. УИД № 57RS0022-01-2022-002977-52Производство № 2а-71/2023
Решение
Именем Российской Федерации
21 февраля 2023 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Соловьевой З.А.,
при секретаре Петренко Я.М.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заводского района города Орла в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению-Средняя общеобразовательная школа №29 города Орла, Администрации города Орла, Управлению образования, спорта и физической культуры администрации города Орла, МКУ «Объединенный муниципальный заказчикг.Орла» о понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор Заводского района города Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению-Средняя общеобразовательная школа №29 города Орла (далее-МБОУ-СОШ №29 г.Орла), Администрации города Орла(далее-Администрация г.Орла) о понуждении к совершению действий.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Заводского района г.Орла в июле 2022 года проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав несовершеннолетних на доступность образования в МБОУ - СОШ №29 имени Д.Н. Мельникова г.Орла, по результатам которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 утверждены Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20).
Пунктом 1.1. СП 2.4.3648-20 установлено, что санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке.
Пунктом 2.5.2 СП 2.4.3648-20 предусмотрено, что на объектах образовательной организации полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.
В силу п.2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений не должныиметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
По результатам проведенной прокуратурой района проверки 22.07.2022 обеспечения содержания зданий и сооружений образовательных учреждений в МБОУ-СОШ №29 г. Орла установлены нарушения федерального законодательства.
В настоящее время здания и сооружения МБОУ-СОШ №29 г. Орла нуждаются в капитальном ремонте. В корпусе А - 1898 года постройки, корпусе Б и мастерских - 1960 года постройки ни разу не проводился капитальный ремонт.
Установлено, что во время осадков в МБОУ-СОШ №29 г. Орла протекаеткровля над корпусом А и в учебных кабинетах и коридорах появляются пятна и потеки на потолке; фасад здания корпуса А находится в ветхом состоянии, появляются трещины; требуется замена деревянных рам в коридорах, рекреациях первого и второго этажей корпуса А в обеденном зале столовой; необходима полная модернизация системы отопления в корпусах А и Б и учебных мастерских; нарушена цельность асфальтовой полосы вдоль периметра наружных стен вокруг корпуса А и Б; отсутствуют отливы на корпусе Б; требуется капитальный ремонт потолка в обеденном зале, в связи с чем, происходит обрушение штукатурки потолка; в корпусе Б необходим ремонт с надстройкой мансарды.
В настоящее время признан аварийным частично корпус А, в котором находятся учебные кабинеты №1,3,4,5,6,7,8,11,12,13,30, учительская, пионерская комната, приемная, кабинет директора, лаборатория кабинета химии и физики, музыкальный и актовый залы.
Bсвязи с тем, что корпус А в настоящее время не функционирует, часть учащихся (первоклассники) с начала учебного года: учащиеся 1 «а» класса будут обучаться на базе МБОУ - СОШ №23 г.Орла, остальные - в МБОУ СОШ №38 г.Орла, учащиеся с 5 по 11 классы останутся на базе указанного образовательного учреждения.
Указывают, что прокуратурой установлен факт частичного отсутствия ограждения по периметру здания школы МБОУ - СОШ №29 г.Орла, что создает условия для нарушения третьими лицами законодательства об антитеррористической безопасности объекта образования.
Полагают, что в результате несоответствия помещения школы требованиям СанПиН грубо нарушаются права несовершеннолетних обучающихся в МБОУ-СОШ №29 г. Орла, а также работников учреждения на безопасные условия обучения, воспитания, что создает угрозу их жизни и здоровью.
Просили обязать администрацию г.Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по текущему и капитальному ремонту помещений в корпусе А (в которых расположены учебные кабинеты №1,3,4,5,6,7,8,11,12,13,30) и Б в МБОУ –СОШ №29г.Орла.Обязать МБОУ - СОШ №29 г.Орла в течение 3 месяцев со дня выделения администрацией г.Орла денежных средств на указанные цели обеспечить проведение работ по текущему и капитальному ремонту помещений МБОУ - СОШ №29 г.Орла для устранения дефектов и повреждений потолка, кровельного покрытия, стен и полов.Обязать администрацию г.Орла в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по установке ограждения по периметру здания школы МБОУ - СОШ №29 г.Орла.Обязать МБОУ - СОШ №29 г.Орла в течение 3 месяцев со дня выделения администрацией г.Орла денежных средств на указанные цели обеспечить проведение работ по установке по периметру здания школы МБОУ - СОШ №29 г.Орла ограждения в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования.
С учетом неоднократного уточнения исковых требований прокурор Заводского района г.Орла просилобязать МКУ «Объединенный муниципальный заказчик» в течение9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение ремонтных работ несущих конструкций - перекрытия подвала корпуса литер А, здания Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение-Средняяобщеобразовательная школа №29 города Орла произвести текущий ремонт наружных стен здания, путем устранения трещин, обрушений штукатурного слоя, ремонта кладки и устройства отливов поверх выступающих элементов фасада, ремонта внутренних стен, локального ремонта кладки и полной замены отделки, ремонта межплитных стыков с заменой всей отделки потолков, замены на корпусе «А» стропильной системы, замены кровельного покрытия, ремонта отмостки, ремонта напольного покрытия с полной заменой конструкций с применением легитимных материалов, замены окон на ПВХ, ремонта сетей отопления путем замены запорной арматуры, устранения коррозии, нарушений теплоизоляции труб, промывки труб и радиаторов; ремонта системы водоснабжения путем замены запорной арматуры, устранения коррозии, протечек, ремонта системы вентиляции путем чистки.
Обязать администрацию г. Орла в течение2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение денежных средств Управлению образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла для установки ограждения по периметру здания школы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения-Средняя общеобразовательная школа №29 города Орла.
Обязать Управление образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла в течение1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по установке ограждения по периметру здания школы Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение-Средняя общеобразовательная школа №29 города Орла.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-Средняя общеобразовательная школа №29 города Орла в течении 3 месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели обеспечить проведение работ по установке ограждения по периметру здания школы МБОУ СОШ №29 г. Орла в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования.
Суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Судом для участия в деле в качестве административного ответчика привлечены Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла, МКУ «Объединенный муниципальный заказчикг.Орла».
В качестве заинтересованных лиц для участия в деле привлечены Финансовое управление администрации города Орла, Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла.
В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г.ОрлаВерижникова Е.В. административные исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Орла и заинтересованных лиц Финансового управления администрации города Орла, Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города ОрлаДанковская Н.Г. административные исковые требования не признала, пояснила, чтоАдминистрация города Орла не является надлежащим ответчиком по делу.МБОУ СОШ № 29 имени Д.Н. Мельникова г. Орла являетсясамостоятельным юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет, на основании лицензии осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: (адрес обезличен), используемом на праве оперативного управления, поэтому именно образовательная организация, должна надлежащим образом обеспечивать проведение мероприятий по соответствию учреждения всем требованиям законодательства и предпринимать меры по его соблюдению. Учредителем МБОУ СОШ №29 г. Орла является муниципальное образование«Город Орел». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г.Орла в лице управления образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла.Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 20.12.2022 года №34/0520-ГС управлению образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла утверждены ассигнования за счет городских средств в сумме 2 264 748,0 тыс. рублей. Полагают, что управление образования администрации г. Орла как лицо, осуществляющее функции учредителя МБОУ СОШ №29, распорядителя бюджетных средств, несет обязанность при формировании муниципального задания предусматривать расходы на содержание здания школы, переданного в оперативное управление, то есть отвечает за обеспечение финансирования капитального ремонта. Указала, что в школе №29 в декабре 2022 года частично установлено ограждение школы, часть территории школы ограждена деревянным забором прилегающего частного сектора, свободного доступа на территорию школы №29 не имеется, что исключает возможность нарушения третьими лицами законодательства об антитеррористической безопасности объекта образования. Полагает, что администрацией г.Орла предпринимаются все необходимые меры по установке ограждения по периметру здания школы, что свидетельствует об отсутствии с ее стороны бездействия.
Представитель административного ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения-Средняя общеобразовательная школа №29 города Орла не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика МКУ «Объединенный муниципальный заказчикг.Орла» Дмитриев М.В. административные исковые требования не признал. Пояснил, что согласно ведомственной целевой программы города Орла "Муниципальная адресная инвестиционная программа на 2022 - 2026 годы", утвержденной Постановлением администрации города Орла от 14.04.2021 №1416 орган исполнительной власти решил провести капитальный ремонт МБОУ СОШ №29. Программой предусмотрено финансирование мероприятий программы из бюджета Орловской области и бюджета города Орла. Согласно пункта 4.18 Приложения №2 Программы предусмотрено доведение МКУ «Объединенный муниципальный заказчикг.Орла» лимитов бюджетных обязательств в 2022 году в сумме 2450,00 тыс. руб. на выполнение проектных работ по капитальному ремонту объекта МБОУ СОШ №29 и установлен год достижения целевого значения 2023, то есть срок на проектирование установлен более 1 года. В настоящее время согласномуниципального контракта №92 от 17.10.2022г. ООО «АРХСТРОЙПРОЕКТ» выполнило проектные работы по капитальному ремонту МБОУ СОШ №29, указанный проект направлен на государственную экспертизу, которая ещё не завершена.Пунктом 4.18 Программы предусмотрено доведение МКУ «Объединенный муниципальный заказчикг.Орла» лимитов бюджетных обязательств в 2024 году в сумме 201942,95 тыс. руб. на капитальный ремонт МБОУ СОШ №29 и установлен год достижения целевого значения 2026, то есть с учетом конкурсных процедур выбора подрядчика на выполнение работ предусмотрено более 2 лет.Указанные в программе сроки капитального ремонта МБОУ СОШ №29 предложены специалистами Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла и МКУ «Объединенный муниципальный заказчик города Орла» с учетом объемов и сложности работ, данные сроки являются реальными и значительно превышаю 9-и месячный срок, указанный в исковом заявлении. Полагают, что бездействие МКУ «Объединенный муниципальный заказчикг.Орла»при выполнении работ по капитальному ремонту МБОУ СОШ №29 отсутствует.
Представитель административного ответчика Управления образования, спорта и физической культуры администрации города ОрлаБобракова Н.И. административные исковые требования не признала, поддержала позицию администрации г.Орла и МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу пунктов 3, 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (статьи 50, 51).
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции, обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Bсоответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного,начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовомуобеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признаетохрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Согласно п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч.6 ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии е учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 утверждены Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20).
Пунктом 1.1. СП 2.4.3648-20 установлено, что санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке.
Пунктом 2.5.2 СП 2.4.3648-20 предусмотрено, что на объектах образовательной организации полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.
В силу п.2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений не должныиметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
Установлено, что прокуратурой Заводского района г.Орла в июле 2022 года проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав несовершеннолетних на доступность образования в МБОУ - СОШ №29 имени Д.Н. Мельникова г.Орла.
По результатам проведенной прокуратурой района проверки 22.07.2022 обеспечения содержания зданий и сооружений образовательных учреждений в МБОУ-СОШ №29 г. Орла установлено следующее.
В настоящее время здания и сооружения МБОУ-СОШ №29 г. Орла нуждаются в капитальном ремонте. В корпусе А - 1898 года постройки, корпусе Б и мастерских - 1960 года постройки ни разу не проводился капитальный ремонт.
Установлено, что во время осадков в МБОУ-СОШ №29 г. Орла протекаеткровля над корпусом А и в учебных кабинетах и коридорах появляются пятна и потеки на потолке; фасад здания корпуса А находится в ветхом состоянии, появляются трещины; требуется замена деревянных рам в коридорах, рекреациях первого и второго этажей корпуса А в обеденном зале столовой; необходима полная модернизация системы отопления в корпусах А и Б и учебных мастерских; нарушена цельность асфальтовой полосы вдоль периметра наружных стен вокруг корпуса А и Б; отсутствуют отливы на корпусе Б; требуется капитальный ремонт потолка в обеденном зале, в связи с чем, происходит обрушение штукатурки потолка; в корпусе Б необходим ремонт с надстройкой мансарды.
В настоящее время признан аварийным частично корпус А, в котором находятся учебные кабинеты №1,3,4,5,6,7,8,11,12,13,30, учительская, пионерская комната, приемная, кабинет директора, лаборатория кабинета химии и физики, музыкальный и актовый залы.
В ноябре 2021 года ИП Зарубиным Д.В. проведены работы по оценке технического состояния здания школы №29.
