении нее МИФНС №13 по Оренбургской области провела камеральную налоговую проверку по налогу на доходы физических лиц за 2021 год. В результате проверки инспекцией вынесено Решение N от ... о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также начислении пени по состоянию на .... Административный истец считает, что решение инспекции противоречит закону, ссылаясь на то, что ... она приобрела одну комнату в трехкомнатной квартире ... по адресу: ..., общей площадью 9,8 кв.м. Согласно договору купли-продажи от ... Садчиковой (Новожиловой) Н.В., Новожиловой Ю.А., действующей в интересах Новожилова С.С., приобретены в общую долевую собственность оставшиеся две комнаты в этой же трехкомнатной квартире по указанному адресу, общей площадью 31,6 кв.м. (Садчикова (Новожилова) Н.В. – ? доли, Новожилов С.С. – ? доли). В связи с принятием решения о продаже объектов недвижимости в 2021 году административный истец инициировала присвоение общего (единого) адреса 3 комнатам указанной трехкомнатной квартиры, в результате чего квартира стала единым цельным объектом недвижимости. В соответствии с соглашением от ... заключенным между Садчиковой (Новожиловой) Н.В. и Новожиловым С.С. после присвоения единого кадастрового номера указанной квартире, перераспределены доли в праве общей собственности, при этом адрес, площадь, размеры долей собственников, указанного объекта недвижимости, остались неизменными. Согласно договору купли-продажи квартиры от ..., указанная квартира, продана Садчиковой (Новожиловой) Н.В. и Новожиловым С.С. Полагает, что моментом возникновения права собственности на квартиру является не дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве собственности на указанное имущество в связи изменением, а момент первоначальной государственной регистрации права собственности на указанное имущество - 1999 год. В этой связи, считает, что, так как квартира в ее собственности находилась более минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, то доход от ее продажи освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц. Не согласившись с оспариваемым решением, административный истец ... обратилась с жалобой в порядке подчиненности в УФНС России по Оренбургской области, по результатам рассмотрения которой, в удовлетворении требований об отмене решения N от ... Садчиковой Н.В. отказано.
Просит признать незаконным решение N от ... об исчислении налога на доходы физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества и о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14 августа 2023 года в порядке подготовки в качестве административных ответчиков к участию в деле привлечены заместитель начальника МИФНС №13 по Оренбургской области Касимова М.Р., УФНС России по Оренбургской области.
В судебном заседании административный истец требования административного искового заявления поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 13 по Оренбургской области Яковлева Т.С., возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на законность оспариваемого решения, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
В судебное заседание административный ответчик заместитель начальника МИФНС №13 по Оренбургской области Касимова М.Р., представитель административного ответчика УФНС России по Оренбургской области не явились, извещались о времени и месте судебного заседания по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ. Суд определил рассмотреть дело в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ в отсутствие не административного ответчика.
Проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Пунктом 2 статьи 88 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Согласно пункту 3 статьи 88 Налогового Кодекса Российской Федерации, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 88 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) либо представить уточненную налоговую декларацию.
На основании пункта 5 статьи 88 Налогового Кодекса Российской Федерации лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 100 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 НК РФ.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации, непредставление в установленный законодательства о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для се представления, но не боле 20 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового Кодекса Российской Федерации, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 Налогового Кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, приведен в статье 112 Налогового Кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим. Поскольку указанный перечень является открытым, то при применении налоговых санкций могут быть учтены и иные обстоятельства, не указанные в пункте 1 данной статьи, которые признаны налоговым органом, рассматривающим дело, в качестве смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (пункт 4 статьи 112 Налогового Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц, "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 данного кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, приведенных в пункте 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, при соблюдении хотя бы одного из которых указанный минимальный предельный срок владения составляет три года (пункт 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Садчикова Н.В. согласно договору купли-продажи от ... приобрела в собственность одну комнату в трехкомнатной ... по адресу: ..., общей площадью 9,8 кв.м.
Согласно договору купли-продажи от ..., Садчиковой (Новожиловой) Н.В., Новожиловой Ю.А., действующей в интересах Новожилова С.С., приобретены в общую долевую собственность оставшиеся две комнаты общей площадью 31,6 кв.м. в этой же трехкомнатной ..., расположенной по адресу: ....
В соответствии с указанным договором купли-продажи от ... Садчиковой (Новожиловой) Н.В. принадлежит ? доли в праве собственности на две приобретенные комнаты, Новожилову С.С. – ? доли.
Распоряжением департамента градостроительства и земельных отношений администрации ... от ... N-р о присвоении адреса объекту адресации квартире в жилом доме ... после объединения жилого помещения с кадастровым номером N, двух комнат с кадастровым номером N и мест общего пользования, площадью 22,7 кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире присвоен адрес: Российская Федерация, ..., как отдельной квартире общей площадью 64,1 кв.м.
В соответствии с соглашением о перераспределении долей в праве общей собственности на квартиру от ..., доля в праве собственности Садчиковой Н.В. составила N, Новожилова С.С. - N.
