Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-519/2022 ~ М-310/2022 от 24.03.2022

Дело № 2а-519/2022

УИД 29RS0005-01-2022-000467-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2022 года г. Архангельск

Исакогорский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Шкарубской Т.С.

при секретаре Добряковой Е.А.,

с участием административного истца Константинова А.А.,

представителя административных ответчиков федерального казенного учреждения «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», ФСИН России и заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Верещагиной О.А.,

представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России Бобровой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда г.Архангельска с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Константинова А. АлексА.а к Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний», федеральному казенному учреждению «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о присуждении компенсации,

установил:

Константинов А.А. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области, Учреждение) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания и ненадлежащее оказание медицинской помощи.

В обоснование требований указал, что в 29.12.2021 он прибыл в хирургическое отделение Учреждения в экстренном порядке с резаными ранами обоих предплечий. Медицинская помощь ему была оказана ненадлежащим образом, раны ему были зашиты без применения анестезии, от чего он испытал моральные и нравственные страдания. С учетом дополнений в связи с ненадлежащим санитарно-эпидемиологическим состоянием помещений хирургического отделения в период с 29.12.2021 по 13.01.2022 и ненадлежащим оказанием медицинской помощи просит взыскать компенсацию в сумме 400000 руб.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечены Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России) и Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России), в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление федеральной службы исполнения наказания по Архангельской области (далее – УФСИН России по Архангельской области) и Баркун И.Г.

Административный истец Константинов А.А. на судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, указанным в нем.

Представитель административных ответчиков ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области Верещагина О.А. с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на обеспечение надлежащих условий содержания в лечебном исправительном учреждении.

Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России Боброва Ю.А. просила отказать в иске, указав на оказание истцу медицинской помощи надлежащего качества.

Заинтересованное лицо Баркун И.Г. на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.

На основании определения суда дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, ч.ч. 1, 2 ст. 27.6 КоАП РФ, ст.ст. 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст.ст. 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст.ст. 93, 99, 100 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч. 5 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п. 13 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (ст.ст. 62, 125, 126 КАС РФ).

Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47).

В соответствии с ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В силу ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

Согласно п. 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295, распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 3 ст. 99 УИК РФ).

Согласно Приложению № 1 к Приказу ФСИН РФ от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», приказу Минюста РФ № 130 ДСП от 02.06.2003 «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02 Минюста России)» спальные помещения должны быть обеспечены рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных, число напольных чаш (унитазов) должно составлять не менее 1 единицы на 15 осужденных.

Судом установлено, что по прибытии в лечебное исправительное учреждение Константинов А.А. обеспечивался индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями. Смена белья производилась 1 раз в 7 дней и по мере загрязнения с проставлением отметок в соответствующем журнале. Также осужденный был обеспечен гигиеническими наборами и мылом хозяйственным.

По настоящему делу установлено, что в период с 29.12.2021 по 13.01.2022 Константинов А.А. находился в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, расположенном на территории ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области. По прибытии в учреждение Константинов А.А. был размещен в палате № 6, после чего – в палате № 4.

Как следует из ответа Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 03.03.2022 № 906ж-2021 на обращение Константинова А.А., ранее выездной проверкой прокуратуры выявлялись факты ненадлежащего санитарно-эпидемиологического состояния помещений хирургического отделения, в котором содержался административный истец с 29.12.2021 по 13.01.2022. Нарушений в части организации и качества питания не выявлено.

Так, 30.12.2021 в адрес ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вынесено представление, в котором указано на ненадлежащее условия содержания осужденных в палатах № 3, 7, 1, 2, 4. Также проверкой установлено, что покрытие пола (кафельная плитка) в туалете повреждена (сколы на полу), в помещении бани на водопроводах, лейках, скамьях, раковине имеются следы грязи, в помывочной на полу сколы, в столовой санитарное оборудование в помещении туалета/душевой находится в неудовлетворительном состоянии: пол в душевой имеет следы ржавчины.

Нарушений в части санитарного содержания комнаты для приема пищи в ходе вышеуказанной проверки выявлено не было.

Кроме того, Константинов А.А. обратился 14.01.2022 в Архангельскую прокуратуру по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях с жалобой о нарушении его прав. Факты нарушений прав административного истца в части грубого отношения со стороны сотрудников Учреждения подтверждения не нашли.

