Дело №2а-4825/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2023 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Дилявировой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Забалуевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Башкортостан к Петровой Р.М. о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то обстоятельство, что Петровой Р.М. плательщиком страховых вносов, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, своевременно обязанность по их уплате не исполнила. Требования, направленные в адрес налогоплательщика оставлены без исполнения. В связи с неуплатой налога истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № по Октябрьскому району г. Уфы от 09.12.2022 г. отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа. Указывает, что срок обращения в суд в порядке приказного производства не пропущен.
Просит суд взыскать с Петровой Р.М. пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 849,34 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3258,75 рублей, на общую сумму 4108,09 рублей.
Представитель административного истца, административный ответчик в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда города Уфы РБ(http://oktiabrsky.bkr.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении копии определения о подготовке дела к судебному разбирательству с указанием всех реквизитов суда, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пунктов 2 и 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации указанные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
Также плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Пунктом 1 статьи 346.44 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.
В соответствии с частью 1 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого Законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.
В силу части 2 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель, перешедший на патентную систему налогообложения, производит уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе, если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента и в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принудительное взыскание налога и пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно пункту 3 той же статьи требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что Петрова Р.М. с 09.06.2015 по 10.05.2017, с 16.03.2018 по 08.10.2018 года осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком страховых взносов и применяла патентную систему налогообложения
В связи с несвоевременной оплатой налогов налогоплательщиком, в адрес административного ответчика направлены следующие требования:
- требование №138414 от 11.07.2019 года об уплате пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 45,90 рублей, 262,16 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 411,08 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 94,68 рублей, с установлением срока уплаты до 28.10.2019 г;
- требование №107674 от 14.12.2020 года об уплате пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 652,18 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2409,90 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 521,19 рублей, с установлением срока уплаты до 01.02.2021 г;
- требование №66108 от 09.10.2021 года об уплате пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 74,84 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 831,56 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 175,56 рублей, с установлением срока уплаты до 23.11.2021 г;
Требования в добровольном порядке ответчик не исполнил.
Поскольку сумма задолженности Петровой Р.М.. по пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование при направлении вышеуказанных требований не превысила 10 000 рублей, срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации истекал 28.04.2023 года (28.10.2019 года + 3 года + 6 месяцев).
Таким образом, мировым судьей судебного участка № по Октябрьскому району 09.12.2022 г. необоснованно вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Настоящий административный иск Межрайонная ИФНС России № 30 по Республике Башкортостан направлен в суд 08.06.2023 года, то есть в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подробный расчет транспортного, земельного и имущественного налогов представлен налоговым органом, контррасчёт административным ответчиком не представлен. Суд находит представленный расчет верным.
Данными об оплате начисленной задолженности суд не располагает, административный ответчик суду не представил.
Пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислены за 2018 год:
за период с 30.10.2018 по 01.02.2019 в размере 411,08 рублей включены в требование №138414 от 11.07.2019;
за период с 02.02.2018 по 01.02.2019 в размере 2409,90 рублей ( заявлено 2117,14 рублей) включены в требование №107674 от 14.12.2020 г;
за период с 14.12.2020 по 26.09.2021 в размере 813,56 рублей (заявлено 730,53 рублей) включены в требование №66108 от 09.10.2021 г.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № по Октябрьскому району г. Уфы от 29.11.2019 г. по делу № с Петровой Р.М. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 17057,25 рублей, пени в размере 654,18 рублей, на обязательное и медицинское страхование за 2018 год в размере 3703,22 рублей. Судебный приказ не отменен, вступил в законную силу.
Пени по налогу взимаемому в связи с применением патентной системы начислены за 2018 год:
за период с 06.02.2019 по 10.07.2019 года в размер 45,90 рублей и 262,16 рублей (заявлено 122,32 рубля) включены в требование №138414 от 11.07.2019;
за период с 11.07.2019 по 13.12.2020 в размере 652,18 рублей включены в требование №107674 от 14.12.2020 г;
за период с 14.12.2020 по 04.08.2021 года в размере 74,84 рублей включены в требование №66108 от 09.10.2021 г.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № по Октябрьскому району г. Уфы по делу № от 15.10.2019 г. с Петровой Р.М. взыскана задолженность по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 6580,00 рублей, пени в размере 15,30 рублей. Судебный приказ не отменен, вступил в законную силу.
Между тем, требования иска в части взыскания с Петровой Р.М. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 411,08 рублей и пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 122,32 рублей заявленные по требованию №138414 от 11.07.2019 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 196 настоящего Кодекса.
Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, в рамках которого предъявление требования расценивается нормами Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для последующего принудительного взыскания, так как в требовании устанавливается срок его исполнения в добровольном порядке, с истечением которого Налоговый кодекс Российской Федерации связывает возникновение у налогового органа права на принудительное взыскание в судебном порядке указанной в требовании задолженности.
Применительно к названным выше нормам закона и предписаниям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания вручения налогоплательщику под расписку либо направления ему заказной почтовой корреспонденцией требования об уплате налога возлагается на налоговые органы.
В силу пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
В подтверждении соблюдения досудебного порядка урегулирования спора налоговым органом в качестве доказательства направления требования №138414 от 11.07.2019 года инспекцией какие-либо документы не представлены.
Из приложенного к административному иску списка почтовых отправлений от 08.06.2023 г. следует, что указанное выше требование направлено в адрес налогоплательщика одновременно с административным исковым заявлением.
Поскольку административным истцом не был соблюден досудебный порядок взыскания задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 411,08 рублей и пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 122,32 рублей, исковые требования налогового органа в указанной части подлежат оставлению без рассмотрения.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Башкортостан о к Петровой Р.М. подлежат частичному удовлетворению.
Согласно статье 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С административного ответчика подлежит взысканию пропорционально удовлетворенной части требований согласно статье 111 КАС РФ государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №4 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №4 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 727,02 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2847,67 ░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░ 3574,69 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 122,32 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 411,08 ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.