Право долевой собственности на вновь образованное имущество (квартиру) зарегистрировано за Садчиковой Н.В. ... с присвоением нового кадастрового номера - N.
Согласно договору купли-продажи квартиры от ..., указанная квартира, продана Садчиковой (Новожиловой) Н.В. и Новожиловым С.С. за ... рублей Ромашкову В.В..
В период времени с ... по ... МИФНС №13 по Оренбургской области проведена камеральная налоговая проверка по факту получения Садчиковой Н.В. дохода от продажи 4/5 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру в 2021 году, по результатам которой составлен акт налоговой проверки N от ....
На основании указанного акта, МИФНС №13 по Оренбургской области в лице заместителя начальника МИФНС № 13 по Оренбургской области Касимовой М.Р. вынесено решение N от ..., которым Садчиковой Н.В. начислена недоимка по налогу на доходы физических лиц в сумме N рублей. Основанием для начисления недоимки явилась неуплата административным истцом сумм налога за 2021 год на сумму N рублей, а именно: административный истец, зарегистрировав ... право долевой собственности на вышеназванную квартиру в размере ... доли, ... продала указанную долю в праве общей долевой собственности, где сумма, полученная от реализации доли составила 2 600 000 рублей и, поскольку период владения недвижимостью составил менее трех лет, по мнению налоговой инспекции, административный истец обязана уплатить налог в размере N рублей. (N руб.) х 13%.
Кроме того, административный истец, указанным решением налоговой инспекции привлечена к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119, п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное предоставление декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в виде штрафа в размере N рублей и за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере ... рублей.
Вместе с тем, налоговой инспекцией при вынесении оспариваемого решения установлены смягчающие ответственность Садчиковой Н.В. обстоятельства, такие как совершение нарушения впервые и несоразмерность деяния тяжести наказания, с учетом которых сумма штрафных санкций снижена в 4 раза.
Не согласившись с данным решением, ... Садчикова Н.В. обратилась в Управление ФНС России по Оренбургской области.
Решением N Управления ФНС России по ... от ... жалоба Садчиковой Н.В. на решение МИФНС №13 по Оренбургской области N от ... о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставлена без удовлетворения.
В силу положений пункта 2 статьи 8.1 и статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений из него, регулируются Федеральный законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
В статье 41 Закона о государственной регистрации недвижимости урегулированы особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости.
Так, в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (п. 1).
В общем случае, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (ч. 3 ст. 41 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Из разъяснений, приведенных в Письме Минфина России от 08.12.2022 N 03-04-05/120364, следует, что если в результате действий с объектами недвижимого имущества образуются новые объекты недвижимого имущества, а старые объекты прекращают свое существование, то минимальный предельный срок владения такими новыми объектами исчисляется с даты государственной регистрации на них права собственности.
Оценив представленные доказательства, судом установлено, что ..., расположенная по адресу: ..., является вновь созданным объектом недвижимого имущества, возникшим в результате объединения после объединения жилого помещения с кадастровым номером N, двух комнат с кадастровым номером N и мест общего пользования, площадью 22,7 кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире с постановкой на самостоятельный кадастровый учет ... как объекта с новыми техническими характеристиками и с присвоением нового кадастрового номера N.
С учетом анализа действующего законодательства, разъяснений, содержащихся в письмах компетентных ведомств по вопросу налогообложения доходов физических лиц, суд полагает, что право собственности на такое имущество у административного истца возникло не в 1999 году, а в 2021 году в результате появления нового объекта и права долевой собственности на указанную квартиру, в связи с чем на момент отчуждения квартиры с кадастровым номером N в 2021 году не истек предусмотренный ст. 217.1 НК РФ минимальный пятилетний срок владения объектом недвижимого имущества, что является основанием для начисления и уплаты соответствующего налога.
При указанных обстоятельствах, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в рамках рассмотрения настоящего административного иска в отношении Садчиковой Н.В. нарушений требований действующего налогового законодательства не установлено, действия ответчиков произведены в пределах своих полномочий, установленных статьей 140 НК РФ, нарушений порядка принятия решений налоговыми органами не допущено, а потому оснований для удовлетворения требований Садчиковой о признании незаконными решения МИФНС № 13 по Оренбургской области N от ... не имеется.
Ссылку истца на определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2016 года №70-КГ15-16 суд находит несостоятельной, поскольку при принятии указанного судебного акта, применялись положения Федерального закона от ... N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Вместе с тем, с ... Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от ... N 122-ФЗ, в том числе признана утратившей силу статья 12, являвшаяся основанием для такого подхода к определению вновь созданных объектов недвижимости и порядка их регистрации. С этого же срока вступил в силу Федеральный закон от ... N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ввиду чего Минфином России даны новые разъяснения в письмах от ... N, от ... N о налогообложении доходов физических лиц.
Таким образом, суд находит доводы административного истца о том, что моментом возникновения права собственности на квартиру является не дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве собственности на указанное имущество в связи изменением, а момент первоначальной государственной регистрации права собственности на указанное имущество - 1999 год, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Срок на обращение с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ № 13 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 13 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ N ░░ ... ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 19 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:
░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-6806/2023