Как следует из протокола совещания у врио начальника учреждения № 8 о рассмотрении вышеуказанного представления, выявленные дефекты были устранены.

Согласно материалам дела уборка помещений учреждения производится силами осужденных отряда хозяйственной обслуги. Текущая уборка проводится два раза в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, генеральная уборка проводится 1 раз в неделю согласно графику с использование моющих и дезинфицирующих средств. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела графиками проведения санитарно-противоэпидемических (профилактически) мероприятий в помещениях хирургического отделения.

Также ежедневно в лечебном исправительном учреждении в период с 29.12.2021 по 13.01.2022 проводилась дезинфекция, что подтверждается копией представленного журнала с соответствующими отметками.

16.07.2021 между ООО «Центр дезинфекции» и ФКУ «Областная больница УФСИН России по Архангельской области» заключен государственный контракт на оказание услуг по дератизации периодичностью один раз в месяц.

Согласно материалам дела Константинов А.А. 29.12.2021 совершил акт членовредительства, выразившееся в нанесении себе резаных ран правого и левого предплечий. Ему была проведена ПХО раны, наложена асептическая повязка, жгуты.

Константинов А.А. находился на лечении в хирургическом отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ ФСИН России с 29.12.2021 по 13.01.2022 с диагнозом: ****** от 29.12.2021, раны обеих предплечий. Х78.

29.12.2021 административному истцу было проведено оперативное лечение.

В соответствии с ч. 1 и ч. 7 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что лица, в том числе, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила организации оказания медицинской помощи осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 № 285 (далее - Порядок №285).

Согласно п. 2 Порядка № 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан принимает во внимание, в частности, доступность такого обслуживания, своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения и т.д.

При этом суд учитывает, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация.

Довод административного истца о том, что операция ему была проведения без анестезии, опровергаются представленным в материалы дела протоколом проведенной операции. Согласно указанному документу осужденному операция проведена под местной анестезией раствора новокаина 0,25%. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, материалы дела не содержат.

Во время нахождения в лечебном исправительном учреждении Константинов А.А. наблюдался врачами, медицинский контроль за состоянием его здоровья осуществлялся.

Какие-либо факты необъективной оценки состояния здоровья Константинова А.А., неоказания надлежащей медицинской помощи в спорный период в ходе рассмотрения дела судом не установлены

По изложенным основаниям оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поэтому суд отказывает в удовлетворении административного иска.

Выявленные в ходе проведения проверки прокуратуры в декабре 2021 года нарушения санитарно-эпидемиологического состояния помещений суд полагает незначительными, что не могло привести к нарушению прав административного истца. Более того, как следует из материалов дела, административный истец в период с 29.12.2021 по 13.01.2022 находился в палате № 6 хирургического отделения, в то время как нарушения, указанные в представлении прокуратуры, были выявлены в иных палатах.

При разрешении настоящего спора суд учитывает, что пребывание гражданина в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, в частности, с недостатком личного пространства. Поэтому не всякие ссылки заявителя на подобные лишения и ограничения свидетельствуют о том, что заявитель действительно подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства.

При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.

Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность/неоднократность такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; возможность самостоятельного принятия потерпевшим или совместно отбывающими с ним наказание лицами мер по обеспечению приватности санитарно-гигиенических процедур; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.

Доказательств тому, что действиями (бездействием) административных ответчиков, выразившимися в жестоком обращении с истцом, превышении должностных полномочий отдельных сотрудников, халатном отношении сотрудников к своим должностным обязанностям, Константинову А.А. в период его пребывания в лечебном исправительном учреждении с 29.12.2021 по 13.01.2022 были причинены физические либо нравственные страдания административным истцом не представлено.

При указанных обстоятельствах административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-519/2022 ~ М-310/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Константинов Андрей Александрович
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России
ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области
ФСИН России
Другие
Баркун Игорь Геннадьевич
УФСИН России по Архангельской области
Суд
Исакогорский районный суд г. Архангельска
Судья
Шкарубская Татьяна Станиславовна
Дело на сайте суда
sudis--arh.sudrf.ru
24.03.2022Регистрация административного искового заявления
24.03.2022Передача материалов судье
25.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.04.2022Предварительное судебное заседание
17.05.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2022Дело оформлено
08.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее