№а-6095/2023
УИД 54RS0№-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2023 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес>
в составе:
судьи Миничихина Д.И.
при секретаре 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя 3 в интересах 2 к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии <адрес>, мэрии <адрес> о признании незаконным постановления № от /дата/,
УСТАНОВИЛ:
Представитель 3 в интересах 2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии <адрес>, мэрии <адрес> о признании незаконным постановления № от /дата/.
В обоснование требований истец указал, что 2, является собственником жилого дома, площадью 19,9 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 1000 кв.м. Установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В настоящее время указанный жилой дом, используется по его прямому назначению. В доме проживает Истец и члены его семьи. Для осуществления государственного кадастрового учета в отношении данного земельного участка истец 13.01.2023г. обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии <адрес> с заявлением предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес>, в целях его предоставления в собственность для эксплуатации индивидуального жилого дома, с последующим предоставлением земельного участка в собственность. Постановлением Мэра <адрес> № от /дата/ «Об отказе 2 в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>, в <адрес>» отказано в предварительном согласовании земельного участка. Отказывая в предварительном согласовании. Мэрия <адрес> ссылается на невозможность утверждении схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании земельного участка, поскольку не может быть утверждена, поскольку земельный участок расположен в границах территории, для которой постановлением мэрии <адрес> от 06.09.2021г. № утвержден проект межевания территории квартала 240./дата/ в границах проекта планировки территории восточной части <адрес>. Схема, которая была представлена в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии <адрес> выполнена кадастровым инженером в соответствии с требованиями, которые предъявлены к ее подготовке. При этом в постановлении не указано, в каких границах утвержден проект межевания территории Восточной части <адрес>. К ответу не приложена схема межевания территории и постановлению мэрии <адрес> об утверждении межевания. Так же в постановлении не указано в чем выражается несоответствие предполагаемого к образованию земельного участка. Схема расположения земельного участка выполнена в соответствии с фактическими границами земельного участка по <адрес>. При этом проектируемая граница не пересекает границ смежных земельных участков. Нормативы по площади предоставления земельного участка так же не нарушены (1000 кв.м.) Считает, что фактически представленные документы соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Предусмотренные законом основания для отказа в утверждении схемы расположения участка отсутствовали.
Просит суд:
Признать Постановление Мэрии <адрес> № от /дата/ «Об отказе 2 в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>» не законным.
Обязать Мэрии <адрес> повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обязать Мэрию <адрес> образовать земельный участок с местоположением; <адрес>, в <адрес> в границах с координатами поворотных точек указанных в схеме.
Обязать Мэрию <адрес> в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка, с местоположением: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Обязать Мэрию <адрес> в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 1000 кв.м. с местоположением: <адрес> в собственность 2
В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования.
В судебном заседании представитель административного ответчика возражал против заявленных исковых требований.
В судебное заседание истец, представитель заинтересованного лица не явились, извещались надлежащим образом.
Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ч. 2 ст. 59 КАС РФ в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференцсвязи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.
В силу положений ст. 60 и ст. 61 КАС РФ суд принимает только те допустимые доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Положения ст. 218 КАС РФ, реализуя конституционное право каждого на судебную защиту его прав и свобод, а также права обжалования решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции Российской Федерации), предоставляет гражданину, организации, иным лицам могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При этом гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий- несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел в силу п.п. 8, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Сроки обращения в суд с административным заявлением по данной категории административных дел установлены ст. 219 КАС РФ и соблюдены административным истцом при обращении с указанным административным исковым заявлением.
Судом установлено, что истец является собственником индивидуального жилого дома общей площадью 19,9 кв.м., расположенного по <адрес> в <адрес>.
Право собственности зарегистрировано 23.10.2020г., номер государственной регистрации 54:35:072131:260-54/170/2020-1, кадастровый №.
Земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий истцу, не оформлен в соответствии с законодательством РФ.
13.01.2023г. истец обратился в мэрию <адрес> с заявлением, в котором просил принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1000,00 кв.м., на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>.
22.03.2023г. мэром г. 4 Локоть вынесено Постановление № Об отказе 2 в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>. Постановление обосновано тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена, поскольку земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой постановлением мэрии <адрес> от 06.09.2021г. № утвержден проект межевания территории квартала 240./дата/ в границах проекта планировки восточной части <адрес>.
Согласно проекта межевания территории квартала 240./дата/ в границах планировки территории восточной части <адрес>, утвержденного Постановлением мэрии <адрес> от 06.09.2021г. №, спорный земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки (высотная застройка)(2.6) –многоквартирный многоэтажные дома, автостоянки.
Постановления мэрии <адрес> от /дата/ №, от /дата/ № признаны утратившими силу.
В настоящее время действует постановление мэрии <адрес> от /дата/ № «О проекте межевания территории квартала 240./дата/ в границах проекта планировки территории восточной части <адрес>», границы земельного участка, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, проектом межевания не устанавливались.
Согласно Постановления мэрии <адрес> от 06.06.2023г. № утвержден проект межевания территории квартала 240./дата/ в границах планировки территории восточной части <адрес>, спорный земельный участок находится в границах проекта планировки.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п. 1).
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2).
В соответствии с пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от /дата/ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с частью 3 статьи 3.8 Федерального закона от /дата/ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с /дата/) образование земельного участка, на котором расположен жилой дом, из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка в случае, если отсутствует утвержденный проект межевания территорий, предусматривающий образование такого земельного участка, либо утвержденный проект межевания не предусматривает образование такого земельного участка.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
В силу п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлено без проведения торгов путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ.
В силу п.п.1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Образование земельных участков для целей их последующего предоставления урегулированы ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
В силу ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Пунктом 2 названной статьи установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 указанной статьи).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ и п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков при подготовке схемы расположения земельного или земельных участков на кадастровом плате территории в форме электронного документа утверждены приказом Минэкономразвития России от /дата/ №.
В соответствии с указанными требованиями, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории).
При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Статьей 85 ЗК РФ определено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Постановлением мэрии <адрес> от 06.06.2023г. № утвержден проект межевания территории квартала 240./дата/ в границах проекта планировки восточной части <адрес>.
Как следует из материалов дела расположение образуемого (требуемого истцом) земельного участка находится в границах земельного участка, образование которого предусмотрено в составе утвержденного проекта межевания территории квартала 240./дата/.
Указанное постановление мэрии <адрес> не оспорено, недействующим не признано.
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Наличие у административного истца исключительного права на приобретение земельного участка как собственника расположенного на нем дома, закрепленного в статье 32.20 Земельного кодекса РФ не является безусловным (кассационные определения Верховного Суда РФ от /дата/ №-КА19-76, от /дата/ №-КГ 17-2697), а также установленный подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принцип земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, не влекут обязанности для административного ответчика принять положительное решение по заявлению административного истца. Из содержания указанной прямо следует, что данный принцип земельного законодательства может быть применен, если иное не установлено федеральным законом.
Оспариваемое постановление, вопреки позиции административного истца, не свидетельствует о нарушении его прав, поскольку не затрагивает и не ограничивает само зарегистрированное право собственности на жилой дом, кроме того, оспариваемое постановление соответствует закону, права либо свободы административного истца им не нарушены, оснований для признания его незаконным не имеется.
Право собственности на дом было признано на основании заочного решения от /дата/, то есть на момент легализации объекта в судебном порядке проект межевания территории квартала 240./дата/ в границах проекта планировки Восточной части <адрес> уже был утвержден постановлением мэрии <адрес> от /дата/ №.
Таким образом, истцом не представлено суду доказательств, каким образом удовлетворение заявленных исковых требований приведет к восстановлению нарушенного права истца.
Истец не обращался в соответствии с частью 21 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ с заявлением о внесении изменений в утвержденный проект планировки территории с проектом межевания. Доказательств обратного суду не представлено.
Фактически настоящие исковые требования заявлены в обход установленной процедуры образования земельных участков при наличии утвержденной документации по планировке территории.
Вместе с тем, отказ истцу в формировании земельного участка в указанном порядке не лишает истца возможности обратиться в мэрию <адрес> (в лице иного уполномоченного структурного подразделения – Департамента строительства и архитектуры) за формированием необходимого истцу земельного участка для эксплуатации принадлежащего ему жилого дома в ином порядке – посредством внесения изменений в утвержденный проект межевания территории квартала 240./дата/.– в соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ с соблюдением процедуры публичных слушаний (п. 5 ст. 43 гласит: «Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования»).
Процедура формирования земельных участков в указанном порядке (в том числе на основании обращений заинтересованных физических лиц) урегулирована ст. 43, 46 Градостроительного кодекса РФ, решением Совета депутатов <адрес> от /дата/ N 411 "О Порядке подготовки документации по планировке территории и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов <адрес>".
С учетом наличия у истца иного предусмотренного законом способа реализации своего права на формирование и приобретение в собственность земельного участка для эксплуатации жилого дома и обоснованности отказа в формировании участка в порядке ст. 11.10, 39.14 Земельного кодекса РФ, по результатам рассмотрения дела суд приходит в выводу к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения всех заявленных истцом исковых требований, а поэтому суд отказывает в удовлетворении исковых требований истцу в полном объеме.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание установленные судом фактические обстоятельства дела, оценивая по правилам статьи 84 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии основания для признания незаконным постановления № от /дата/.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 3 ░ ░░░░░░░░░ 2 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░░ /░░░░/ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ /░░░░/.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░░░░░░░░░ ░.░.