В заключении указано, что необходимо проведение ремонтных работ несущих конструкций - перекрытия подвала корпуса литер А, здания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-Средняя общеобразовательная школа №29 города Орла произвести текущий ремонт наружных стен здания, путем устранения трещин, обрушений штукатурного слоя, ремонта кладки и устройства отливов поверх выступающих элементов фасада, ремонта внутренних стен, локального ремонта кладки и полной замены отделки, ремонта межплитных стыков с заменой всей отделки потолков, замены на корпусе «А» стропильной системы, замены кровельного покрытия, ремонта отмостки, ремонта напольного покрытия с полной заменой конструкций с применением легитимных материалов, замены окон на ПВХ, ремонта сетей отопления путем замены запорной арматуры, устранения коррозии, нарушений теплоизоляции труб, промывки труб и радиаторов; ремонта системы водоснабжения путем замены запорной арматуры, устранения коррозии, протечек, ремонта системы вентиляции путем чистки.
Постановлением Администрации города Орла от 14.04.2021г. №1416 утверждена ведомственная целевая программа г. Орла «Муниципальная адресная инвестиционная программа на 2022-2026 годы» с объемом финансирования 2 450 тыс.руб., одной из задач которой является выполнение проектных работ по капитальному ремонту объекта МБОУ — СОШ №29 имени Д.Н. Мельникова г.Орла, капитальный ремонт МБОУ — СОШ №29имени Д.Н. Мельникова г. Орла.
Главным распорядителем бюджетных средств является управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла.
Постановлением администрации г. Орла от 03.08.2022 №4344 функции заказчика на выполнение проектных работ по капитальному ремонту школы №29 возложены на МКУ «УКС» (МКУ «ОМЗ» г. Орла).
В целях реализации данной программы МКУ «ОМЗ г.Орла» заключен муниципальный контракт №92 от 17.10.2022 г. с проектной организацией ООО «Архстройпроект» на выполнение проектных работ по капитальному ремонту объекта: МБОУ — СОШ №29 имени Д.Н. Мельникова г. Орла. Проектная документация разработана в соответствии с действующими актуализированными нормативными требованиями, строительными, технологическими,противопожарными и санитарными нормами и правилами.
Согласно пункта 4.18 Приложения №2 Программы предусмотрено доведение МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла» лимитов бюджетных обязательств в 2022 году в сумме 2450,00 тыс. руб. на выполнение проектных работ по капитальному ремонту объекта МБОУ СОШ №29 и установлен год достижения целевого значения 2023, то есть срок на проектирование установлен более 1 года.
Согласномуниципального контракта №92 от 17.10.2022г. ООО «Архстройпроект» выполнило проектные работы по капитальному ремонту МБОУ СОШ №29, указанный проект направлен на государственную экспертизу, которая ещё не завершена.
Пунктом 4.19 Программы предусмотрено доведение МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г.Орла» лимитов бюджетных обязательств в 2024 году в сумме 201942,95 тыс. руб. на капитальный ремонт МБОУ СОШ №29 и установлен год достижения целевого значения 2026, то есть срок на выполнение работ предусмотрен более 2 лет.
Между тем, не проведение капитального ремонта школы до настоящего времени нарушает права несовершеннолетних обучающихся в школе, а также работников учреждения на безопасные условия обучения, воспитания, работы и создает угрозу их жизни и здоровью.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, возможности административного ответчика по исполнению решения суда, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе требования разумности, суд приходит к выводу, об обязании МКУ «Объединенный муниципальный заказчик» в течениеодного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение ремонтных работ несущих конструкций - перекрытия подвала корпуса литер А, здания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-Средняя общеобразовательная школа №29 города Орла произвести текущий ремонт наружных стен здания, путем устранения трещин, обрушений штукатурного слоя, ремонта кладки и устройства отливов поверх выступающих элементов фасада, ремонта внутренних стен, локального ремонта кладки и полной замены отделки, ремонта межплитных стыков с заменой всей отделки потолков, замены на корпусе «А» стропильной системы, замены кровельного покрытия, ремонта отмостки, ремонта напольного покрытия с полной заменой конструкций с применением легитимных материалов, замены окон на ПВХ, ремонта сетей отопления путем замены запорной арматуры, устранения коррозии, нарушений теплоизоляции труб, промывки труб и радиаторов; ремонта системы водоснабжения путем замены запорной арматуры, устранения коррозии, протечек, ремонта системы вентиляции путем чистки.
