Дело №2а-4438/2023 |
17 июля 2023 года |
29RS0014-01-2023-003599-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Архангельска в интересах Соколовой О. АнатО. к администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать проведение дополнительного обследования,
установил:
прокурор города Архангельска в интересах Соколовой О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа «Город Архангельск» (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер к организации проведения специализированной организацией дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного ... ... по ... в г.Архангельске, возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение специализированной организацией дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного ... ... ... в г.Архангельске.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Соколовой О.А., в ходе которой установлено, что Соколова О.А. является нанимателем ... корпус 3 по ... в г.Архангельске. Согласно заключению межведомственной комиссии от 14 марта 2023 года <№>, выполненного на основании обращения государственной жилищной инспекции Архангельской области, для решения вопроса о выявлении оснований для признания данного дома аварийным и подлежащим сносу, необходимо проведение дополнительного обследования основных конструкций дома специализированной организацией. До настоящего времени такое дополнительное обследование не организовано и не проведено, в связи с чем вопрос о признании указанного жилого дома аварийным не решен, что нарушает права граждан на жилище и на благоприятный микроклимат, а состояние конструкций дома представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, что послужило причиной обращения в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании представитель административного истца и Соколова О.А. поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в материалы дела отзыв, в котором требования административного иска не признал, ссылаясь на отсутствие обращения Соколовой О.А. с заявлением в межведомственную комиссию по вопросу проведения обследования спорного дома, а также направление в адрес других собственников помещений спорного дома 06 апреля 2023 года предложений о предоставлении необходимых документов и результатов обследований, ответы на которые не поступили, и сообщил, что спорный дом стоит в очереди на проведение экспертизы, которая будет проведена в порядке очередности.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что Соколова О.А. является нанимателем жилого помещения – ..., расположенной в ... ... в городе Архангельске. В указанном доме имеются муниципальные квартиры, что подтверждается материалами дела, административным ответчиком не оспаривается.
Заключением межведомственной комиссии от 14 марта 2023 года <№>, выполненным на основании обращения Государственной жилищной инспекции Архангельской области, установлено, что для решения вопроса о выявлении оснований для признания ... ... ... в городе Архангельске аварийным и подлежащим сносу необходимо провести дополнительное обследование основных конструкций дома специализированной организацией, результаты обследования представить в комиссию.
Такое дополнительное обследование многоквартирного дома в целях принятия решения о наличии оснований для признания его аварийным до настоящего времени не проведено, что сторонами не оспаривается.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Абзацем третьим названного пункта предусмотрено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Содержащийся в пункте 47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В силу указаний Положения организация работы межведомственной комиссии включает в себя, в том числе, подготовку заявок на проведение дополнительных обследований.
В соответствии пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Принимая во внимание совокупность установленных по данному делу обстоятельств, исходя из системного толкования приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что администрация городского округа «Город Архангельск» в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием требованиям законодательства. Администрация как орган публичной власти, неправомерно уклонилась от выполнения обязанности по организации проведения специализированной организацией дополнительного обследования многоквартирного дома.
Таким образом, Администрация допустила незаконное бездействие, нарушив жилищные права административного истца, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных жилищных прав административного истца на административного ответчика суд полагает необходимым возложить обязанность в разумный срок организовать проведение специализированной организацией дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного дома с целью принятия межведомственной комиссией соответствующего решения.
С учетом мероприятий, необходимых для устранения допущенных нарушений, суд полагает разумным установление срока – девять месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возражений с указанием на доказательства относительно неразумности данного срока исполнения обязанности административным ответчиком в суд не представлено.
Отсутствие достаточного финансирования указанных мероприятий, подготовка документов для проведения электронного аукциона по выбору специализированной организации, не может быть отнесено к обстоятельствам, исключающим удовлетворение заявленных требований, учитывая также состояние основных конструкций дома, создающее угрозу жизни и здоровью проживающих в спорном доме граждан.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ... ... ░ ░.░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ... ░ ░.░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░