РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Тагил 26 июня 2024 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Гуриной С.А.,
при секретаре Гладыш А.А.,
с участием
представителя административных ответчиков Федуловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чеклецовой М. В. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил, начальнику Управления архитектуры и градостроительства Бородиной И.Б,, Администрации города Нижний Тагил о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков на праве аренды и возложении обязанности устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Чеклецова М.В. обратилась в суд с исками к Управлению Архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил о признании незаконными решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков на праве аренды и возложении обязанности устранить нарушения.
В обоснование административных исковых требований указано, что 03 марта 2024г. Чеклецова М.В. в Управление архитектуры и градостроительства города подала заявления о предварительном согласовании предоставления пяти земельных участков с целью ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1500 кв.м. каждый по адресу: <адрес>, кадастровый квартал № на праве аренды без проведении торгов на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, категория земель – земли поселений, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства, с приложенной схемой. Управлением архитектуры и градостроительства города Нижний Тагил 19.03.2024г. были вынесены решения № 21-01/1489, № 21-01/1490, № 21-01/1491, № 21-01/1492, № 21-01/1493 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков. Просит признать отказы незаконными и возложить на ответчика обязанность отправить испрашиваемые земельные участки на следующий этап рассмотрения путем размещения земельных участков на официальных источниках предоставления земельного участка.
Определением суда от 07.05.2024г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен начальник Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил Бородина И.Б.
Определением суда от 07.06.2024г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Нижний Тагил.
Административный истец Чеклецова М.В. в судебное заседание не явилась, обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие, на заявленных требованиях настаивала.
Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил и начальника Управления - Федулова А.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, по доводам, изложенным в письменном возражении. Суду пояснила, что земельный участки в <адрес> были выставлены на торги постановлением Администрации города от 30.05.20204г. № 1419-ПА, но в связи с необходимостью переформирования территории в соответствии со схемой планировочной организации территории и эскизным проектом образования новых участков в п. Уралец по состоянию на июнь 2024г., указанные земельные участки сняты с торгов постановлением Администрации города от 11.06.2024г. № 1559-ПА.
Представитель Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные суду письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил является уполномоченным отраслевым органом Администрации города Нижний Тагил, который осуществляет в пределах своих полномочий регулирование деятельности в области архитектуры, градостроительства и землепользования на территории муниципального образования город Нижний Тагил.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 07.12.2023г. № 3100-ПА утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельный участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», размещенный на официальном сайте города Нижний Тагил в сети Интернет(www.ntagil.org/adm/pravo)
Согласно п.10 Регламента муниципальная услуга оказывается Администрацией города Нижний Тагил, в предоставлении муниципальной услуги участвует Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.
Согласно п. 13 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:
- подготовленный проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка;
- решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона;
- решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно п.22 Регламента отказ в предоставлении муниципальной услуги оформляется в письменном виде, подписывается начальником управления либо заместителем начальника управления.
Согласно п.1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пп.15 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что 04 марта 2024г. от Чеклецовой М.В. в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ было подано пять заявлений от 03.03.2024г. (№ 3918298919, № 3866119,167, № 3866117728, № 3866123754, № 3866129318) о предварительном согласовании предоставления земельного участка в п. Уралец ул. Нагорная, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению, с целью ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды, сроком на 240 месяцев. Заявления зарегистрированы 04.03.2024г. за вх. № 21-01/1575, № № 21-01/157, № 21-01/1577, № 21-01/1578, № № 21-01/1575.
К заявлениям Чеклецовой М.В. были представлены схемы расположения испрашиваемых земельных участков с указанием координат границ земельных участков. Данные схемы не утверждены решением Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации и (или) региональными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Начальником Управления Бородиной И.Б. (исх. № 21-01/1489, № 21-01/1490, № 21-01/1491, № 21-01/1492, № 21-01/1493 от 18.03.2024г.) Чеклецовой М.В. в ответ на заявления указано об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в соответствии с пп. 1 п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.
