Дело № 2а-3522/2023
УИД: 22RS0068-01-2023-003128-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2023 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего судьи: Баньковского А.Е.,
при секретаре Мгдесян Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Полторыхина Игоря Владимировича к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Полторыхин И.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что обратился в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду трех земельных участков, площадью 1 000 кв.м. каждый, в кадастровым квартале №, расположенных согласно схеме по адресам: ...., для индивидуального жилищного строительства. Ответом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении обращения административному истцу отказано. С указанным отказом административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Полагает, что в отказе административного ответчика не отражено, какие именно положения п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ нарушаются выделением испрашиваемого участка, в чем именно выразятся такие нарушения. Кроме того, не ясно, каким образом в случае наличия вышеуказанных объектов от них высчитывалось расстояние до подлежащего возведению на испрашиваемом участке жилого дома, иных строений, учитывая отсутствие их проекта.
Указанное позволило административному истцу прийти к выводу о формальном характере отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, его необоснованности, а в связи с этим и незаконности.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Полторыхину И.В. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков площадью 1000 кв.м., в кадастровом квартале №, местоположением: ...., согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства; площадью 1000 кв.м., в кадастровом квартале №, местоположением: .... согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства; площадью 1000 кв.м., в кадастровом квартале №, местоположением: ...., согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства; возложить обязанность на Управление имущественных отношений Алтайского края, согласовать предоставление в аренду указанных земельных участков; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму в размере 900 руб., как уплаченную государственную пошлину. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на предъявление настоящего иска.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, Администрация Центрального района г. Барнаула. В ходе рассмотрения дела, из числа лиц, участвующих в деле, исключен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула.
Административный истец Полторыхин И.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении доводам. Также пояснил, что им достигнуто соглашение о предоставлении сервитута, который обеспечит доступ к участкам.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края Дробышевская Е.А. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административных исковых требований в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях. Указала, что доступ к участкам невозможен, что подтверждается представленными в материалы дела актами.
Представитель административного истца Галандина Д.С., представители заинтересованных лиц Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, Администрация Центрального района г. Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о проведении судебного заседания.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2,3 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении. В последующем принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Основания для отказа в предварительном согласовании или предоставлении земельного участка закреплены в статьях 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности закреплены в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (пп. 2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ).
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Полторыхин И.В. обратился в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлениями № об утверждении схем и предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, площадью 1000 кв.м. каждый, в кадастровом квартале №, расположенных по адресам: ...., согласно схеме, для строительства индивидуального жилого дома.
Управлением имущественных отношений Алтайского края направлены запросы относительно спорных земельных участков в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, Администрацию Центрального района города Барнаула и Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.
Согласно ответа председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ на спорные земельные участки право муниципальной собственности городского округа – города Барнаула Алтайского края не зарегистрировано, правоустанавливающие документы не оформлялись, комитет не ведет работы по включению земельных участков в перечень для предоставления льготным категориям граждан в соответствии с Законом Алтайского края от 09.11.2015 №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Согласно ответа администрации Центрального района города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ информацией о наличии правоустанавливающей документации на спорные земельные участки и на объекты недвижимости, расположенные на данных участках, администрация Центрального района города Барнаула не располагает. Согласно архивным данным администрации Центрального района города Барнаула с ДД.ММ.ГГГГ разрешительные документы на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не оформлялись, информацией до ДД.ММ.ГГГГ администрация района не располагает.
ДД.ММ.ГГГГ был произведен визуальный осмотр спорных земельных участков, о чем специалистами администрации Центрального района города Барнаула были составлены соответствующие акты, согласно которым установлено, что проезд (проход) к спорным земельным участкам отсутствует, провести обследование не представляется возможным.
В ответе заместителя председателя Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула ФИО4 указано, что согласно Генеральному плану городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 №344, земельный участок расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 №447 (в ред. от 30.08.2022 №985), земельные участки расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4). Градостроительный регламент территориальной зоны Ж-4 определен ст. 61 Правил. Проект межевания территории, в границах которой расположен запрашиваемый земельный участок, не разрабатывался.
Решением Управления имущественных отношений Алтайского края, оформленным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, Полторыхину И.В. отказано в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Помимо оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, пунктом 14 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края № 98-ЗС предусмотрено, что решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, принимается в случае отсутствия доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в отношении которого представлено заявление и необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, или к иным земельным участкам не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (в случае осуществления государственного кадастрового учета).
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Согласно пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
К заявлениям, направленным в Управление имущественных отношений Алтайского края, административным истцом была приложена расписка о возможном предоставлении доступа через земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ФИО5, которая является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу ....
Данный земельный участок граничит с вновь образуемыми земельными участками, площадью 1000 кв.м. каждый, расположенными в кадастровом квартале №, по адресам: ..... Вместе с тем, фактически на момент обращения Полторыхина И.В. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, сервитут не установлен. При этом, установление сервитута «на будущее» законодательством не предусмотрено.
Следовательно, в настоящее время доступ к образуемым земельным участкам отсутствует.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Полторыхину И.В. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков площадью 1000 кв.м., в кадастровом квартале №, местоположением: ...., согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства; площадью 1000 кв.м., в кадастровом квартале №, местоположением: .... согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства; площадью 1000 кв.м., в кадастровом квартале №, местоположением: ...., согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства.
В силу ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ, в суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском предусмотренного законом срока. Заявляя ходатайство о восстановлении срока на предъявление настоящего иска, Полторыхин И.В. указывает, что ошибся в подсчете процессуальных сроков.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Соответственно, помимо указанного выше суд учитывает пропуск административным истцом срока обращения в суд и отсутствие оснований для восстановления этого срока, так как каких-либо уважительных причин административным истцом не представлено.
Поскольку решение Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № не признано судом незаконным, то и оснований для возложения обязанности на Управление имущественных отношений Алтайского края, у суда не имеется.
На основании вышеизложенного, заявленные Полторыхиным И.В. административные исковые требования о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков, возложении обязанности - удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Поскольку административные исковые требования оставлены без удовлетворения, суд на основании статьи 111 КАС РФ отказывает административному истцу во взыскании с административного ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.