УИД 55RS0023-01-2024-000218-83
Гражданское дело № 2а-182/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2024 года село Нижняя Омка
Нижнеомский районный суд Омской области в составе судьи Шаульского А.А. при секретаре Малородовой Н.В., при участии в подготовке и организации судебного заседания помощника судьи Доминиковой Т.В., с участием помощника прокурора Нижнеомского района Омской области Доманина Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хомутинского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о возложении обязанности установить дорожные знаки,
у с т а н о в и л :
Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Хомутинского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области. Установлено, что на территории села Хомутинка отсутствуют дорожные знаки: на пересечении <адрес>.1 «Главная дорога», 2.4 – «Уступите дорогу», 8.13 «Направление движения главной дороги», на <адрес> – 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Внимание дети». Отсутствие дорожных знаков создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе малолетних детей, со стороны ответчика имеется бездействие. Просил признать незаконным бездействие администрации Хомутинского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, выразившееся в необеспечении безопасности дорожного движения в <адрес>, обязать администрацию Хомутинского сельского поселения Нижнеомского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить дорожные знаки на пересечении <адрес>.1 «Главная дорога», 2.4 – «Уступите дорогу», 8.13 «Направление движения главной дороги», на <адрес> – 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Внимание дети» в соответствии с п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержал заявленные исковые требования по доводам, в нем изложенным.
Администрация Хомутинского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежаще, своего представителя в суд не направила, отзыв на административное исковое заявление не представила.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно статье 2 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения в силу п.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п.5 ч.1 ст.4 Устава Хомутинского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Хомутинского сельского поселения от 26 ноября 2005 г. № 16, к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и областного значения.
Основным документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог является ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст).
Согласно п. 6.2.1. ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
В соответствии с п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289 Знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.
В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак уменьшенного размера по ГОСТ Р 52290.
В соответствии с п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289 Знак 2.4 "Уступите дорогу" применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу предпочтительно в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль.
Перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, знак устанавливают с табличкой 8.13.
Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в любое время суток. Знак 2.4 в этом случае может быть установлен при отсутствии знаков 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 на главной дороге по 5.3.5.
Знак 2.4 устанавливают предварительно с табличкой 8.1.1 на дорогах вне населенных пунктов, за исключением грунтовых дорог, на расстоянии от 150 до 300 м до перекрестка, если перед перекрестком установлен знак 2.4, или с табличкой 8.1.2, если перед перекрестком установлен знак 2.5.
При наличии полосы разгона в местах выезда на дорогу с преимущественным правом проезда перекрестков знак устанавливают перед началом этой полосы.
5.6.30 Знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.
Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с конструктивно выделенной разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части, при этом знак 5.19.1 устанавливают на такой разделительной полосе, если по ней организовано пешеходное движение вдоль проезжей части или пешеходный переход пересекает две и более разделительные полосы.
Знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17.
Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.
Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1.
Знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.
В населенных пунктах повторный знак 1.23 устанавливают на расстоянии от 20 до 30 м от опасного участка.
В ходе проверок, проведенных прокуратурой и органами ГИБДД, установлено, что на территории села Хомутинка отсутствует ряд дорожных знаков. Данное обстоятельство подтвердилось при рассмотрении настоящего дела.
По информации ОГИБДД ОМВД России по Нижнеомскому району от 19.06.2022 г., на территории <адрес> отсутствуют дорожные знаки: на пересечении <адрес>.1 «Главная дорога» - 2 шт., 2.4 – «Уступите дорогу» - 2 шт., 8.13 «Направление движения главной дороги» - 4 шт., на <адрес> – 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Внимание дети» - 2 шт. Представитель ответчика доказательств устранения указанных нарушений не представил.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права № выписке из ЕГРН по состоянию на 05.07.2024 года правообладателем объектов недвижимости – внутрипоселковой автодороги по адресу <адрес>, от <адрес> до моста через <адрес>, автомобильной дороги по адресу: <адрес>, автомобильной дороги по адресу: <адрес>, внутрипоселковой автомобильной дороги по адресу: <адрес>, от <адрес> до моста ч/з реку Омь является Хомутинское сельское поселение Нижнеомского муниципального района <адрес>.
Поскольку со стороны органа местного самоуправления имеется нарушение требований федерального законодательства об исполнении обязанности по решению вопросов местного значения, а именно по обеспечению безопасности дорожного движения и содержанию автомобильных дорог в границах населенного пункта, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Бездействие ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу. Суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 177 – 180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.1 «░░░░░░░ ░░░░░░» - 2 ░░., 2.4 – «░░░░░░░░ ░░░░░░» - 2 ░░., 8.13 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░» - 4 ░░., ░░ <░░░░░> – 5.19.1 ░ 5.19.2 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», 1.23 «░░░░░░░░ ░░░░» - 2 ░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░