Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-267/2020 ~ М-249/2020 от 06.07.2020

1– 2а–267–2020 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2020 года Санкт–Петербург

Санкт–Петербургский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Дибанова В.М., при секретаре Оскома А.А., с участием сторон: административного истца Карпова С.В. и представителя административного ответчика командира войсковой части (далее – в/ч) 42676 – Коротаева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению <данные изъяты> Карпова С. В., об оспаривании действий, связанных с отказом в назначении выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Обратившись в суд с административным иском Карпов С.В., с учетом сделанных в ходе судебного заседания уточнений, просит признать незаконными действия командира в/ч 42676 связанные с отказом в назначении ему выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, и обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос назначения ему выплаты данной денежной компенсации.

В основание незаконности оспариваемых действий административный истец в ходе судебного заседания пояснил, что с 27 ноября 2019 года проходит военную службу по контракту в в/ч 42676. Решением федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Западрегионжилье») от 7 февраля 2020 года № ЗРУЖО–78/04–12/197–20 принят на учет нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями с 4 февраля 2020 года и уведомлением № ЗРУЖО–78/04–19/617–20 от 7 февраля 2020 года ему была предложена служебная квартира по адресу: Санкт–Петербург, <адрес>, с предоставлением которой он согласился после устранения существенных недостатков, не позволяющих на тот момент проживать в ней. В связи с отсутствием жилых помещений по месту прохождения военной службы, и проживания его в жилом помещении по договору найма, 6 апреля 2020 года он обратился к командиру в/ч 42676 с рапортом, в котором просил выплачивать ему денежную компенсацию за наём (поднаём) жилого помещения, однако командиром в/ч 42676 ему в этом безмотивно было отказано, что нарушает его права, предусмотренные п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76–ФЗ «О статусе военнослужащих».

Представитель административного ответчика – командира в/ч 42676 – Коротаев И.В. не оспаривая право административного истца на получение денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения пояснил, что основанием для отказа в её установлении послужило то обстоятельство, что Карпову С.В. ранее предлагалось для вселения служебное жилое помещение, от предоставления которой он отказался по надуманным основаниям.

Представитель ФГКУ «Западрегионжилье» – Беркутова И.В. в представленных письменных возражениях просит отказать в удовлетворении требований иска на том основании, что представив акт о непригодности для проживания распределенного жилого помещения, Карпов С.В. фактически отказался от его получения, в связи с чем в последующем оно было предоставлено другому военнослужащему.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения манёвренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 (далее – Положение), денежная компенсация за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащему выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истёкший месяц по месту его военной службы.

Аналогичные положения закреплены в п. 2 Инструкции об организации в Вооружённых Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации (далее – МО РФ) от 27 мая 2016 года № 303.

Кроме того, согласно п. 8 названной Инструкции выплата денежной компенсации прекращается военнослужащему в том числе при предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населённом пункте.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 и п. 1 ч. 1 ст. 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. К жилым помещениям относятся, в том числе жилой дом, часть жилого дома.

При этом, в силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях.

Статьей 93 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в том числе и в связи с прохождением службы.

Частями 1 и 2 ст. 94 ЖК РФ установлено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Согласно п. 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, при их предоставлении гражданам должны быть пригодными для постоянного проживания (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно требованиям ч. 2 и 3 ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52–ФЗ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с приказом МО РФ от 11 января 2017 года № 11 «Об установлении Порядка принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» определяет процедуру принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении жилых помещений и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, управление и распоряжение которыми осуществляет Министерство обороны. Основанием для принятия решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан является заключение межведомственной комиссии.

Из совокупности приведенных норм жилищного законодательства следует, что по договору найма специализированного жилого помещения наймодателем должно быть передано нанимателю для проживания служебное жилое помещение (жилое помещение в общежитии), которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также должным образом оборудовано.

Изъятий в отношении требований к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предоставляемых военнослужащим, приведенные нормативные правовые акты не содержат.

Таким образом, исходя из анализа приведенных правовых предписаний в их системной взаимосвязи, одним из определяющих условий для выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим является невозможность обеспечения их не любыми служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитием, а такими, которые отвечают предъявляемым к ним требованиям.

Как установлено в ходе судебного заседания из материалов дела, с 27 ноября 2019 года Карпов С.В. проходит военную службу по контракту в в/ч 42676, решением ФГКУ «Западрегионжилье» от 7 февраля 2020 года № ЗРУЖО–78/04–12/197–20 был принят на учет нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями, и уведомлением № ЗРУЖО–78/04–19/617–20 от 7 февраля 2020 года ему была предложена служебная квартира по адресу: Санкт–Петербург, <адрес>, с предоставлением которой он согласился после устранения существенных недостатков, не позволяющих проживать в ней.

В дальнейшем, решением ФГКУ «Западрегионжилье» от 26 марта 2020 года № 04–21/955 указанное жилое помещение было перераспределено другому военнослужащему и Карпов С.В., в связи с отсутствием жилых помещений по месту прохождения военной службы и проживания его в жилом помещении по договору найма, 6 апреля 2020 года обратился к командиру в/ч 42676 с рапортом, в котором просил выплачивать ему денежную компенсацию за наём (поднаём) жилого помещения, однако командиром в/ч 42676 ему в этом было отказано.

Основанием для принятия командиром в/ч 42676 такого решения послужила содержащаяся в приложенных Карповым С.В. к рапорту от 6 апреля 2020 года материалах, информация о предложении ему служебной квартира по адресу: Санкт–Петербург, <адрес>, с вселением в которую он согласился при условии устранения существенных недостатков, препятствующих проживанию в ней.

Так, Карпов С.В. в корешке к уведомлению ФГКУ «Западрегионжилье» от 7 февраля 2020 года № ЗРУЖО–78/04–19/617–20, а также в составленном им 20 февраля 2020 года акте осмотра квартиры, сообщил о существенных недостатках в благоустройстве, санитарном и противопожарном состоянии жилого помещения. В частности, он ссылался не только на существенные дефекты отделки комнат, но и на отсутствие газовой (электрической) плиты, мойки и сантехнического оборудования, а также повреждение инженерного оборудования, нарушения правил пожарной безопасности (оголенную электропроводку, неисправность противопожарного оборудования и т.д.) и другие недостатки.

В подтверждение обоснованности своих претензий Карпов С.В. представил командиру в/ч 42676 и в ФГКУ «Западрегионжилье» фототаблицы, на которых отображено ненадлежащее, по его мнению, состояние предложенной ему квартиры.

Следовательно, в силу приведенных выше нормативных правил, а также требований ст.75, 93 – 94, 100 – 101 и ряда других норм Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации заявление административного истца подлежало проверке командованием через организации, управляющие жилищным фондом и эксплуатирующие его, поскольку на должностных лиц воинской части возложена ответственность за бытовое обеспечение военнослужащих и решение их жилищных проблем.

В случае, если указанные Карповым С.В. недостатки не подтвердились либо они были устранены, при этом он отказался от жилья, командир в/ч 42676 вправе был принять решение об отказе в выплате ему денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения.

Соответствующий порядок действий командования предусмотрен нормами права, регулирующими сходные отношения по предоставлению военнослужащим жилых помещений в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Так, п. 4 Порядка взаимодействия органов военного управления по информированию отдельной категории военнослужащих о предоставлении жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом МО РФ от 30 июня 2015 года № 366, определено, что если в корешке к извещению о распределении жилого помещения военнослужащий указывает сведения (информацию) о недостатках (замечаниях) по его техническому состоянию, уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) направляет в управляющую компанию, осуществляющую управление жилищным фондом, соответствующее сообщение. В случае поступления от управляющей компании информации об отсутствии недостатков уполномоченный орган (его структурное подразделение) направляет в воинские части сообщения по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 с приложением соответствующего акта управляющей компании, которые доводятся до сведения военнослужащих.

Совершение данных действий обусловлено разделением в Министерстве обороны Российской Федерации компетенции между центральными органами военного управления по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, что вытекает из положений приказа МО РФ от 18 ноября 2010 года № 1550 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями» и утвержденной им Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями.

Приведенными правилами к компетенции командования воинских частей непосредственно не отнесены вопросы распределения и предоставления жилых помещений, их эксплуатация и ремонт, что побуждало командование установить взаимодействие с уполномоченными органами либо их специализированными организациями и перед принятием оспариваемого решения убедиться в обеспечении административного истца надлежащим жильем (соответствующим установленным санитарным и техническим требованиям и т.д.).

Однако, как это установлено в ходе судебного заседания из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, перед принятием командиром в/ч 42676 решения об отказе в назначении Карпову С.В. спорной денежной компенсации, от структурного подразделения уполномоченного органа какие–либо сведения опровергающие утверждения административного истца о наличии недостатков в оборудовании и состоянии предоставленного жилого помещения, либо свидетельствующие об устранении изложенных замечаний, получены были.

Не были представлены административным ответчиком соответствующие доказательства и в судебное заседание.

В результате указанным должностным лицом не выполнена процессуальная обязанность, предусмотренная п. 3, 4 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ, доказать наличие оснований для принятия оспариваемого решения и его законность.

Следовательно, по делу не установлено обязательное условие для отказа в назначении выплаты Карпову С.В. денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, поскольку по смыслу п. 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений, утвержденной приказом МО РФ от 27 мая 2016 года № 303, таким условием может служить только предоставление ему жилого помещения специализированного жилищного фонда, пригодного для проживания.

Кроме того, как установлено в ходе судебного заседания, на момент подачи Карповым С.В. рапорта на выплату денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения – 6 апреля 2020 года, ранее предложенное ему жилое помещение уже было перераспределено ФГКУ «Западрегионжилье» другому военнослужащему (решение от 26 марта 2020 года № 04–21/955).

При таких обстоятельствах суд находит требования административного истца обоснованными, в связи с чем, признав незаконными действия командира в/ч 42676 связанные с отказом в назначении Карпову С.В. выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, в соответствии с ст. 187, ч. 2 и 3 ст. 227 КАС РФ в целях полного восстановления его прав считает необходимым обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос назначения ему выплаты данной денежной компенсации, сообщив об исполнении решения суда по данному административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем с в/ч 42676 подлежат взысканию через расчетные счета, открытые в Федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу», осуществляющего финансовое обеспечение административного ответчика, в пользу Карпова С.В. понесенные им по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст. 111, 175–180, 187 и 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 42676 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 42676 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 42676 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 42676 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 1–░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░–░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-267/2020 ~ М-249/2020

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карпов Сергей Викторович
Ответчики
ФКУ «УФО МО РФ по ЗВО»
ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ
Командир войсковой части 42676
Другие
Информация скрыта
Суд
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд (Город Санкт-Петербург)
Судья
Дибанов Владислав Михайлович
Дело на сайте суда
gvs--spb.sudrf.ru
06.07.2020Регистрация административного искового заявления
06.07.2020Передача материалов судье
07.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.07.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2020Подготовка дела (собеседование)
10.08.2020Рассмотрение дела начато с начала
17.08.2020Подготовка дела (собеседование)
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2020Судебное заседание
07.12.2020Производство по делу возобновлено
11.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее