Дело № 2а-1892/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2020 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего - судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,
при секретаре Зуевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области к Салимову И. Д. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Смоленской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Салимову И. Д. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени, ссылаясь на то, что за административным ответчиком числятся задолженность: по транспортному налогу за 2017-2018 годы в размере 3 800 рублей, пени по транспортному налогу – 158 рублей 03 копейки, которая до настоящего времени не уплачена. Одновременно подано заявление о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, административный иск поддерживает.
Административный ответчик Салимов И.Д. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом по месту регистрации.
В силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В статье 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
Порядок исчисления налогов установлен статьей 52 НК РФ, согласно которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В статье 69 НК РФ указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Судом установлено и следует из материалов дела, Салимов И.Д. является плательщиком налогов.
В связи с этим в адрес административного ответчика направлялись: налоговое уведомление № 1823021 от 29 августа 2018 года об уплате не позднее 3 декабря 2018 года, в том числе транспортного налога за 2017 год в размере 1 900 рублей (л.д.15-19); налоговое уведомление № 8255092 от 20 августа 2019 года об уплате не позднее 2 декабря 2019 года, в том числе транспортного налога за 2018 год в сумме 1 900 рублей (л.д.31-33).
В соответствии с положениями ст. 70 НК РФ административному ответчику направлялись: требование № 2680 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 900 рублей, пени по транспортному налогу – 17 рублей 47 копеек по сроку уплаты до 7 февраля 2019 года (л.д.20-21); требование № 38495 от 15 мая 2019 года об уплате пени по транспортному налогу в сумме 97 рублей 71 копейки по сроку уплаты до 26 июня 2019 года (л.д.22-23); требование № 51624 от 24 июня 2019 года об уплате пени по транспортному налогу в размере 19 рублей 52 копеек по сроку уплаты до 26 сентября 2019 года (л.д.24-25); требование № 74886 от 25 июня 2019 года об уплате пени по транспортному налогу в сумме 00 рублей 48 копеек по сроку уплаты до 27 сентября 2019 года (л.д.26-27); требование № 99486 от 26 июня 2019 года об уплате пени по транспортному налогу в размере 00 рублей 48 копеек по сроку уплаты до 30 сентября 2019 года (л.д.28-30); требование № 10007 от 28 января 2020 года об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 1 900 рублей, пени по транспортному налогу – 22 рублей 37 копеек по сроку уплаты до 4 марта 2020 года (л.д.34-37).
В нарушение вышеназванных правовых норм Салимов И.Д. не произвел уплату недоимки по налогам, пени до настоящего времени, что административным ответчиком не оспаривается.
В пункте 1 статьи 48 НК РФ прямо указано на право налогового органа обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 48 НК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
На основании абзаца третьего пункта 2 статьи 48 НК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из приведенных положений закона следует, что минимальная сумма для обращения налоговых органов в суд определяется исходя из общей суммы недоимок и задолженностей по всем налогам, указанных в налоговых требованиях.
Таким образом, общая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей после требования № 10007 от 28 января 2020 года, срок исполнения которого – до 4 марта 2020 года. Общая сумма задолженности, не взысканная в судебном порядке, по состоянию на 28 января 2020 года составляла 4 053 рубля 77 копеек, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 3 800 рублей.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращения в суд в рассматриваемом случае подлежит исчислению со дня истечения срока исполнения требования № 10007 от 28 января 2020 года, то есть с 4 марта 2020 года и истекает 4 сентября 2020 года.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 16 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области - мирового судьи судебного участка № 14 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 14 сентября 2020 года отказано Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области в выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций с Салимова И.Д. (л.д.38).
В пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Настоящее административное исковое заявление направлено административным истцом в суд посредством почтовой связи 12 октября 2020 года (л.д.41), то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока.
Доказательств уважительности пропуска процессуального срока административным истцом суду не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока не имеется.
Суд считает, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, в том числе на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с административными исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что административные исковые требования заявлены истцом за пределами срока их предъявления и не подлежат удовлетворению, поскольку установление данного обстоятельства является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании обязательных платежей и санкций.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░