Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Воронцова И.С., при секретаре Петуниной Н.В.,
представителя административного истца Тонитских Н.И. - адвоката Половинчика А.И.., действующего на основании ордера № от ....2019 г., представителя административного ответчика Администрации Шадринского района Курганской области, заинтересованного лица КУМИ Администрации Шадринского района Курганской области Антроповой И.В., действующей на основании доверенностей от ....2019 г., ....2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области
09 декабря 2019 года
административное дело № по административному исковому заявлению Тонитских Н.И. к Администрации Шадринского района Курганской области о признании незаконным и отмене постановления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, путём заключения договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Тонитских Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Шадринского района Курганской области о признании незаконным и отмене постановления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду. Свои требования мотивировала тем, что 05.07.2019 г. ею в Администрацию Шадринского района, в соответствии с п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, было подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 90 м. по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Курганская область, Шадринский район, с. Ключи, ул. ..., ... категория земель - земли населенных пунктов. К указанному заявлению был приложен акт выбора и обследования земельного участка. 03.09.2019 г. административным ответчиком было принято постановление № об отказе в предоставлении земельного участка с указанием следующих оснований: испрашиваемый земельный участок расположен в границах рекреационной территориальной зоны, предусмотренной градостроительным зонированием Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Считает указанное постановление незаконным, поскольку оно противоречит п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ и нарушает ее права и законные интересы, а именно: право административного истца на получение в аренду земельного участку из земель, муниципальной собственности. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка разрешенное использование указанного земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства. Земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности. Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ). Согласно представленному кадастровому паспорту земельного участка, на спорном земельном участке лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначенных для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения, не находится. Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорного земельного участка такие акты не принимались, поэтому этот участок может быть отнесен только к землям рекреационного назначения. Однако, в отношении подобных участков статьей 27 ЗК РФ не установлены ограничения в обороте. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе спорного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением. Следовательно, оснований распространять на спорный земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 ЗК РФ не имелось, и отказ в предоставлении истцу указанного земельного участка в аренду по данному основанию не может быть признан законным и обоснованным. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 ЗК РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в аренду. С учетом уточнения просила признать незаконным и отменить постановление Администрации Шадринского района от 03.09.2019 г. № 596 об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности с кадастровым номером №, площадью 1200 кв. м., адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 90 м. по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: Курганская область, Шадринский район, с. Ключи, ул. ..., ..., категория земель - земли населенных пунктов обязать Администрацию Шадринского района представить истцу в аренду указанный земельный участок на основании заявления от 04.07.2019 г. и представленных документов, путём заключения договора аренды земельного участка.
В порядке подготовки к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Шадринского района Курганской области (далее по тексту КУМИ Администрации Шадринского района Курганской области).
Определением Шадринского районного суда от 17.10.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области
Административный истец Тонитских Н.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного истца Тонитских Н.И. - адвокат Половинчик А.И.. в судебном заседании исковые требования поддержал, по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в соответствии с землеустроительным делом было вынесено постановление Администрации Шадринского района от 25.11.2013 года, из которого следует, что была утверждена схема расположения земельного участка, был утвержден акт выбора и обследования участка, было заключение отдела архитектуры Администрации Шадринского района, в соответствии с которым согласована схема расположения земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. О том, что данный земельный участок находится в рекреационной зоне истцу не известно. Кроме того, раз участок выставлен на продажу, он не может находиться в рекреационной зоне. Представитель административного ответчика не отрицает, что участок не ограничен в обороте. В кадастровом паспорте указано, что земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. Считает, что если некая коммерческая организация выполнила работы по зонированию, то результаты этих работ не могут является каким-то нормативным актом, из которого следовало бы, что этот участок относится к той или другой зоне. Нет документов о том, что результаты этих работ утверждены, например, сельской Думой и т.д. Имеются некие схемы, карты, которые выполнены некой коммерческой организацией, в рамках муниципального заказа и говорить о том, что эти схемы подтверждают, факт нахождения этого земельного участка в зоне рекреации невозможно. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации Шадринского района Курганской области и заинтересованного лица КУМИ Администрации Шадринского района Курганской области Антропова И.В. в судебном заседании пояснила, что заявление Тонитских Н.И. о предоставлении земельного участка поступило 01.08.2019 года, публикация о возможном предоставлении участка была в газете «Шадринский курьер», на сайте «Торги», на сайте Администрации Шадринского района 20.08.2019 года, решение об отказе принято 03.09.2019 года. В газете «Шадринский курьер», на сайте Администрации Шадринского района 03.09.2019 года была размещена информация об отмене публикации от 20.08.2019 года. В газету обратились заранее. Сначала была публикация, а потом, когда публикация была отменена, было вынесено решение об отказе. Об отмене публикации свидетельствует, размещенная на сайте Администрации Шадринского района, в газете «Шадринский курьер» информация об отмене публикации. Решение об отказе принято, потому что земельный участок находится в рекреационной зоне практически полностью. Она выезжала на место, были сделаны фото, на участке растут березы высотой до 5-6 метров. В свое время, когда Тонитских Н.И. начинала формировать по акту выбора этот участок, истцу не было официального отказа, было предложено другое место для ИЖС, которое истец и получила в то время, бесплатно. Претендовать на этот участок у Тонитских Н.И. нет морального права. Знает, что такие участки с кадастрового учета снимают, но у ответчика нет такой обязанности, ответчик не обращался с заявлением о снятии этого участка с кадастрового учета. Это предусмотрено Правилами землепользования и застройки, которые утверждены решением Ключевской сельской Думы. В ближайшее время Правила будут переутверждаться, в связи с передачей полномочий по градостроительству Шадринскому району, но пока Правила на доработке у проектантов и в настоящее время руководствуются Правилами землепользования и застройки, которые утверждены решением Ключевской сельской Думы. Зонирование на территории Ключевского сельсовета сделано, спорный участок находится на пересечении зон, но большая часть участка находится на территории рекреации. Земельный участок находится в зоне рекреации, что подтверждается картой градостроительного зонирования, который является приложением к утвержденным Правилам землепользования застройки Ключевского сельсовета. Публичная кадастровая карта нам дает координированные земельные участки, которые стоят на кадастровом учете. При наложении публичной кадастровой карты на план видно, что участок попадает в рекреационную зону. Рекреационная зона предназначена для отдыха граждан: парки, скверы и т.д. На момент постановки земельного участка на учет зонирования не было. В настоящее время направлено предложение проектантам с включением земельного участка в рекреационную зону. Как только этот участок войдет в зону рекреации, будут менять вид разрешенного использования участка. Сейчас все подобные вопросы обговариваются с проектантами, вплоть до выезда на место, а раньше все было по факту. На тот момент не было даже публичной кадастровой карты. Вид разрешенного использования участков должен соответствовать видам разрешенного использования, которые установлены именно для зоны рекреации. Такой вид разрешенного использования как индивидуальное жилищное строительство в зоне рекреации не допускается. Участок не ограничен в обороте, об этом никто не принимал решений. В зоне рекреации участки не ограничены в обороте, но не для целей, связанных с личным подсобным хозяйством. На данный момент, участок полностью отнесен в зону рекреации, в связи с его природным положением, поэтому использоваться для личного подсобного хозяйства участок не может. Участок может быть предоставлен в аренду на другой срок, для других целей - для общественного использования, но не для ведения личного подсобного хозяйства, которое предполагает строительство дома и т.д. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснил, что спорный участок формировался для предоставления Тонитских, сформировали участок по ошибке, но когда выяснилось, что этот участок находится в зоне рекреации, сельсовет предоставил Тонитских взамен другой земельный участок, а документы на этот участок не изъяли, по ошибке сельсовета. В результате спорный участок оказался у Тонитских почти оформленный. Этот участок нужно было снять с кадастрового учета, однако этого сделано не было. Когда административный истец начал заключать договор аренды, тогда и выяснилось, что участок находится в зоне рекреации, поэтому административный истец и не смог участок до конца оформить. На спорном земельном участке находится лес.
Суд, заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
Судом установлено, что 04.07.2019 г., Тонитских Н.И. обратилась в Администрацию Шадринского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 90 м. по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Курганская область, Шадринский район, с. Ключи, ул. ..., ..., категория земель - земли населенных пунктов, для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. К указанному заявлению был приложен акт выбора и обследования земельного участка от 08.11.2013 г. (л.д. ...).
09.08.2019 г. Администрацией Шадринскго района Курганской области заявление Тонитских Н.И. от 05.07.2019 года возвращено, в связи с несоответствием требованиям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, а именно, в заявлении не указаны: реквизиты документа удостоверяющего личность заявителя, а также основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, Пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 (л.д. ...).
01.08.2019 г. Тонитских Н.И. обратилась в Администрацию Шадринского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 90 м. по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Курганская область, Шадринский район, с. Ключи, ул. ..., ... категория земель - земли населенных пунктов, для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. К указанному заявлению был приложен акт выбора и обследования земельного участка от 08.11.2013 г., копия газеты «Шадринский курьер» № от 31.01.2014 г., копия паспорта Тонитских Н.И. (л.д. ..., ...).
Публикация о возможном предоставлении участка была в газете «Шадринский курьер» № 34 от 20.08.2019 г., на сайте «Торги», на сайте Администрации Шадринского района 20.08.2019 года. В газете «Шадринский курьер» № от 03.09.2019 г., на сайте Администрации Шадринского района 03.09.2019 года была размещена информация об отмене публикации от 20.08.2019 года (л.д. ... ...
Постановлением Администрации Шадринского района Курганской области № 596 от 03.09.2019 г. Тонитских Н.И. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка, с кадастровым номером №, по основанию, предусмотренному п.п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах рекреационной территориальной зоны, предусмотренной градостроительным зонированием Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, установленные ограничения использования земельных участков в которой, не допускают использования земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства (л.д. ..., ...).
В соответствии с землеустроительным делом по выбору и обследованию земельного участка, площадью 1200 кв.м., адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 90 м. по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Курганская область,
Шадринский район, с. Ключи, ул. ... ..., с разрешенным использованием для строительства индивидуального жилого дома, было вынесено постановление Администрации Шадринского района от 25.11.2013 года, из которого следует, что была утверждена схема расположения земельного участка, был утвержден акт выбора и обследования участка, было заключение отдела архитектуры Администрации Шадринского района, в соответствии с которым согласована схема расположения земельного участка для строительства индивидуального жилого дома (л.д. ...).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 27.09.2016 г., земельный участок по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 90 м. по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Курганская область, Шадринский район, с. Ключи, ул. ..., ..., площадью 1200 кв.м., поставлен на кадастровый учет за кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства (л.д. ...
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером № - земельный участок, площадью - 1200 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет 21.01.2014г., образован из земель населенного пункта на основании Постановления Администрации Ключевского сельсовета № от 26.02.2014г., границы участка установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения носят временный характер в связи с отсутствием правообладателя (л.д. ...).
Как следует из ответа Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области от 03.12.2019 г., по актуальным сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером № - земельный участок, площадью -1200 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет 21.01.2014г., образован из земель населенного пункта на основании Постановления Администрации Ключевского сельсовета № от 26.02.2014г., границы участка установлены в соответствии с действующим законодательством. Сведения носят временный характер в связи с отсутствием правообладателя. Возможность ИЖС и ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, расположенных в границах территориальных зон устанавливается Правилами землепользования и застройки (ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ). Поскольку информация об установленной зоне на спорном земельном участке отсутствует в ЕГРН, однозначно ответить на вопрос об отнесении участка к какой-либо зоне для филиала не представляется возможным. В случае если в соответствии с Правилами землепользования и застройки будет установлена рекреационная зона на спорном земельном участке, то порядок обращения с такими участками определен главой 17 «Земли особо охраняемых территорий и объектов» Земельного кодекса РФ (л.д. ...).
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации установлено следующее.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 ч. 2) граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ст. 36 ч.1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 ч. 3 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены ст.39.16 ЗК РФ. Одним из таких оснований является следующее обстоятельство: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам.
Согласно п. п. 2, 4, 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно- оздоровительных местностей и курортов
2) природоохранного назначения
3) рекреационного назначения
4) историко-культурного назначения
5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (п. 1 ст. 98).
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (п. 2, ст. 98).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, которым определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. ч. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящее время Правила землепользования и застройки Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, утверждены решением Ключевской сельской Думы от 25.11.2013г. № 139, с изм. от 18.11.2016г. № 66
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, рекреационные территории предназначены для обеспечения экологической безопасности среды жизнедеятельности, сохранения природной среды, естественных природных ландшафтов, организации отдыха населения, туризма, осуществления физкультурно-оздоровительной, спортивной и культурно - досуговой деятельности населения (ландшафтно-рекреационные территории А1). В населенных пункте указанные территории являются территориями общего пользования, градостроительные регламенты на них не распространяются. Режим использования территорий общего пользования определяется действующим законодательством, в том числе нормативными актами органов местного самоуправления. Примечание. На территориях рекреационных зон не допускается рубка лесов и зеленых насаждений (кроме санитарных рубок), а также деятельность, отрицательно влияющая на экологическую обстановку и непосредственно не связанная с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с Лесным кодексом РФ. В дальнейшем на стадии корректировки генеральных планов населенных пунктов в границах рекреационных территорий возможно выделение спортивно-оздоровительных зон с разработкой регламентов, соответствующих указной зоне (л.д. ...).
В судебном заседании обозревалась масштабная цветная карта градостроительного зонирования территории Ключевского сельсовета Шадринского района Курганской области, фрагмент карты, в результате чего было установлено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № расположен в рекреационной зоне (л.д. ..., ..., ...). На фрагменте карты градостроительного зонирования, а также на схеме выписки из ЕГРН, данный участок отмечен номером №.
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Положениями ст. 39.6 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Федеральным законодателем в п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Согласно указанной норме права уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ч. 9 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут включаться рекреационные зоны. При этом земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городским садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. В соответствии с ч. 5 ст. 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте. Спорный земельный участок расположен в территориальной зоне, не предполагающей возможность использования земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Исходя из приведенных выше норм права, с учетом установленных по делу обстоятельств, постановление Администрации Шадринского района от 03.09.2019 г. № 596 вынесено Администрацией Шадринского района обоснованно, не противоречит требованиям действующего законодательства, поэтому в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░