Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-523/2023 ~ М-417/2023 от 03.07.2023

УИД 66RS0050-01-2023- 000890-31

Дело № 2а-523/2023

Мотивированное решение

изготовлено 01.09.2023 года.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Североуральск                                                                            01 сентября 2023 года

Североуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Василенко С.Б.,

при секретаре судебного заседания Брылиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 18 к судебному приставу-исполнителю Североуральского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Б. С.В., УФССП России по Свердловской области,

У С Т А Н О В И Л :

Управление социальной политики № 18 обратилось в Североуральский городской суд Свердловской области с административным иском к судебному приставу-исполнителю Североуральского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области к судебному приставу-исполнителю Североуральского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Б. С.В., УФССП России по Свердловской области, в обосновании указав, что решением Ивдельского городского суда Свердловской области от 30.11.2021 года частично удовлетворены исковые требования прокурора гор. Ивделя в интересах Захаровой Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом, на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность предоставить Захаровой Е.Н. жилое помещение, площадью не менее учётной нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления из специализированного жилищного фонда Свердловской обл., зачисленное в оперативное управление ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; на которое возложена обязанность подготовить договор найма специализированного жилого помещения с Захаровой Е.Н. и в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения направить его в Управление социальной политики № 18, на которое, в свою очередь, возложена обязанность обеспечить подписание с Захаровой Е.Н. договора найма специализированного жилого помещения и в течение 5 рабочих дней от даты подписания возвратить его в ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».; на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области возложена обязанность занести в реестр государственного имущества Свердловской области сведения о жилом помещении, приобретённом для предоставления Захаровой Е.Н. по договору найма специализированного жилого помещения. 26.10.2022 года постановлением судебного пристава - исполнителя Североуральского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Б. С.В., на основании выданного Ивдельским городским судом Свердловской области исполнительного листа ФС № 036284240 от 05.09.2022 года, по предмету исполнения: обязания Управление социальной политики обеспечить подписание с Захаровой Е.Н. договора специализированного жилого помещения и в течение пяти рабочих дней после подписания договора направить подписанный договор в ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства», возбуждено исполнительное производство № 131994/22/66049-ИП, которым установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановление получено 27.10.2022 года. Постановлением судебного пристава исполнителя от 19.06.2023 года по исполнительному производству 131994/22/66049-ИП с Управления социальной политики взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 рублей. Однако, исполнить требования исполнительного документа Управление социальной политики не могло по уважительной причине - договор найма специализированного жилого помещения для подписания Захаровой Е.Н. в Управление из Фонда жилищного строительства не поступил, поскольку жилое помещение Захаровой Е.Н. не выделялось, обязанность по обеспечению подписания договора у Управления не возникла. Данный факт установлен Ивдельским городским судом Свердловской области в определении от 17.11.2022 года по заявлению Управления об отсрочке исполнения решения суда. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. Таким образом, полагает, что действия Управления не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли Управления, кроме того, в действиях Управления не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательств по погашению задолженности, на сокрытие имущества, на препятствование действиям судебного пристава-исполнителя. 23.06.2023 года административный иск был подан в Ивдельский городской суд Свердловской области, но определением от 26.06.2023 года административное исковое заявление возвращено в Управление, в связи с нарушением правил подсудности.

В связи с изложенным, просит суд освободить Управление от взыскания исполнительского сбора неимущественного характера, установленного постановлением судебного пристава- исполнителя Североуральского РОСП УФССП по Свердловской области Б. С.В. по делу № 131994/22/66049-ИП от 26.10.2022.

Определением от 13.01.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Свердловской области.

Стороны, третье лицо, извещенные в установленном процессуальном порядке о месте, времени и дате разбирательства дела, в суд не явились, представителей не направили. Административные ответчики, третье лицо письменные возражения на иск не направили.

Также лица, участвующие в деле, не просили об отложении судебного заседания.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив доводы административного иска, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Федеральный закон № 229-ФЗ) должнику предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, и суд вправе удовлетворить данное требование при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», применительно к рассматриваемому спору необходимым условием освобождения истца от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации является установленный факт принятия должником всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

На основании п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности; лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как следует из дела, решением Ивдельского городского суда Свердловской области от 30.11.2021 года, вступившего в законную силу 11.03.2022 года, частично удовлетворены исковые требования исполняющего обязанности прокурора г. Ивделя Свердловской области, в защиту интересов Захаровой Е.Н.. Названным выше решением на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность предоставить Захаровой Е.Н. жилое помещение, площадью не менее учетной нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления из специализированного жилищного фонда Свердловской области, зачисленное в оперативное управление ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; На ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» возложена обязанность подготовить договор найма специализированного жилого помещения с Захаровой Е.Н. и направить его в Управление социальной политики в течение 10 рабочих дней от даты утверждений приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения; На Территориальный отраслевой исполнительный орган Государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 18 возложена обязанность обеспечить подписание с Захаровой Е.Н. договора найма специализированного жилого помещения и в течение 5 рабочих дней от даты подписания возвратить его в ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области возложена обязанность занести в реестр государственного имущества Свердловской области сведения о жилом помещении, приобретенном для предоставления Захаровой Е.Н. по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.8-10).

На основании названного выше решения, Ивдельским городским судом Свердловской области 05.09,2022 года выдан исполнительный лист ФС № 036284240 (л.д.40-41).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Североуральского РОСП ГУ ФССП России по Свердловской области Б. С.В. 26.10.2022 года на основании выданного 05.09.2022 года Ивдельским городским судом Свердловской области исполнительного листа ФС № 036284240 в отношении должника Управления социальной политики № 18 возбуждено исполнительно производство № 131994/22/66049-ИП (л.д.37-38).

Административному истцу установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Как следует из административного иска, постановление судебного пристава-исполнителя получено им 27.10.2022 года.

Постановлением того же судебного пристава-исполнителя от 19.06.2023 года с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики по г. Североуральску взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д.13).

Из текста административного иска следует, что постановление судебного пристава-исполнителя получено Управлением 20.06.2023 года.

03,07.2023 года Управление обратилось в Ивдельский городской суд Свердловской области с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, которое определением Ивдельского городского суда Свердловской области от 26.06.2023 года возвращено заявителю.

Согласно письму ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», от 03.08.2023 года, действующим законодательством Российской Федерации утвержден порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, которым предусмотрено право детей- сирот на обеспечение жилыми помещениями в порядке очереди. Список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует Министерство социальной политики Свердловской области. По состоянию на 01.08.2023 года в списке детей-сирот, состоящих на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории Ивдельского городского округа и у которых на указанную дату право на обеспечение жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области возникло, но не реализовано, составляет 58 человек (всего в списке 83 человека). В списке на 01.07.2023 года Захарова Е.Н. числится под № 15 для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории Ивдельского городского округа. В связи с изложенным, договор найма специализированного жилого помещения с Захаровой Е.Н. не подготовлен (л.д.56)    Как следует из письма от 03.08.2023 года Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, судебным запросом на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министерство) возложена обязанность направить в адрес суда сведения, предоставлялось ли Захаровой Е.Н., 28.10.1999 года рождения, зарегистрированной по адресу: г. Ивдель, пос. Глухарный, ул. Комсомольская, д. 9 жилое помещение, зачисленное в оперативное управление ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» на основании решения Ивдельского городского суда Свердловской области от 30.11.2021 года. Во исполнение указанной обязанности Министерством был сделан запрос в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства». По предоставленной Фондом информации, договор найма специализированно жилого помещения не заключался, в настоящее время Захарова Екатерина Николаевна состоит на учете по муниципальному образованию «Ивдельский городской округ» под номером 15. Министерство освобождено от уплаты исполнительского сбора решением Кировского районного суда города Екатеринбурга от 14.04.2023 по делу № 2а-2084/2023 (судья Е.А. Шимкова) (л.д.58).

Порядок наложения на должника денежного взыскания в виде исполнительского сбора регламентирован статьей 112 Закона об исполнительном производстве, согласно которой такая штрафная санкция налагается на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3).

Из положений частей 6 и 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве следует, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного размера. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 30.07.2001 года N 13-П, от 17.01.2013 года N 1-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П и от 19 августа 2017 года N 1-П, следует, что исполнительский сбор не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17.11.2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" также дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.12.2015 № 2917-О указал, что в соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ и пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Из этого следует, что в случае установления судом обстоятельств невиновности должника в неисполнении обязательства, то есть таких обстоятельств, которые не являются обстоятельствами непреодолимой силы, но не позволили должнику исполнить обязательство должным образом, и установления судом факта законности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления должник может быть освобожден судом от взыскания исполнительского сбора.

Из дела следует, что истец не уклонялся от исполнения решения. Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены. Суд также находит заслуживающими внимания доводы истца о том, что его действия не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли истца, кроме того, в действиях истца не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательств по погашению задолженности, на сокрытие имущества, на препятствование действиям судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание то обстоятельство, что истец не уклонялся от исполнения требований исполнительного документа, приходит к выводу о наличии оснований для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

              ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 18 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 18 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 131994/22/66049-░░ ░░ 26.10.2022 ░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

        ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░:                                                                                                    ░░░░░░░░░ ░.░.

<░░░░░░ ░░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-523/2023 ~ М-417/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление социальной политики № 18
Ответчики
УФССП России по СО
Североуральское РОСП
судебный пристав-исполнитель Североуральского РОСП Барабанова С.В.
Суд
Североуральский городской суд Свердловской области
Судья
Василенко Светлана Борисовна
Дело на сайте суда
severouralsky--svd.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация административного искового заявления
03.07.2023Передача материалов судье
04.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2023Судебное заседание
01.09.2023Судебное заседание
01.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее