№ 2а-1743/2024
24RS0056-01-2023-008289-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 мая 2024 г. г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего Горпинич Н.Н.,
при секретаре Черноусовой К.Д.,
с участием представителя административного истца Завалеского Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гончаровой Натальи Владимировны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Гончарова Н.В. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя требования тем, что является собственником гаража по адресу: <адрес>. С целью оформления права аренды на земельный участок Гончарова Н.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражом. Рассмотрев заявление, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее – департамент) вынес решение от 09.10.2023 № Г-16358 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Причиной отказа послужило то, что земельный участок формируется по контуру объекта недвижимости, расположенного на земной поверхности. В соответствии с выпиской из ЕГРН от 05.10.2020, представленной схемой и заключением кадастрового инженера установлено, что границы земельного участка сформированы с учетом всего сооружения (гаража) включая подземную часть, что противоречит основным принципам земельного законодательства. Между тем, фактическая площадь застройки гаража, представляющая собой совокупность площадей внешних границ наземных и подземных ограждающих конструкций объекта недвижимости, составляет 54 кв.м. Внесение в ЕГРН как наземного, так и подземного контура здания с кадастровым номером № подтверждается снимком с публичной кадастровой карты. Предоставление земельного участка, площадью 54 кв.м., соответствует требованиям законодательства, а отказ департамента нарушает исключительное право административного истца на приобретение земельного участка в аренду, как гражданина, являющегося собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке. В связи с чем административный истец просит признать незаконным решение департамента от 09.10.2023 № Г-16358 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью размещения гаража, площадью 54 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на праве аренды; обязать департамент предварительно согласовать предоставление земельного участка с целью размещения гаража, площадью 54 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на праве аренды.
Административный истец Гончарова Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, обеспечила явку представителя.
В судебном заседании представитель административного истца Завалеский Р.И. исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.
В силу ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
В силу положений ст. 46 Конституции РФ, ст. 218 КАС РФ, граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что Гончарова Н.В. является собственником нежилого здания: гараж с кадастровым номером №, площадью 51,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
25.09.2023 административный истец обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов на праве аренды в целях размещения гаража.
09.10.2023 административным ответчиком истцу направлен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, мотивированный тем, что в соответствии с выпиской из ЕГРН, представленной схемой и заключением кадастрового инженера границы земельного участка сформированы с учетом всего сооружения (гаража), включая подземную часть (подвал), что противоречит основным принципам земельного законодательства. Для устранения выявленных противоречий в части местоположения границ образуемого земельного участка Гончаровой Н.В. рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру, изготовившему схему.
Из выписки из ЕГРН следует, что на образуемом земельном участке расположен объект недвижимости – гараж с кадастровым номером №, площадью 51,5 кв.м., количество этажей 2, в том числе подземных 1.
Разрешая при изложенных обстоятельствах заявленные административным истцом требования, суд исходит из следующего.
На основании п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 1, 2 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд принимает во внимание, что из буквального толкования п. 1 ст. 39.20, пп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ следует, что правом на предоставление земельного участка обладает собственник недвижимого имущества, расположенного на таком земельном участке.
Как усматривается из выписки из ЕГРН, представленной заявителем схемы и заключения кадастрового инженера, границы испрашиваемого в аренду земельного участка сформированы с учетом всего сооружения (гаража), включая подземную часть (подвал).
Между тем, действующим законодательством не предусмотрено предварительное согласование предоставления земельного участка без проведения торгов, расположенного над подземным объектом недвижимости.
Исходя из норм действующего законодательства, земельный участок, занимаемый гаражом, формируется по контуру объекта недвижимости, расположенного на земной поверхности.
Подземная часть гаража расположена под поверхностью земли, не связана прочно с земельным участком над ним, соответственно собственник гаража вправе претендовать только на ту часть земельного участка, на которой располагается надземное строение.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ является законным, принят уполномоченным должностным лицом, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу данной нормы признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства, одновременно с наличием факта нарушения прав и законных интересов гражданина.
Указанная совокупность условий по настоящему делу не установлена, в связи с чем, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09.10.2023 № ░-16358 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28.05.2024
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░