Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2766/2020 ~ М-2626/2020 от 30.07.2020

Копия

Дело № 2а-2766/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    17 сентября 2020 город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Захарова О.С.,     рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Семёнову С.И. о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам и пеней,

                     У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Семёнова С.И. недоимки по транспортному налогу, начисленному за 2016 год, в сумме 1 155 руб. и начисленных на недоимку по налогу пеней в размере 21,79 руб., пеней, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, в сумме 7,81 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 6 931,19 руб. и начисленных на недоимку пеней в сумме 414,69 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 1 524,89 руб. и начисленных на недоимку пеней в сумме 82,18 руб., в общей сумме 10 137,55 руб.

В обоснование иска указано, что Семёнов С.И., будучи до 04.04.2018 индивидуальным предпринимателем, в соответствии со ст.419 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) являлся плательщиком страховых взносов.

Налоговым органом в порядке ст.430 НК РФ Семёнову С.И. с 01.01.2017 начислены следующие страховые взносы:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 6 931,19 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 1 524,89 руб.

В установленный законом срок административным ответчиком страховые взносы уплачены не были, в связи с чем Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в порядке ст.75 НК РФ на сумму недоимки по страховым взносам были начислены пени, Семёнову С.И. выставлено требование № 11604 от 10.05.2018 об уплате недоимки по страховым взносам в общей сумме 8 456,08 руб. и пеней в размере 496,87 руб. в срок до 01.06.2018.

Административный ответчик требования об уплате страховых взносов и пеней в добровольном порядке в установленный в требовании срок не исполнил.

Кроме того, Семёнову С.И., являвшемуся в 2016 году собственником транспортного средства и недвижимого имущества, в соответствии со ст.ст. 357, 358, 361, ст. 401 и п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ, налоговым органом был начислен транспортный налог и налог на имущество физических лиц.

Семёнову С.И. направлены налоговое уведомление № 16863527 от 21.09.2017 о необходимости уплаты налогов за 2016 год не позднее 01.12.2017. Поскольку сумма налогов на основании налогового уведомления в полном объеме оплачена не была, Семёнову С.И. направлено требование № 8246 от 12.02.2018 о необходимости уплаты задолженности по налогам и начисленным на недоимку по налогам пеням в срок до 21.03.2018.

Семёновым С.И. в установленные сроки задолженность по пеням в полном объеме оплачена не была.

Поскольку административный ответчик требования об уплате недоимки по налогам и страховым взносам в добровольном порядке не исполнил, административный истец обратился в суд с данным иском. Одновременно с подачей административного иска ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании недоимки страховым взносам и пеням, в обоснование ходатайства сослался на большую загруженность работников налоговой инспекции по взысканию с физических лиц задолженности по налогам и сборам в соответствии со ст. 48 НК РФ.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Одновременно с подачей иска административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

    В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству административному ответчику разъяснен порядок упрощенного (письменного) судебного разбирательства и предложено представить в суд письменные возражения по существу административного искового заявления.

В установленный срок Семёнов С.И. письменные возражения на административное исковое заявление не представил.

Принимая во внимание, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 291, 292 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрошенного (письменного) производства.

Статьей 57 Конституции РФ, ст. 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно статьям 1 и 3 Налогового кодекса РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.

Согласно ч.1 ст.419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Как следует из материалов дела, Семёнов С.И. до 04.04.2018 являлся индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с положениями ст.430 НК РФ Семёнову С.И. за 2018 год налоговым органом начислены следующие суммы страховых взносов:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 6 931,19 руб.;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 1 524,89 руб. /л.д.13/.

Поскольку в установленный законом срок Семёнов С.И. начисленные страховые взносы в полном объеме не оплатил, Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области в порядке ст.75 НК РФ на сумму недоимки по страховым взносам были начислены пени.

Семёнову С.И. выставлено требование № 11604 от 10.05.2018 об уплате в срок до 01.06.2018 недоимки по страховым взносам в общей сумме 8 456,08 руб. и начисленных пеней в размере 496,87 руб. /л.д.11/.

