УИД 11RS0001-01-2023-004249-37 дело № 2а-5198/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Никоновой Е.Г.,
с участием представителя административных ответчиков Чабанец А.И.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 30 мая 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Тропова Валерия Олеговича к УМВД России по г. Сыктывкару, МВД по Республике Коми, МВД России о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Тропов В.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по г. Сыктывкару, в котором, ссылаясь на ненадлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания (ИВС) г. Сыктывкара в период с 2020 года по 2022 год, указывая на отсутствие в помещениях изолятора горячего водоснабжения, ненадлежащую приточно-вытяжную вентиляцию, ограниченный доступ к окну, отсутствие перегородки санитарного узла, размещение в камерах двухъярусных кроватей, отсутствие в камерах бака для питьевой воды, в душевой резиновых ковриков, ширмы, помещения для обыска, постоянное видеонаблюдение, маленькую площадь прогулочного двора, отсутствие в здании ИВС медицинского работника, самовольно установленный запрет на получение в передачах продуктов питания, просит взыскать в свою пользу денежную компенсацию в размере 850000 руб.
В судебном заседании административный истец по основанию нахождения в исправительном учреждении участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайства об обеспечении его личного участия в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи не заявлял.
Представитель административных ответчиков с требованиями иска не согласился по основанию отсутствия правовых оснований для их удовлетворения согласно доводам письменных возражений.
Заслушав представителя административных ответчиков, исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, суд приходит к следующему.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагается обязанность выявлять причины преступлений и административных правонарушений, условия, способствовавшие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению, пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
С учетом представленных полномочий в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право задерживать лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях.
Порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, регламентируется Федеральным законом РФ от 26.04.2013 № 67- ФЗ «О порядке отбывания административного ареста».
Согласно статье 3 названного Федерального закона местами отбывания административного надзора являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Отбывание административного ареста осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства; при отбывании административного ареста не допускается причинение физических или нравственных страданий лицам, подвергнутым административному аресту; лицам, подвергнутым административному аресту, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности (статьи 2, 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ).
В целях обеспечения порядка и условий отбывания административного ареста утверждаются Правила внутреннего распорядка, которыми устанавливается примерный распорядок дня отбывания административного ареста, перечень предметов, вещей и продуктов питания, не разрешенных к хранению и их использованию лицами, подвергнутыми административному аресту, а также определяется порядок осуществления личного досмотра лиц, подвергнутых административному аресту, досмотра, в том числе, поступающих им посылок, передач, личного приема лиц, подвергнутых административному аресту, проведения ежедневных прогулок, материально-бытового обеспечения лиц, подвергнутых административному аресту.
Приказом МВД России от 10.02.2014 № 83 утверждены Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ лица, подвергнутые административному аресту, имеют право на материально-бытовое обеспечение; индивидуальное спальное место и восьмичасовой сон в ночное время; ежедневную прогулку в дневное время продолжительностью не менее одного часа.
При осуществлении прав лиц, подвергнутых административному аресту, не должны нарушаться порядок и условия отбывания административного ареста, установленные настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка, а также не должны ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 7).
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Тропов В.О. содержался в специальном приемнике УМВД России по г. Сыктывкару в периоды: с 25.07.2021 (18.50 час.) по 26.07.2021 (17.50 час), с 01.10.2021 (01.30 час.) по 04.10.2021 (20.00 час.), с 10.01.2022 (04.30 час.) по 11.01.2022 (23.25 час.), с 19.01.2022 (04.50 час.) по 20.01.2022 (22.46), с 17.03.2022 (17.00 час.) по 27.03.2022 (15.50 час.), с 16.04.2022 (22.40 час.) по 20.04.2022 (13.15 час.), с 03.07.2022 (02.00 час.) по 05.07.2022 (00.30 час.), с 06.08.2022 (05.00 час.) по 06.08.2022 (23.45 час.).
Согласно справке административного ответчика в период 2020 года Тропов В.О. в специальном приемнике УМВД России по г. Сыктывкару не содержался.
Порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определен Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 № 627, в соответствии с которым задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 Положения).
Из положений статьи 5 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ следует, что в отношении лиц, подвергнутых административному аресту, проводятся в обязательном порядке личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей и предметов в порядке и на условиях, установленных законом.
Личный досмотр лиц, подвергнутых административному аресту, согласно требованиям статьи 6 указанного Федерального закона осуществляется по прибытии этих лиц в место отбывания административного ареста, а также по мере необходимости в период отбывания ими административного ареста, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка.
В соответствии с пунктами 17 Правил внутреннего распорядка № 83 личный досмотр осуществляется перед выдворением лиц, подвергнутых административному аресту, в помещение для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.
Медицинское обеспечение лиц, подвергнутых административному аресту, гарантировано статьей 14 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 указанной статьи в целях определения состояния здоровья лиц, подвергнутых административному аресту, и наличия у них телесных повреждений при их поступлении в место отбывания административного ареста либо при ухудшении состояния их здоровья в период отбывания административного ареста медицинским работником места отбывания административного ареста проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Проведение медицинского освидетельствования при приеме в место отбывания административного ареста лиц, подвергнутых административному аресту, закреплено в пункте 13 Правил внутреннего распорядка № 83.
Согласно пункту 6 указанного Положения (№627) перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, производит опрос и осмотр задержанного лица в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний. При необходимости приглашаются для консультации и оказания медицинской помощи бригада скорой помощи или иные специалисты государственных или муниципальных учреждений здравоохранения.
Лица, подвергнутые административному аресту, отбывают его в условиях изоляции от общества в общих помещениях или помещениях для одиночного содержания (статья 16 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ).
Лицам, подвергнутым административному аресту, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности. Лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется индивидуальное спальное место (статья 13 Федерального закона).
Согласно пункту 11 Положения (627) задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Задержанные на срок более 3 часов обеспечиваются в ночное время местом для сна.
В соответствии с требованиями пункта 47 Правил внутреннего распорядка помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются: столом и скамейками по установленному количеству мест в помещении; шкафом для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях; санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды; вешалкой для верхней одежды; бачком для питьевой воды, качество которой соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям; полкой для туалетных принадлежностей; аудиодинамиком; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и (или) вытяжной вентиляцией; системой центрального отопления.
В соответствии с положениями пункта 50 Правил внутреннего распорядка лицам, доставленным в место отбывания административного ареста, предоставляется возможность помывки либо по решению медицинского работника проводится их санитарная обработка с дезинфекционной обработкой одежды.
Не реже одного раза в неделю лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется возможность помывки в душе, продолжительностью не менее 15 минут.
Администрация и сотрудники места отбывания наказания, наряду с иными правами, включая право осуществлять в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка, личный досмотр лиц, подвергнутых административному аресту, имеют право применять аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля и надзора (статья 18 указанного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 10 Положения (627) за поведением задержанных лиц, находящихся в специальных помещениях, устанавливается наблюдение должностными лицами органа, в ведение которого находится специальное помещение.
Применение аудиовизуальных средств в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ обусловлено предупреждением и пресечением правонарушений, нарушений установленного порядка и условий отбывания административного ареста, для защиты жизни, здоровья, прав и свободы лиц, подвергнутых административному аресту, администрации и сотрудников места отбывания административного ареста, иных лиц, находящихся в месте отбывания административного ареста.
При проверке доводов иска с учетом установленных требований законодательства на основании представленных стороной ответчика доказательств установлено, что в специальном приемнике УМВД России по г. Сыктывкару имеется 24 камеры для содержания административно-арестованных и административно-задержанных граждан. Размещение спальных мест в камерах обустроено с учетом их площади. Количественный учет в камерах спецприемника УМВД России по г. Сыктывкару в отсутствие соответствующего требования не ведется, ведение такого учета законодательством не предусмотрено. За период 2021, 2022 годов превышения наполняемости камер спецприемника не зафиксировано. При лимите наполнения 101 человек средняя наполняемость спецприемника составляла до 70 человек.
По информации административного ответчика все камеры специального приемника УМВД России по г. Сыктывкару имеют горячее и холодное водоснабжение. В каждой камере подведена приточно-вытяжная вентиляция. В санитарных узлах камер установлены напольные унитазы (чаши Генуя), все места приватности оборудованы перегородками с дверьми. Камеры специального приемника оборудованы индивидуальными спальными местами (двухъярусными кроватями).
При проверке доводов об отсутствии в камерах бака для питьевой воды установлено, что кипяченая питьевая вода в камеру предоставляется в чайниках по требованию содержащихся в них лиц. Чайник и стаканчики на каждого содержащегося имеются в каждой камере.
Камеры оборудованы стеклопакетами на окнах с форточками, которую лицо, содержащееся в камере открывает на свое усмотрение, доступ к форточке лиц из числа спецконтингента не ограничен.
Душевая в специальном приемнике разделена на два помещения, отдельно обустроена раздевалка, отдельно душевая. Все помещения выложены кафельной плиткой. Вопреки доводам иска согласно СНИП 12-95, пункту 16.2 таблицы 18 графы 22 наличие резиновых ковриков не предусмотрено.