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляютКонституцияРоссийскойФедерации,общепризнанныепринципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной, власти (ст. 1).
Согласно п.1, п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как следует из ч. 3 ст. 5 названного Федерального закона, органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Также в ходе проверки установлен факт частичного отсутствия ограждения по периметру здания школы МБОУ - СОШ №29 г.Орла, что создает условия для нарушения третьими лицами законодательства об антитеррористической безопасности объекта образования.
Согласно гражданско-правового договора №1/2022-В от 04.07.2022 следует, что МБОУ - СОШ №29 г.Орла и ИП Полдневым М.В. заключен договор текущего ремонта ограждения школы.
31.08.2022 был составлен акт о выполнении текущего ремонта ограждения школы, акт подписан 22.09.2022.
17.10.2022 был составлен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке.
В настоящее время ограждения школы частично установлены.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию и финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Уставом города Орла (принят Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22.06.2005 № 72/753-ГС) администрация города Орла: в рамках предусмотренного в местном бюджете финансирования разрабатывает и утверждает планы и программы по решению отдельных вопросов местного значения; управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности в соответствии порядком, утвержденным Орловским городским Советом народных депутатов; создает муниципальные предприятия и учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, а также осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Орловской области), создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Статьей 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетник обязательств и бюджетник ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетник обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяетпорядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.
Учредителем МБОУ СОШ №29 г. Орла является муниципальное образование«Город Орел». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г.Орла в лице управления образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла.
В соответствии с п.5 Положения «Об управлении образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла», утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2015 N3/0013-ГС, управление образования, спорта и физической культуры администрацииг. Орла обеспечивает содержание зданий исооруженийподведомственныхмуниципальных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 1.8 положения определено, что управление образования осуществляет финансовое обеспечениевыполнениямуниципальными бюджетными образовательными учреждениями муниципальных заданий, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных образовательных организаций, осуществляет иные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении образовательных организаций.
Таким образом, в настоящее время не обеспечено надлежащее состояние здания и ограждения МБОУ - СОШ№29г. Орла, что влечет нарушение прав граждан, в том числе, несовершеннолетних детей, может создать угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании пункта 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, и возлагая обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений законодательства «О противодействии терроризму» на администрацию г.Орла, суд учитывает, что на администрацию г.Орла как орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, организации школьного образования, созданию условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Несоответствие муниципальных образовательных организаций обязательным требованиям безопасности свидетельствует о ненадлежащем выполнении административным ответчиком данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего административного ответчика устранить допущенные нарушения.
То обстоятельство, что функции и полномочия учредителя от имени администрации г.Орла осуществляет Управление образования, не освобождает администрацию г.Орла как уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения указанных выше обязанностей, поскольку администрация г.Орла, несмотря на делегирование полномочий учредителя Учреждения, является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем в отношении Учреждения, непосредственно управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, в соответствии с Уставом обеспечивает составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, а потому решение вопросов по финансированию мероприятий по установки ограждения по периметру здания школывозможно лишь при непосредственном участии указанного органа. Таким образом, возложение на администрацию г.Орла обязанности по обеспечению финансирования названных мероприятий не противоречит действующему законодательству и соответствует компетенции администрации.
В связи с чем, административные исковые требования прокуратуры Заводского района г.Орла, действующей в интересах неопределенного круга лицподлежат удовлетворению.
Вместе с тем, рассматривая довод административных ответчиков о сроках для исполнения решения суда, суд учитывает следующие обстоятельства.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункт 11).
Учитывая конкретные обстоятельства дела, требования разумности, суд приходит к выводу, об обязании администрацию г. Орла в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение денежных средств Управлению образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла для установки ограждения по периметру здания школы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения-Средняя общеобразовательная школа №29 города Орла,обязании Управления образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла в течение6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по установке ограждения по периметру здания школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-Средняя общеобразовательная школа №29 города Орла, обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-Средняя общеобразовательная школа №29 города Орла в течении6 месяцев со дня выделения денежных средств на указанные цели обеспечить проведение работ по установке ограждения по периметру здания школы МБОУ СОШ №29 г. Орла в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования.
Увеличение срока исполнения решения суда в большем размере приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №29 ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №29 ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ «░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №29 ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №29 ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №29 ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░ №29 ░. ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░