Дело №а-4495/2023
22RS0013-01-2023-005159-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 года г.Бийск
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сидоренко Ю.В.,
при секретаре Анохиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Бийска к ведущему судебному приставу-исполнителю Восточного ОСП г.Бийска и Бийского района ГУФССП России по Алтайскому краю Прокопенко Наталье Александровне, ведущему судебному приставу-исполнителю Восточного ОСП г. Бийска и Бийского района ГУФССП России по Алтайскому краю Фуртиной Людмиле Викторовне, Восточному отделению судебных приставов г.Бийска и Бийского района ГУФССП России по Алтайскому краю, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, его отмене, освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Бийска обратилась в суд с настоящим административным иском к ведущему судебному приставу-исполнителю (далее по тексту – СПИ, судебный пристав-исполнитель в соответствующем падеже) Восточного ОСП г. Бийска и Бийского района Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю Прокопенко Н.А., Восточному ОСП г. Бийска и Бийского района Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю, в котором просит признать незаконным и отменить постановление СПИ Прокопенко Н.А. от 08.09.2023, принятое в рамках исполнительного производства № 371535/23/22024-ИП о взыскании с администрации г. Бийска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, освободить администрацию г. Бийска от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В обоснование требований указывает, что вступившим в законную силу решением Бийского городского суда Алтайского края №2-22/2023 от 10.01.2023 по иску прокурора города Бийска в интересах ФИО2, ФИО4, ФИО5 к администрации города Бийска Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, было возложено на Администрацию города Бийска Алтайского края обязанность предоставить: ФИО2 на основании договора социального найма жилое помещение в границах населенного пункта г.Бийска Алтайского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г.Бийска Алтайского края, общей площадью не менее 31,9 кв. м.; Крупину ФИО6 на основании договора социального найма жилое помещение в границах населенного пункта г.Бийска Алтайского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г.Бийска Алтайского края, общей площадью не менее 16,2 кв. м.; ФИО5 и членам ее семьи на основании договора социального найма жилое помещение в границах населенного пункта г.Бийска Алтайского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г.Бийска Алтайского края, общей площадью не менее 33,3 кв. м.
Установлен срок исполнения решения суда два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
21 августа 2023 года на основании данного решения суда ведущим судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №371535/23/22024-ИП, которым установлен срок для добровольного исполнения, не превышающий 5 дней со дня получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
11 сентября 2023 года в адрес администрации г. Бийска поступило постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Администрация г. Бийска не согласна с данным постановлением, считает его незаконным и необоснованным.
Возложение на администрацию г. Бийска обязанности по предоставлению взыскателю жилого помещения на условиях социального найма обусловлено фактом признания аварийным многоквартирного дома по <адрес>, в котором расположено занимаемое им на условиях социального найма жилое помещение.
В муниципальном жилищном фонде жилые помещения, которые могут быть предоставлены взыскателю, отсутствуют.
В связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде подходящих жилых помещений, соответствующее указанным в исполнительном документе критериям жилое помещение подлежит приобретению в муниципальную собственность на торгах. Однако возможность расходования средств бюджета на приобретение жилых помещений, подлежащих предоставлению гражданам, проживающим в доме по <адрес> отсутствует в связи со следующим.
На территории города Бийска расселению за счёт средств бюджета города подлежит 1266 жилых помещений аварийного жилищного фонда общей площадью 38852,1 кв.м. в 129 многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 01.01.2017, в том числе 183 муниципальных жилых помещений общей площадью 5539,7 кв.м. путём предоставления нанимателям иных равнозначных по площади жилых помещений муниципального жилищного фонда; 1083 жилых помещений аварийного жилищного фонда общей площадью 33312,4 кв.м. путём их изъятия для муниципальных нужд с предоставлением собственникам денежного возмещения.
Расселение указанных жилых помещений запланировано в соответствии с муниципальной адресной программой «Сокращение аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Бийск на 2020-2030 годы», утверждённой Постановлением администрации города Бийска от 21.11.2019 №2070.
Дом по <адрес> включен под №35 в перечень 129 домов, подлежащих расселению в соответствии с условиями программы, сформированный в хронологической последовательности, исходя из времени признания домов аварийными.
Исходя из среднерыночной стоимости 1 квадратного метра, утверждённой приказом Минстроя России от 19.06.2023 №422/пр на III квартал 2023 года в размере 86422 руб., финансовая потребность для расселения 129 МКД, общей площадью 38852,1 кв.м. составляет-3 357 676,19 тыс. руб.
Расходы бюджета на реализацию муниципальной адресной программы «Сокращение аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Бийск» на 2020-2030 годы», предусмотренные решением Думы города от 22.12.2022 №43 «О бюджете города на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» утверждены, исходя из имеющихся источников финансирования и являются недостаточными для исполнения соглашений об изъятии жилых помещений.