Сведений об уплате административным ответчиком недоимки по страховым взносам и пеням материалы дела не содержат.

    Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

В силу ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания строения, сооружения, помещения.

По налогу на имущество физических лиц налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 408 НК РФ).

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу пункта 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как следует из материалов административного дела, согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств и имущества физических лиц, Семёнову С.И. на праве собственности в 2016 году принадлежало следующее имущество:

- автомашина <данные изъяты>;

- земельный участок <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>;

- квартира <данные изъяты>, расположенная по адресу: <данные изъяты>;

- гараж <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>.

В соответствии со ст.ст. 357, 358, 361, 394, 401 и п. 4 ст. 85 НК РФ налоговым органом Семёнову С.И. за 2016 год начислены транспортный, земельный налог и налог на имущество физических лиц, направлено налоговое уведомление № 16863527 от 21.09.2017 о необходимости уплаты в срок до 01.12.2017:

- транспортного налога за 2016 год в размере 1 155 руб.;

- земельного налога за 2016 год в размере 21 руб.;

- налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 414 руб. /л.д.8/.

Поскольку сумма налогов на основании налогового уведомления оплачена не была, Семёнову С.И. налоговым органом направлено требование № 8246 от 12.02.2018 о необходимости уплаты в срок до 21.03.2018:

- недоимки по транспортному налогу в размере 1 155 руб. и начисленных пеней в сумме 21,79 руб.;

- недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 414 руб. и начисленных пеней в сумме 7,81 руб.;

- недоимки по земельному налогу в размере 21 руб. и начисленных пеней в сумме 0,39 руб. /л.д.9-10/.

Поскольку административный ответчик требования об уплате задолженности по налогам, страховым взносам и начисленным пеням в добровольном порядке не исполнил, административный истец 31.07.2020 обратился в суд с административным иском.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Аналогичный срок обращения в суд налогового органа с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций установлен в части 2 ст. 286 КАС РФ.

Нормативное установление срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам противоречит конституционным принципам, лежащим в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П).

Судом установлено, что общая сумма недоимки по налогу на имущество и транспортный налог по требованию № 8246 не превышала 3000 руб., следовательно, налоговый орган не вправе был обращаться в суд по истечении установленного в требовании срока. Вместе с тем, срок исполнения требования № 11604 от 10.05.2018 об уплате недоимки по страховым взносам, в сумме превышающей 3000 руб., истек 01.06.2018, следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании данной задолженности с учетом выходных и праздничных дней до 09.01.2019 включительно.

Как следует из материалов дела, административный истец в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Семёнова С.И. задолженности по страховым взносам и пеням к мировому судье не обращался, с настоящим иском обратился в суд 31.07.2020.

Учитывая приведенные выше положения закона, установленный в требовании срок уплаты недоимки, срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и задолженности по страховым взносам административным истцом пропущен.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Доказывание уважительности причин пропуска срока для обращения в суд обязан осуществлять административный истец.

Из буквального толкования порядка взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренного ч.2, ч.3 ст.48 НК РФ следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.

Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с заявленными требованиями, административный истец сослался на большую загруженность работников налоговых органов по взысканию с физических лиц задолженности по налогам и сборам в соответствии со ст. 48 НК РФ. Однако доказательств, объективно исключающих возможность налогового органа обратиться в суд с заявленными требованиями в установленный законом срок, представлено не было.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области является юридическим лицом и должна иметь необходимый штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов и сборов. Ненадлежащая организация работы налогового органа не является уважительной причиной пропуска установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока.

Поскольку в нарушение вышеназванных норм, обращение налогового органа с административным иском последовало по истечении установленного законом срока и оснований для восстановления административному истцу пропущенного срока не имеется, суд отказывает в удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                 ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2766/2020 ~ М-2626/2020

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №1 по ПО
Ответчики
Семенов Сергей Иванович
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Захарова Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
30.07.2020Регистрация административного искового заявления
31.07.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
17.09.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
17.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2020Дело оформлено
21.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее