Дело № 2а-2324/2023
УИД 52RS0009-01-2023-002401-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2023 год г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Алымовой Т.В., при помощнике судьи Лукиной Е.В.,
с участием: административных истцов Чахловой К.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чахловой В.А. <дата> Ч.А.А. <дата> Кузьминой О.В., представителя административный истцовЧахловой К.В., Шиловой Н.О., Кузьминой О.В., Шустовой Н.В., Кожуховой М.Ю., Пудаевой Т.В. по доверенностям Беловой Н.Г.; представителя административного ответчика администрации г.о.г.Арзамас Нижегородской области Шмелевой А.В. (по доверенности)
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чахловой К.В. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чахловой В.А. <дата>., Ч.А.А. <дата>., Шиловой Н.О., Кузьминой О.В., Шустовой Н.В., Кожуховой М.Ю., Пудаевой Т.В. к администрации г.о.г. Арзамаса Нижегородской области о признании постановлений незаконными и их отмене,
установил:
Белова Н.Г., представляющая по доверенности интересы административных истцов Чахловой К.В. (доверенность <дата>); Шиловой Н.О., Шустовой Н.В. (доверенность № от <дата>); Кузьминой О.В., Кожуховой М.Ю., Пудаевой Т.В. (доверенность от <дата>) обратилась с административным исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ город Арзамас в лице администрации города Арзамаса Нижегородской области, в котором просит признать постановление от <дата> № О выдаче разрешения на использование земель или части земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности по адресу <адрес>, постановление о внесении изменений в постановление администрации городского округа города Арзамас Нижегородской области от <дата> № подписанные Мэром г.Арзамаса Нижегородской области А.А. Щелоковым незаконными; отменить постановление от <дата> № О выдаче разрешения на использование земель или части земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности по адресу <адрес>, постановление о внесении изменений в постановление администрации городского округа города Арзамас Нижегородской области от <дата> № подписанные Мэром г.Арзамаса Нижегородской области А.А. Щелоковым
В обоснование административного иска указывает, что мэром г. Арзамаса Нижегородской области Щелоковым А.А. подписаны постановление от <дата> № о выдаче разрешения на использование земель или части земельного участка, находящихся в госудасрвтенной или муниципальной собственности, по адресу <адрес>; постановление от <дата> № о внесении изменений в постановление администрации городского округа города Арзамас Нижегородской области от <дата> №. Кузьмина О.В., Шустова Н.В., Кожухова М.Ю., Пудаева Т.В., Чахлова К.В., действующая в интересах несовершеннолетних детей Чахловой В.А., Ч.А.А. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Указанный дом расположен на земельном участке общей площадью 965,13 кв.м. Право пользования которым признано за собственниками жилого дома в границах, установленных решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> по делу №. В настоящее время на рассмотрении Арзамасского городского суда находится дело по иску административных истцов об устранении препятствий в пользовании данным земельным участком. Ранее административные истцы обращались в администрацию г.Арзамаса Нижегородской области с заявлением о выдаче разрешение на благоустройство спорного земельного участка, однако им было отказано. На земельном участке расположены подземный газопровод среднего давления и сеть водопровода и канализации. Проведение инженерных изысканий, в том числе научно-исследовательских работ может привести к повреждению (разрушению) газопровода среднего давления, водопровода и канализации, что угрожает жизни и здоровью не только административных истцов, но и жителям города. Авария на сетях может привести к разрушению дома административных истцов. В доме, расположенном на земельном участке, проживают несовершеннолетние дети. <дата> на спорном земельном участке начали проводиться строительные работы. Постановление от <дата> № о выдаче разрешения на использование земель или части земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по адресу <адрес> получено на руки <дата> в зале судебного заседания по иску об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
В судебное заседание явились: административные истцы Чахлова К.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чахловой В.А. <дата>., Ч.А.А. <дата> Кузьмина О.В., представитель административный истцова Чахловой К.В., Шиловой Н.О., Кузьминой О.В., Шустовой Н.В., Кожуховой М.Ю., Пудаевой Т.В. по доверенностям Белова Н.Г.; представитель административного ответчика администрации г.о.г.Арзамас Нижегородской области Шмелева А.В. (по доверенности).
Иные участвующие лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, причин уважительности неявки не представили.
С учетом мнения присутствующих, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Административные истцы Чахлова К.В., Кузьмина О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали. Кузьмина О.В. дополнила, что из-за проводимых работ к дому не имеется возможности подъехать на транспорте, можно только подойти. Возможно нарушение коммуникаций. Чахлова К.В, дополнила, что на месте проведения работ у нее был огород, сейчас не имеется возможности проехать.
Представитель административный истцов Чахловой К.В., Шиловой Н.О., Кузьминой О.В., Шустовой Н.В., Кожуховой М.Ю., Пудаевой Т.В. по доверенностям Белова Н.Г. заявленные административные исковые требования поддержала, пояснила, что часть земельного участка, где проводятся работы, использовалась для нужд детей, там имеется плодовое дерево. Существует угроза причинения вреда инфраструктуре города. Поддержала обоснование, приведенное в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации г.о.г.Арзамас Нижегородской области Шмелева А.В. (по доверенности) административные исковые требования не признала, пояснила, что спорный земельный участок закреплен за административными истцами только на праве пользования, распоряжается им администрация городского округа город Арзамас. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, оценив, согласно ст., ст.60, 61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с ч.1, 2, 4 ст.3.3 ФЗ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", 1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. 2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального округа в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. 4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что администрацией городского округа города Арзамас Нижегородской области вынесено постановление от <дата> №, в соответствии с которым разрешено Религиозной организации «Нижегородская Епархия РПЦ (Московский Патриархат)» использование части земельного участка с кадастровым № общей площадью 348 кв.м. по адресу <адрес> в целях проведения инженерных изысканий на срок 1 год. Использование участка имеет следующие ограничения: подземный газопровод среднего давления, сеть водопровода и канализации, часть участка находится в охранной зоне водопровода и канализации, часть – в охранной зоне подземного газопровода среднего давления. Религиозной организации «Нижегородская Епархия РПЦ (Московский Патриархат)» надлежит обеспечить сохранность инженерных коммуникаций для их эксплуатации и ремонта; перед производством изыскательных работ рекомендовано согласовать на месте производства работ прохождение коммуникаций с представителем ООО «Арзамасский водоканал» и с собственником. Освоение земель рекомендовано вести в соответствии с постановлением правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей». В случае порчи или уничтожения плодородного слоя почвы Религиозная организация «Нижегородская Епархия РПЦ (Московский Патриархат)» обязана привести участок в состояние, пригодное для использования в соответствие с разрешенным использованием, выполнить работы по рекультивации участка. Приложена схема границ предполагаемого к использованию части земельного участка.
Администрацией городского округа города Арзамас Нижегородской области вынесено постановление № от <дата> внесены изменения в постановление от <дата> №: п.1 дополнен словами «в том числе научно-исследовательских (археологических) работ».
В соответствии с решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> по делу №, признано право пользования за сособственниками жилого <адрес> право пользования на земельный участок площадью 965,13 кв.м. в границах: от правого угла строения лит.А в сторону <адрес> – 9,75 м. ( точка Н); от точки Н по границе с <адрес> 13,1 м ( точка Н1); от точки Н1 по забору 3,25 м (точка Н2); от точки Н2 в сторону <адрес> – 9,65 м (точка Н3); от точки Н3 по забору – 2,3 м (точка Н4); от точки Н4 в сторону <адрес> – 6,29 м ( точка Н5); от точки Н5 по забору – 6,42 м (точка Н6); от точки Н6 до угла сарая Г5 вдоль стен сараев лит. Г5,Г4: от угла сарая лит.Г4 до угла сарая лит.Г -3,83 м, затем по стене сарая лит.Г до угла сарая лит.Г, от угла сарая по стене -1,51 м (точка Н7); от точки Н7 перпендикулярно – 2,3 м (точка Н8) ; от точки Н8 по забору – 8,67 м (точка Н9); от точки Н9 до угла забора – 10,6 м (точка Н 10) ; от точки Н 10 вдоль забора в сторону <адрес> – 20,95 м (точка Н11); от точки Н11 вдоль забора по красной линии – 9,01 м( точка Н12) ; от точки Н12 до угла строения лит.а1 10,26м.
Из приложенных к административному иску документов следует, что административные истцы обращались с заявлением к мэру г.Арзамаса с просьбой дать разрешение на благоустройство территории в границах домовладения по адресу <адрес> (кадастровый №) с целью установить детскую площадку (качели, песочницу, батут, веранду, лавочки и цветочные клумбы). Заявление датировано <дата>.
Из выписки Росреестра (52-54) следует, что собственниками индивидуального жилого дома с кадастровым № по адресу Нижегородская обалсть, <адрес> являются Кожухова М.Ю., Шилова Н.О., Кузьмина О.В., Пудаева Т.В., Шустова Н.В., Ч.А.А.,, Чахлова В.А. Объект расположен в пределах участков №, №.
В соответствии с заключением о возможности использования территории без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута для указанных целей от <дата> (64-65), комитет по архитектуре и градостроительству считает возможным предоставление земельного участка для проведения инженерных изысканий при условии соблюдения ограничений и указаний.
Из письма ООО «Арзамасский водоканал» (72) от <дата> следует, что на земельном участке по адресу <адрес> проходит канализационная сеть, в связи с чем перед производством изыскательных работ надлежит согласовать прохождение коммуникаций с представителем ООО «Арзамасский водоканал» на месте производства работ.На предстваленной топографической схеме в границах земельного участка проходит водопроводная сеть, которая не находится в эксплуатации ООО «Арзамасский водоканал».
Согласно письма ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» от <дата> (74), по земельному участку по адресу <адрес> проложен подземный газопровод среднего давления. Лица, имеющие намерение проводить работы в охранной зоне газораспределительной сети обязаны не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ пригласить представителя эксплуатационной организации на место производства работ для указания трассы газопровода и для осуществления контроля за соблюдением мер по обеспечению сохранности газораспределительной сети.
Из выписок из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми № и № следует, что сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Из решения Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> по делу № следует, что удовлетворении встречных исковых требований Чахловой К.В., действующей в интересах несовершеннолетних детей: Чахловой В.А., <дата> года рождения, Ч.А.А., <дата> года рождения, Шиловой Н.О., Кузьминой О.В., Шустовой Н.В., Пудаевой Т.В., Кожуховой М.Ю. к Муниципальному образованию городской округ г. Арзамас в лице администрации г. Арзамаса о признании права собственности на земельный участок отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от <дата> решение оставлено без изменения, уточнены личные данные законного представителя несовершеннолетних ответчиков Чахловой В.А. и Ч.А.А. с указанием «Чахлова К.В.». Определением первого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> решение АРзамасского городского суда от <дата> и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от <дата> оставлены без изменения.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> по делу № по иску Кузьминой О.В., Пудаевой Т.В., Шустовой Н.В., Шиловой Н.О., Кожуховой М.Ю., Р., Чахловой К.В. было отказано в признании права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1003 кв.м, поскольку на земельном участке, находящемся в пользовании истцов, расположен не только принадлежащий им жилой дом, но и здание Владимирской церкви с утраченной его частью, подлежащей восстановлению.
В соответствии с п.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из анализа вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что бремя доказывания по требованиям истца, лежит на административном ответчике.
Каких-либо достоверных и допустимых доказательств объективно подтверждающих, что оспариваемые постановление от <дата> № О выдаче разрешения на использование земель или части земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности по адресу <адрес>, постановление о внесении изменений в постановление администрации городского округа города Арзамас Нижегородской области от <дата> № подписанные Мэром г.Арзамаса Нижегородской области А.А. Щелоковым нарушают права административных истцов суду не представлено. Напротив, из анализа всех имеющихся в деле материалов следует, что при вынесении оспариваемых постановлений были предприняты все возможные меры к установлению ограничений и дополнительных обязательств для Религиозной организации «Нижегородская Епархия РПЦ (Московский Патриархат)». Приняты меры к обеспечению безопасности при производстве изыскательных и научно-исследовательских (археологических) работ с учетом имеющихся коммуникаций, возложена обязанность по восстановлению плодородного слоя земельного участка. Установлен срок для проведения работ в 1 год.
Доводы административных истцов и их представителя, изложенные в административном исковом заявлении и дополненные в судебном заседании не подтверждаются материалами дела. Административные истцы не обладают правом собственности на земельный участок. Достоверных доказательств того, что часть земельного участка, выделенная для производства работ использовалась в интересах детей или иных личных целях суду не представлено. Напротив, заявление от <дата> в адрес мера г.Арзамаса с целью установить детскую площадку (качели, песочницу, батут, веранду, лавочки и цветочные клумбы), датированное <дата> подтверждает тот факт, что у административных истцов имелись лишь намерения по использованию части земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. <░░░░>., ░.░.░. <░░░░>░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░> № ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░> № ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.09.2023
|
|