УИД №...RS0№...-94 Дело №...а-3107/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
с участием представителя административного истца Строганова Ю.А., представителя административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Боровлева Г.А., заинтересованных лиц Ельцовой С.И., Борисовой И.Т., Ракиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 марта 2023 года в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Матвийчук Марии Григорьевны к администрации МО ГО «Сыктывкар», главе МО ГО «Сыктывкар» - руководителю администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяиновой Наталье Семеновне, главе МО ГО «Сыктывкар» - руководителю администрации МО ГО «Сыктывкар» Голдину Владимиру Борисовичу о признании незаконным постановления от ** ** ** №... «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №...» в части установления срока расселения, возложении обязанности установить срок расселения граждан,
установил:
Матвийчук М.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар», в котором просит признать незаконным постановление от ** ** ** №... «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №...», возложить обязанность установить иной срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме №... по ул.... г. Сыктывкара.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником жилого помещения в указанном доме. Установленный в оспариваемом постановлении срок расселения граждан, проживающих в их доме, не может расцениваться как разумный, принимая во внимание то обстоятельство, что здание представляет собой реальную угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем лиц.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков глава МО ГО «Сыктывкар» - руководитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяинова Н.С., глава МО ГО «Сыктывкар» - руководитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Голдину В.Б., в качестве заинтересованных лиц собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного дома.
Представитель административного истца Строганов Ю.А. на доводах административного истца настаивал.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Боровлев Г.А. с требованиями не согласился.
Заинтересованные лица Ельцова С.И., Борисова И.Т., Ракина А.А. требования поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, в том числе административное дело №..., оценив в соответствии с требованиями статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Матвийчук М.Г. является собственником жилого помещения №... в многоквартирном доме №... по ... в г.Сыктывкаре.
Заключением межведомственной комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., принятым на основании технического отчёта ГБУ РК « РУТИКО» по обследованию здания, учитывая аварийное техническое состояние и угрозу обрушения большинства несущих и ограждающих конструкций здания и объем ремонтных работ по их замене, указанный МКД был признан аварийным и подлежащим сносу.
** ** ** администрацией МО ГО «Сыктывкар» вынесено постановление №... о признании многоквартирного жилого дома №... по ул.... г. Сыктывкара аварийным и подлежащим сносу. Постановлено принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном жилом доме, в срок до 2028 года.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... внесены изменения в пункт 2 указанного выше постановление, срок расселения установлен до ** ** **.
Неразумность срока расселения граждан, указанного в обжалуемом постановлении, явилась поводом обращения Матвийчук М.Г. в суд с настоящим иском.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса РФ).
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности РФ или субъекта РФ, аварийными и подлежащими сносу и реконструкции.
На основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в пункте 22 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
Согласно выводам специалистов, изложенным в заключении по комплексному обследованию технического состояния МКД №... по ул.... г.Сыктывкара, здание находится в аварийном состоянии, его физический износ на дату обследования составляет 70%.
Суждение специалистов о недопустимом состоянии несущих и ограждающих конструкций данного МКД содержится, как в техническом отчете по обследованию здания, так и в заключении МВК №... от ** ** **
Кроме того, согласно выводам, содержащимся в техническом отчете ГБУ РК «РУТИКО», помимо угрозы обрушения здания по причине снижения до недопустимого уровня надежности всех его несущих конструкций, нахождение в нем создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, ввиду нарушения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов (СанПин 2.1.2.2645-10).
Имеющиеся в отчете фотоматериалы подтверждают вышеописанное состояние дома, а также то, что дальнейшее проживание в аварийном доме, создает угрозу для жизни и здоровья собственников и нанимателей, а также членов их семей.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и оценки представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу о том, что многоквартирный дом №... по ул.... г. Сыктывкара, признанный аварийным и подлежащим сносу, представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом.
В результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в разрушенном состоянии, а физический износ составляет 70%, суд приходит к выводу о том, что установленный срок для принятия мер по расселению граждан до ** ** ** не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах, определенный постановлением от ** ** ** №... срок принятия мер к расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома №... по ул.... г. Сыктывкара аварийным и подлежащим сносу – до ** ** **, не может быть признан разумным, а, следовательно, отсутствуют основания для признания законным указанного постановления в части установления срока расселения.
Поскольку в силу приведенных выше норм права определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, как указывалось выше, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, следовательно, установление такого срока в судебном порядке недопустимо, суд приходит к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность по установлению иного срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома №... по ул. ... г.Сыктывкара.
Принимая решение, суд исходит из того, что право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного административным ответчиком срока отселения граждан из спорного многоквартирного дома, представляющего особую опасность для жизни и здоровья граждан.
С учетом изложенного, заявленные Матвийчук М.Г. требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ** ** ** №... «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░ ** ** ** №...» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░ ** ** ** №... «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░ ** ** ** №...» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №... ░░ ░░.... ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ** ** **.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №... ░░ ░░.... ░. ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░