Основные подходы к формированию местного бюджета определены Бюджетным Кодексом РФ и рекомендациями, указанными в письме Министерства финансов Алтайского края от 01.09.2022 №06-02/П/530.
Формирование бюджета города Бийска на 2023 год проводилось, исходя из безусловного исполнения действующих социально-значимых расходных обязательств, выявления резервов экономии по каждому из направлений использования бюджетных средств, учитывая приоритетность.
Согласно решению Думы города Бийска от 24.08.2023 №152 «О внесении изменений в решение Думы города от 22.12.2022 №43 «О бюджете города на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» общий объём доходов бюджета города утверждён в сумме 5 804 937,3 тыс. руб.
Общий объём расходов утверждён в сумме 6043851,6 тыс. руб. Бюджет города Бийска на 2023 год принят с дефицитом в размере 238 914,3 тыс. руб. Нераспределённый объём доходов бюджета города отсутствует.
Экономии средств бюджета города, распределённых в рамках ведомственной структуры расходов бюджета города на 2023 год, не выявлено.
Таким образом, реализация мероприятий по муниципальной адресной программе «Сокращение аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Бийск на 2020-2030 годы» возможна только за счёт средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которой являются собственные доходы города Бийска.
Общий объём собственных доходов муниципального образования город Бийск на 2023 год согласно решению Думы города Бийска от 22.12.2022 №43 «О бюджете города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» без учёта доходов, имеющих целевое назначение, составляет 1876,8 млн. руб.
При формировании бюджета города на 2023 год на реализацию мероприятий муниципальной адресной программы предусмотрены средства бюджета города в размере 25000,0 тыс. руб., которые по состоянию на текущую дату израсходованы на выплату денежного возмещения по соглашениям об изъятии жилых помещений, заключаемых с гражданами, а также на оплату исполнительных листов по переселению граждан в рамках программы. Фактически на сегодняшний день из бюджета города произведено выплат гражданам в связи с переселением из аварийного жилья на сумму 32813,6 тыс. руб.
При рассмотрении Думой города в марте 2023 года проекта внесения изменений в решение Думы города от 22.12.2022 №43 «О бюджете города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», предусматривающего расходование средств бюджета города на выплату гражданам компенсации за изымаемые жилые помещения на общую сумму 148,2 млн. руб. Думой города Бийска было отказано во внесении изменений в бюджет города в связи с недостаточным объёмом собственных доходов бюджета города и неполным покрытием бюджетным финансированием обязательных вопросов местного значения городского округа.
Помимо муниципальной адресной программы администрацией города реализуется краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы», доля софинансирования за счет средств бюджета города составляет 213 342 тыс. руб., мероприятия краевой программы переселения должны быть завершены до конца 2023 года.
В настоящее время на основании судебных решений по делам, связанным с расселением аварийного жилья за счёт средств бюджета города предъявлено 42 исполнительных листа о взыскании денежного возмещения за подлежащие изъятию жилые помещения на общую сумму 56219,46 руб., а также исполнительных листов о возложении обязанности предоставить на условиях социального найма жилые помещения.
Решением Думы города Бийска от 05.09.2023 №168 «О внесении изменений в решение Думы города от 22.12.2022 №43»О бюджете города на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрено выделение в 2024 году 152 000,0 тыс. руб. на исполнение муниципальной адресной программой «Сокращение аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Бийск на 2020-2030 годы».
В связи с отсутствием финансовой возможности бюджета города расселение домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 01.01.2017 планируется осуществить за счет следующей краевой программы переселения.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2022 №1469 утверждены Правила предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. При утверждении Правительством Алтайского края региональной адресной программы планируется переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2017, в том числе исполнение судебных решений об изъятии жилых помещений в указанных домах планируется осуществить с использованием средств финансовой поддержки, предоставляемой Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Администрация г. Бийска считает постановление о взыскании исполнительского сбора от 08.09.2023 незаконным.
Ссылается, что основанием для взыскания с должника исполнительского сбора в соответствии с требованиями ч.1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является неисполнение требований исполнительного документа без уважительных причин в назначенный для добровольного исполнения срок.
В установленный срок администрация города Бийска лишена возможности исполнить требование исполнительного документа.
При указанных обстоятельствах у ведущего судебного пристава-исполнителя Прокопенко Н.А. не имелось оснований для взыскания с администрации г.Бийска исполнительского сбора.
Судом к участию в дело в качестве административных ответчиков привлечены ведущий судебный пристав-исполнитель Восточного ОСП г. Бийска и Бийского района ГУФССП России по Алтайскому краю Фуртина Л.В., ГУФССП России по Алтайскому краю, в качестве заинтересованных лиц Прокурор г. Бийска, ФИО2, ФИО4, ФИО5, Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска".
В судебном заседании представитель административного истца Платонов С.Е., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования в полном объёме по изложенным в административном иске основаниям.
Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель Прокопенко Н.А. возражала против требований административного истца, ссылалась на их необоснованность.
Остальные участники в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявляли, сведений об уважительности причин неявки не представили, что не препятствует проведению судебного разбирательства в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителя административного истца Платонова С.Е., административного ответчика ведущего судебного пристава-исполнителя Прокопенко Н.А., изучив материалы дела, материалы исполнительного производства № 371535/23/22024-ИП, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, копия оспариваемого постановления получена административным истцом 11.09.2023, а потому административный иск предъявлен 20.09.2023 в установленный законом срок.
Разрешая по существу требования администрации г. Бийска, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из материалов дела и исполнительного производства № 371535/23/22024-ИП установлено, что на основании вступившего в законную силу 17.05.2023 решения Бийского городского суда Алтайского края от 10.01.2023, постановленного по делу № 2-22/2023 по иску прокурора города Бийска в интересах ФИО2, ФИО4, ФИО5 к администрации города Бийска Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, было возложено на Администрацию города Бийска Алтайского края обязанность предоставить ФИО2 на основании договора социального найма жилое помещение в границах населенного пункта г.Бийска Алтайского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г.Бийска Алтайского края, общей площадью не менее 31,9 кв. м.; Крупину ФИО6 на основании договора социального найма жилое помещение в границах населенного пункта г.Бийска Алтайского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г.Бийска Алтайского края, общей площадью не менее 16,2 кв. м.; ФИО5 и членам ее семьи на основании договора социального найма жилое помещение в границах населенного пункта г.Бийска Алтайского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г.Бийска Алтайского края, общей площадью не менее 33,3 кв. м.
Установлен срок исполнения решения суда два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, согласно ч.ч. 1 и 2 ст.6 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех, без исключения, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, исполнение судебного решения, в том числе вынесенного в пользу кредитора в случае нарушения должником гражданско-правового обязательства, по смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; соответственно, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановления от 30.07.2001 № 13-П, от 15.01.2002 № 1-П, от 14.05.2003 № 8-П, от 14.07.2005№ 8-П, от 26.02.2010 № 4-П и от 14.05.2012 № 11-П).
Срок для добровольного исполнения решения суда истёк 17.07.2023.
11 августа 2023 года Бийский городской суд Алтайского края направил в Восточное ОСП г. Бийска и Бийского района Главного Управления Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю исполнительный лист серия ФС № 041432800.
Частью 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении такового.
В соответствии с ч.ч. 11, 12, 17 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
21 августа 2023 года ведущим судебным приставом-исполнителем Прокопенко Н.А. было возбуждено исполнительное производство №371535/23/22024-ИП. Указанным постановлением должнику администрации г. Бийска был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.
25 августа 2023 года постановление получено администрацией города Бийска.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Прокопенко Н.А. от 08.09.2023 с администрации г. Бийска взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей, поскольку решение суда исполнено не было.
На основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя Прокопенко Н.А. от 08.09.2023 администрации г. Бийска установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 18.10.2023 включительно.
Вступившим в законную силу определением Бийского городского суда Алтайского края от 28.09.2023 администрации г. Бийска отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда.
Должник администрация г. Бийска считает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, поскольку решение суда не представляется возможным исполнить не по вине должника, а в связи с отсутствием финансирования.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Как предусмотрено частью 2 той же статьи, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу части 3 данной статьи в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частями 6, 7 названной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункты 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года № 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ). Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом в установленном порядке, размер исполнительского сбора соответствует закону.
В этой связи требования административного истца о признании незаконным и отмене постановления ведущего СПИ Прокопенко Н.А. от 08.09.2023, принятого в рамках исполнительного производства № 371535/23/22024-ИП о взыскании с администрации г. Бийска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей не подлежат удовлетворению.
Разрешая требования администрации г. Бийска, суд исходит из отсутствия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения в установленный для добровольного исполнения срок.
Должнику администрации г. Бийска в дату вступления решения суда в законную силу – 17.05.2023 было известно о необходимости принятия мер для предоставления ФИО2 и членам его семьи на основании договора социального найма жилое помещение в границах населенного пункта г.Бийска Алтайского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г.Бийска Алтайского края, общей площадью не менее 31,9 кв. м.
Срок для добровольного исполнения решения суда истёк 17.07.2023.
При указанных обстоятельствах, отсутствие достаточного финансирования нельзя расценивать как принятие администрацией г. Бийска всех мер для надлежащего исполнения решения суда.
Требования исполнительного документа не исполнены до настоящего времени в полном объеме, чем существенно нарушаются права ФИО2 и членов его семьи, в пользу которых состоялось решение суда.
Изложенное не позволяет прийти к выводу о принятии должником всех возможных мер к исполнению требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, а соответственно и об отсутствии вины в неисполнении таковых, что исключает освобождение от взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенное, оснований для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Однако имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора, поскольку, как следует из материалов дела администрация г. Бийска с момента вступления решения в законную силу стала предпринимать меры, направленные на исполнение решения суда.
03 мая 2023 года заместителю председателя Правительства, министру финансов Алтайского края Ситникову Д.Г. администрацией города Бийска было направлено обращение об оказании финансовой помощи администрации г. Бийска в целях расселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными после 01.01.2017.
18 мая 2023 на данное обращение Министерство финансов Алтайского края сообщило, что на 2023 год в краевом бюджете городу Бийску предусмотрены дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 97,4 млн. руб. и субсидия на софинансирование части расходов местных бюджетов по оплате труда работников муниципальных учреждений в объёме 205,7 млн. руб., в том числе дополнительно-53,3 млн. руб.
Кроме того, распоряжением Правительства Алтайского края от 27.03.2023 №113-р дополнительно принято решение о выделении бюджету города Бийска средств дотации в сумме 52,5 млн. руб., которая может быть направлена на цели переселения граждан. Распоряжениями Правительства Алтайского края от 16.05.2023 №171-р и №172-р дополнительно приняты решения о выделении бюджету г. Бийска средств дотации в сумме 20,0 млн. руб. и 6,1 млн. руб., соответственно.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены правом и обязанностью самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходных обязательств с учётом имеющихся доходных источников.
26 июня 2023 года заместителю председателя Правительства, министру финансов Алтайского края Ситникову Д.Г. администрацией города Бийска было направлено обращение об оказании дополнительной финансовой помощи администрации г. Бийска в целях расселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными после 01.01.2017 в сумме 240 947,28 тыс. руб. На 21.06.2023 сумма предъявленных исполнительных листов со сроком оплаты июль-сентябрь 2023 составляет 17125,16 тыс. руб.
12 июля 2023 на данное обращение Министерство финансов Алтайского края сообщило, что распоряжением Правительства Алтайского края от 10.07.2023 №234-р бюджету города Бийска дополнительно выделена прочая дотация на расселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах по ул. Спекова,д.8,д.8/1/д.8/2 -70,0 млн. руб.
29 августа 2023 года администрация города Бийска направила начальнику МКУ «Управления муниципальным имуществом администрации г. Бийска» Посоховой Е.А. обращение, где указано, что в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде пригодного для предоставления жилья с целью исполнения решений суда, просит в кратчайшие сроки принять меры к приобретению в муниципальную собственность жилых помещений для последующего предоставления их взыскателям в исполнительных производствах.
13 октября 2023 года на данное обращение заместитель начальника управления по имущественным вопросам Коротаева А.С. сообщает заместителю Главы города-начальнику правового управления администрации города Бийска Трофимовой В.А., что Управлением в целях приобретения в муниципальную собственность города Бийска жилых помещений для предоставления нанимателям по договорам социального найма, проживающим в аварийных многоквартирных домах направлены заявки в МКУ «Финансовое управление администрации города Бийска» на дополнительное финансирование.
По информации МКУ «Финансовое управление администрации города Бийска» проект решения Думы города Бийска «О внесении изменений в решение Думы города от 22.12.2022 №43 «О бюджете города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», включающий выделение дополнительных бюджетных ассигнований на выплаты возмещений по изъятию для муниципальных нужд жилых помещений для приобретения жилых помещений на заседании Думы города 21.09.2023 не принят.
Возможность выделения дополнительных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) для приобретения жилых помещений будет рассмотрена в случае появления дополнительных источников финансирования и после обеспечения в полном для приобретения жилых помещений объеме обязательств по оплате труда с учетом начислений (страховых взносов в государственные бюджетные фонды), уплате налогов (сборов), расчетам за коммунальные услуги, предоставленные казенным учреждениям, погашения бюджетных кредитов (в соответствии с графиком погашения).
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч.ч. 6, 7, 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ч. 3 ст. 62 КАС РФ, ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
При указанных обстоятельствах с учетом положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд находит возможным снизить определённый ведущим судебным приставом-исполнителем Прокопенко Н.А. исполнительский сбор до 37 500 рублей - на одну четверть от установленного размера.
Придя к указанному выводу, суд учитывал степень вины должника, статус должника - казенное учреждение, принятые им меры к исполнению решения суда, недопустимость избыточного ограничения имущественных прав и интересов юридического лица, общие правила назначения наказания в виде исполнительского сбора, основанные на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 371535/23/22024-░░ ░░ 37 500 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 07 ░░░░░░ 2023 ░░░░
«░░░░░ ░░░░░»░░░░░░░ ░░░░░ _______________________________░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░07.11.2023 |
░░░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 07 ░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ (░░░░░░░, ░░░░░░░░░,░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░ № 2░-4495/2023░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░22RS0013-01-2023-005159-82 |