Согласно представленным в материалы дела заключениям ЦГСЭН ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми» по результатам проверки санитарно-эпидемиологического состояния в специальном приемнике УМВД России по г. Сыктывкару нарушений установленных законодательством санитарно-эпидемиологических требований не установлено. В помещениях имеется горячее и холодное водоснабжение, наличие условий естественной вентиляции камер (фрамуги, форточки), наличие искусственной вентиляции – приточно-вытяжной механической вентиляции в рабочем состоянии, установлено соответствие параметров микроклимата требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
Согласно представленным заключениям проведение медицинских осмотров содержащихся лиц, равно как и проведение в санитарном пропускнике санитарной обработки содержащихся лиц, осуществляется в полном объеме.
При проверке доводов иска в изложенной части судом установлено, что вопреки указанию административного истца с 2021 года в штате спецприемника имеется медицинский работник. При этом суд исходит из того, в соответствии с пунктом 60 Правил внутреннего распорядка, в случае отсутствия медицинского работника места отбывания административного ареста в период поступления в место отбывания административного ареста вновь прибывших лиц, подтвергнутых административному аресту, в целях установления наличия (отсутствия) телесных повреждений внешний осмотр указанных лиц осуществляется сотрудником места отбывания административного ареста одного пола с осматриваемым.
При этом, в соответствии с пунктом 61 Правил при наличии жалоб на плохое самочувствие, по просьбе вновь поступившего или если состояние вновь поступившего не позволяет выразить свою волю, а также при наличии телесных повреждений дежурный обязан вызвать медицинского работника места отбывания административного ареста. При наличии поводов для вызова скорой медицинской помощи, предусмотренных приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» безотлагательно вызывается выездная бригада скорой медицинской помощи.
По сведениям административного ответчика Тропов В.О. за период нахождения в спецприемнике за медицинской помощью к фельдшеру не обращался. Согласно журналу № 14324 при однократной жалобе на плохое самочувствие Тропову В.О. был осуществлен вызов скорой помощи, по итогам осмотра в госпитализации Тропов В.О. не нуждался.
При оценке доводов относительно отсутствия в учреждении помещения обыска суд находит доводы иска в изложенной части безосновательными, руководствуясь тем, что обыск лиц в силу требований действующего законодательства не проводится, осуществляется досмотр. Как указано ответчиком, при осуществлении досмотра, лица из числа спецконтингента одежду не снимают, досматриваются лишь вещи.
Согласно копии журнала письменных обращений граждан № 12362, 14349 от Тропова В.О. за весь период содержания жалоб не поступало.
При проверке доводов в части ограничения его права на получение посылок по информации административного ответчика со ссылкой на журналы № 13619 и 14620 учета посылок, бандеролей, передач письменной корреспонденции СП УМВД России по г. Сыктывкару указано о том, что посылок в адрес административного истца за период его содержания в спецприемнике не поступало. Доказательств нарушения прав истца в изложенной части со стороны административного истца не представлено.
При реализации административным истцом права на прогулку, что последним при указании нарушений условий его содержания не отрицалось и не оспаривалось, ссылка заявителя на отсутствие достаточной площади прогулочного двора как основания, достаточного для взыскания в его пользу денежной компенсации в порядке требований статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ по основанию существенного нарушения условий содержания не может быть принята во внимание.
При разрешении административного иска в части условий содержания Тропова В.О. в камере ИВС г. Сыктывкара, суд руководствуется следующим.
Установлено, что единожды, в период с 08.09.2022 по 10.09.2022 Тропов В.О. содержался в ИВС УМВД России по г. Сыктывкару.
Согласно информации административного ответчика Тропов В.О. был выдворен в камеру ИВС № 3 в 23.00 час. 08.09.2022, 10.09.2022 в 10.20 час. Тропов В.О. был отконвоирован в городской суд для избрания меры пресечения. В указанный период Тропов В.О. в камере содержался один.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации (статья 4 названного Закона).
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (статьи 7 и 9 Федерального закона № 130-ФЗ).
Права подозреваемых и обвиняемых закреплены в статье 17 названного Закона, обвиняемые и подозреваемые наделены правом получать бесплатное питание, материально – бытовое и медико – санитарное обеспечение (пункт 9), право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (пункт 11).
Согласно положениям 23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Указанным лицам предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья (статья 24).
В силу требований статьи 32 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих и одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 2 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, в изоляторах временного содержания устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами РФ порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно статье 34 Федерального закона № 103-ФЗ, Правилам № 950 (пункт 25), подозреваемые и обвиняемые, поступившие в изолятор, подвергаются полному личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, а их личные вещи – досмотру.
Личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу (пункт 26 Правил).
Личный обыск может быть полным и неполным. Полному обыску подвергаются подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию. В последнем случае обыск проводится по указанию начальника изолятора либо лица, его замещающего, при их отсутствии - дежурного помощника.
