УИД 74RS0030-01-2023-004452-02
Дело № 2а-429/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2024 года г.Магнитогорск
Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе:
Председательствующего Исаевой Ю.В.,
С участием старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Скляр Г.А.,
При секретаре Челмаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Магнитогорска, Управлению транспорта и коммунального хозяйства администрации г. Магнитогорска о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования г. Магнитогорска,
установил:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Магнитогорска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации г. Магнитогорска, Управлению транспорта и коммунального хозяйства администрации г. Магнитогорска о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользовании г. Магнитогорска с наименованием «г. Магнитогорск, ул. Никонова» с кадастровым номером №, протяженностью, 688м в течение трех лет со дня вступления решения в законную силу, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования г. Магнитогорск, установлено, что в перечень автомобильных дорог, состоящих в реестре муниципального имущества города Магнитогорска, включена автомобильная дорога общего пользования с наименованием «г. Магнитогорск, ул. Никонова» с кадастровым номером №, протяженностью, 688м. Технический паспорт на указанную автомобильную дорогу отсутствует, что противоречит требованиям Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, Приказа Минтранса России от 16.11.2012 №402, ГОСТ 33388-2015. 23 октября 2023 года в адрес главы г. Магнитогорска внесено представление об устранении нарушений законодательства и необходимости паспортизации автомобильных дорог, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены не были.
Старший помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Скляр Г.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.
Представитель административных ответчиков администрации г. Магнитогорска, Управления транспорта и коммунального хозяйства администрации г. Магнитогорска Береглазов Д.А., действующий на основании доверенностей от 21 июня 2021 года, 04 августа 2023 года, при надлежащем извещении участия не принимал, представил заявление о признании иска.
Представители третьих лиц ООО «Магнитогорскинвестстрой», МКУ «Управление капитального строительства» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела в судебном заседании, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования и полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу положений пункта 21 статьи 34 Устава города Магнитогорска, администрация города осуществляет дорожную деятельность в отношении дорог местного значения в границах города и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковой (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения. Формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, на основании данных учета автомобильных дорог.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу подпункта 4 пункта 9 которой, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 года № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в силу подпункта 4 пункта 9 которой, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно п. п. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктами 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 2.11, 2.12 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ № ОС-28/1270-ис от 17 марта 2004 года, и закреплены в п. п. 4.2.1, 4.2.2, 9.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие с 08.09.2016 приказом Росстандарта от 31 августа 2016 года № 1004-ст.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Орджоникидзевского района г.Магнитогорска по результатам надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения установлен факт отсутствия технического паспорта автомобильной дороги общего пользования города Магнитогорска с наименованием «г. Магнитогорск, ул. Никонова».
Указанная дорога, протяженностью 688м с кадастровым номером №, включена в перечень автомобильных дорог, числящихся в реестре муниципального имущества города Магнитогорска, собственником указанной дороги является администрация города Магнитогорска Челябинской области, что подтверждается сведениями о зарегистрированных правах.
Пунктом 10 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
С учетом вышеуказанных положений, суд приходит к выводу, что обеспечение соответствия состояния дорог, их содержание установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам является обязанностью администрации г. Магнитогорска, а не Управления транспорта и коммунального хозяйства администрации г. Магнитогорска.
Дорога общего пользования города Магнитогорска с наименованием «г. Магнитогорск, ул. Никонова» относится к собственности города Магнитогорска, которая в силу прямого указания закона должного контроля по несению бремени содержания указанной дороги не осуществляет, технический паспорт, являющийся единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, отсутствует, и ответчиком данный факт не оспаривается, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора к администрации г. Магнитогорска являются обоснованными.
Исходя из характера имеющихся нарушений, объема работ необходимых для их устранения, суд полагает, что срок, в который ответчик обязан устранить выявленные нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения, предложенный прокурором - три года, не является разумным, поскольку данное административное исковое заявление предъявлено в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а, следовательно, в целях безопасности жизни и здоровья граждан, с учетом этого, суд полагает правильным установить годичный срок для устранения нарушений законодательства. При этом, права ответчика нарушены не будут, поскольку в случае возникновения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта администрация города Магнитогорска не лишена возможности в установленном законом порядке поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ (░░░ 7446011940) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ««░. ░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░, 688░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.