Разъяснено о том, что обязательным условием при образовании земельных участков является наличие подъездов, подходов к образованным земельным участкам, которые предполагается образовать в соответствии с представленными схемами, доступ с территории общего пользования не обеспечен. Приложенные к заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработаны с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренным п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, п.4 Требований к подготовке схемы, утвержденными приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2022г. № П/0148. В соответствии с пп.1,3 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схемы расположения земельного участка, приложенные к заявлениям о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не могут быть утверждены.
Согласно пп. 1 п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии следующего основания: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Согласно п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно представленной выписке из Генерального плана городского округа Нижний Тагил, утвержденного Решением Нижнетагильской городской Думы от 20.12.2012г. № 58 «Об утверждении Генерального плана городского округа Нижний Тагил», испрашиваемые земельные участки находятся по адресу г. Нижний Тагил, п. Уралец, район улицы Нагорная, в зоне застройки жилыми домами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документами территориального планирования муниципальных образований отнесены схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, что установлено статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя в соответствии с положениями части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 43 указанного Кодекса красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
На представленной ответчиком схеме по сведениям из программного комплекса 3Д стереомодель городского округа от 07.06.2024г. отображено схематичное изображение местонахождения испрашиваемых истцом земельных участков.
По сведениям, представленным ответчиком, при анализе территории с применением 3D-стереомодели городского округа установлено, что данная территория является полем без наличия на нем какой-либо инфраструктуры, в отсутствие подъездов с дорог общего пользования к земельным участкам. Предлагаемые Чеклецовой М.В. к образованию земельные участки на схемах имеют хаотичное расположение, в центре поля, указанные подъезды расположены так, что будут препятствовать формированию иных земельных участков. На указанной территории необходимо комплексное планирование территории с определением границ территорий общего пользования для организации транспортной инфраструктуры в соответствии с градостроительными нормами проектирования, с предоставлением доступа к образуемым земельным участкам с дорог общего пользования.
Доводы Чеклецовой М.В. о наличии доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами №, №, №, № не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, доказательства наличие подъездов к земельным участкам с дорог общего пользования суду не представлены, съезд к земельным участкам с грунтовой дороги по ул. Нагорная не является соответствующим подъездом к испрашиваемым земельным участкам.
Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствует об отсутствии доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому участку; схема разработана с нарушением требований ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится в том числе и обеспечение города транспортной инфраструктурой. Предоставляемые земельные участки должны быть обеспечены транспортной инфраструктурой.
Разрешение вопроса о предоставлении земельного участка в целях ведения личного подсобного хозяйства на незастроенной территории при отсутствии документации по планировке территории, определяющей элементы планировочной структуры, препятствует установлению границ земельных участков и границ зон планируемого размещения объектов, не отвечает принципам устойчивого развития территории.
Ответчиком представлен эскизный проект образования новых участков в п. Уралец, схема планировочной организации территории с планом красных линий по состоянию на июнь 2024г., на которой схематично отражены проектируемые участки ИЖС, проектируемые дороги, проезды с асфальтобетонным покрытием, тротуары и площадки тротуарного типа. Месторасположение испрашиваемых земельных участков, их конфигурации, не соответствуют проекту органа местного самоуправления.
Постановлением Администрации города от 30.05.2024г. № 1419-ПА «О проведении аукциона в электронной форме по продаже земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства» указано о проведении аукциона, в том числе и в отношении земельных участков в п. Уралец, ул. Нагорная, земельные участки 25,27,29.
Постановлением Администрации города от 11.06.2024г. № 1559-ПА в постановление Администрации города от 30.05.2024г. № 1419-ПА внесены изменения, пункты постановления в отношении указанных земельных участков признаны утратившими силу.
С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца, оспариваемые отказы в предварительном согласовании предоставления земельных участков исх. № 21-01/1489, № 21-01/1490, № 21-01/1491, № 21-01/1492, № 21-01/1493 от 18.03.2024г. являются законными и обоснованными.
Основания для возложения на ответчика обязанности отправить испрашиваемые земельные участки на следующий этап рассмотрения путем размещения земельных участков на официальных источниках предоставления земельного участка, судом не установлены и представленными суду доказательствами не подтверждены.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░,, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ 18.03.2024░.. № 21-01/1489, № 21-01/1490, № 21-01/1491, № 21-01/1492, № 21-01/1493 ░░ 18.03.2024░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.