Личный обыск подозреваемых или обвиняемых производится работниками изолятора одного с ними пола. При полном обыске не должны присутствовать лица противоположного пола, за исключением приглашаемых в необходимых случаях медицинских работников (пункт 30 Правил № 950).
Досмотр вещей подозреваемых или обвиняемых производится в их присутствии при поступлении в изолятор, перед отправкой за его пределы, при переводе в другую камеру, стационар медицинской части или водворении в карцер. В исключительных случаях по указанию начальника изолятора или его заместителя досмотр вещей подозреваемых или обвиняемых производится в отсутствие их владельцев, в том числе при проведении обыска в камере в присутствии дежурного по камере (пункт 31 Правил №950).
В соответствии с пунктом 42 Правил № 950 подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования, в том числе, спальным местом (пункт 43 Правил № 950).
В соответствии с пунктом 45 Правил № 950 камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут (пункт 47 Правил № 950).
При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (пункт 48 Правил).
Согласно требованиям пункта 63 Правил № 950 подозреваемым и обвиняемым разрешается получать без ограничения количества посылки, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами, а также передачи общим весом не более 30 кг в месяц.
Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (пункт 122 Правил № 950)
Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС (пункт 123 Правил).
В соответствии с установленным в пункте 124 Правил № 950 порядком с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником.
При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового - в установленном порядке медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения (пункт 125 Правил).
В пункте 130 Правил № 950 закреплено, что подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику (пункт 131 Правил).
Согласно пункту 132 Правил прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.
При проверке доводов иска в изложенной части, по итогам изучения представленных в материалы дела доказательств, судом установлено, что камера № 3, в котором Тропов В.О. содержался один, имеет площадь 6, 63 кв.м., обустроена спальным местом. В камере имеется санитарный узел, отделенный от общего помещения камеры, условия приватности обеспечены, в кабине установлена перегородка с дверью высотой 101 см.
Согласно заключению ЦГСЭН ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми» по результатам проверки санитарно-эпидемиологического состояния в изоляторе временного содержания УМВД России по г. Сыктывкару нарушений установленных законодательством санитарно-эпидемиологических требований не установлено. В помещениях имеется горячее и холодное водоснабжение, наличие условий естественной вентиляции камер (фрамуги, форточки), наличие искусственной вентиляции – приточно-вытяжной механической вентиляции в рабочем состоянии, установлено соответствие параметров микроклимата требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
При проверке доводом иска на основании информации административного ответчика установлено, что в камерах ИВС установлен оцинкованный бачок для питьевой воды для ее общего потребления.
По результатам оценки представленных доказательств установлено, что проведение личного обыска подозреваемых проводится в дежурной части ИВС дежурным ИВС в присутствии доставивших его лиц, одного пола с задерживаемым. Отдельная комната обыска отсутствует.
С целью осуществления надзора, предотвращения членовредительства, своевременного оказания лицам медицинской помощи, личной безопасности подозреваемых в камерах ИВС установлены камеры видеонаблюдения, обеспечивающие соблюдение условий приватности.
На основании сведений административного ответчика по доводам отсутствия в учреждении медицинского работника установлено, что согласно записям журнала медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС № 14673, 09.09.2022 при первичном медицинском осмотре Тропова В.О. последний в медицинской части пояснил, что болен в течение недели (кашель, насморк), находится на больничном листе. На обследование, в последующем на повторный прием, не приходил. Температура 36,6. Телесных повреждений не имеется. Педикулеза, чесотки нет. Выставлен диагноз - ОРВИ легкой степени. Назначено лечение. Соматически здоров.
При проверке доводов в части незаконного запрета на получение посылок согласно камерной карточки сервиса модуль «Изолятор», о чем указано административным ответчиком, посылки, передачи на имя Тропова В.О. в ИВС УМВД России по г. Сыктывкару не поступали.
Конституция РФ презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Оценивая приведенные в обоснование иска доводы как условие взыскания денежной компенсации, суд исходит из того, что в силу требований пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Из разъяснений названного пункта Пленума Верховного Суда РФ следует, что оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения; в некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подвергалось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Принимая решение по делу, суд при оценке существенности допущенных нарушений на основании фактически установленных обстоятельств приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, достаточных для взыскания в пользу истца денежной компенсации в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ. По итогам изучения представленных в материалы дела доказательств, нарушений условий содержания административного истца в камерах спецприемника и изолятора временного содержания УМВД России по г. Сыктывкару, предоставляющих истцу право на получение денежной компенсации не допущено.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14.11.2017 № 84-КГ17-6, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них следствие реализации механизма государственного принуждения.
С учетом выводов в настоящем решении, указанные административным истцом основания, на основании представленных в материалы дела доказательств, требований положений норм действующего законодательства, а также кратковременного периода допущенных нарушений, не порождают право истца на денежную компенсацию в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>