Дело №а-200/2024
УИД 41RS0№-32
РЕШЕНИЕ
Ифио1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> края
Мильковский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Кареповой Ю.Ю.,
при секретаре фио2,
с участием представителя административного истца помощника прокурора <адрес> фио3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мильковского муниципального округа о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мильковского муниципального округа о признании незаконным бездействия по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозного объекта недвижимого имущества, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что пешеходный мост, расположенный по <адрес> через ручей «Амшарик» в <адрес>, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нарушает их право на личную безопасность.
Указал, что спорный пешеходный мост в реестре муниципального имущества не значится, сведения о собственнике указанного имущества отсутствуют.
Ссылаясь на то, что пешеходный мост является бесхозяйным, его техническое состояние может причинить вред неопределенному кругу лиц, в связи с чем орган местного самоуправления на территории которого находится данный объект обязан поставить его на учет в государственный регистрирующий орган как бесхозяйное имущество, и.о. прокурора <адрес> просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации Мильковского муниципального округа, выразившееся в непринятии мер в не проведении установленных законом процедур для принятия объекта бесхозяйного пешеходного моста через ручей «Амшарик» в <адрес> в муниципальную собственность;
- обязать администрацию Мильковского муниципального округа в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для принятия на учет бесхозяйного пешеходного моста через ручей «Амшарик» в <адрес> с целью его последующего признания муниципальной собственностью в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца требования по изложенным в иске основаниям поддержал в полном объеме.
Административный ответчик администрация Мильковского муниципального округа о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал, в представленных до судебного заседания письменных возражениях указал, что против иска не возражает, просил увеличить срок исполнения решения суда до трех месяцев,
Заинтересованные лица КГКУ «Камчатуправдор», Управление Росреестра по <адрес> в судебное заседание не прибыли, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом изложенного, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку о времени и месте рассмотрения дела они извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, положениями ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (п. 5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п. 11).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Закона N 257-ФЗ).
К искусственным дорожным сооружениям относятся сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения) (п. 3 ст. 3 Закона N 257-ФЗ).
Исходя из данных правовых норм, органы местного самоуправления обязаны содержать автомобильные дороги, а также включающие в себя искусственные дорожные сооружения (мосты), местного значения в состоянии, отвечающем требования безопасности.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 11 Главы III Устава администрации Мильковского муниципального округа <адрес>, предметом деятельности учреждения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Судом установлено, что на территории <адрес> имеется пешеходный мост, расположенный по <адрес> через ручей «Амшарик».
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка участка автомобильной дороги по <адрес> до <адрес>, в ходе которой установлено, что пешеходный мост, расположенный по <адрес> через ручей «Амшарик» в <адрес>, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, не отвечает требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья граждан (л.д.55-56).
В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Мильковского сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое было рассмотрено, вследствие чего сообщено, что в ходе рассмотрения представления факт ненадлежащего состояния пешеходного моста на <адрес> при осмотре подтвержден. Мероприятия по ремонту моста запланированы на период проведения ремонтных работ дорожного полотна и тротуара ГУП «Камчатавтодор» в 2024 году. Составлена предварительная смета на проведение работ (л.д.10-17).
В силу <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О преобразовании поселений, входящих в состав Мильковского муниципального района, и создании вновь образованного муниципального образования» деятельность администрации Мильковского сельского поселения прекращена, универсальным правопреемников является администрация Мильковского муниципального округа.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Мильковского муниципального округа направлено требование о предоставлении сведений о собственнике пешеходного моста через р. «Амшарик», о причинах не устранения выявленных нарушений, о мерах принимаемых органом местного самоуправления по ремонту моста (л.д.18).
В ответ на вышеуказанное требование сообщено, что пешеходный мост через р. «Амшарик» в реестре муниципального имущества Мильковского муниципального округа отсутствует; в связи с дефицитом бюджетных средств выполнить ремонтные работы в 2024 году не представляется возможным; для предотвращения несчастных случаев и в целях безопасности администрация Мильковского муниципального округа выполнит консервацию (закрытие) моста (л.д. 19).
Согласно сообщению Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в реестре имущества, находящегося в государственной собственности <адрес> отсутствуют сведения об объекте: пешеходный мост через ручей Амшарик <адрес> (л.д. 27).
Оценив представленные в материалах дела доказательства, установив, что спорный объект является искусственным дорожным сооружением автомобильной дороги, расположенной в границах Мильковского муниципального округа, на кадастровом учете не стоит, зарегистрированных прав в отношении него не имеется, мер по надлежащей эксплуатации в отношении него не принимается, при этом администрация Мильковского муниципального округа является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, на территории которого оно находится, в целях предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц при организации безопасных условий дорожной деятельности, учитывая, что отсутствие государственной регистрации права собственности на указанный мост создает препятствия в осуществлении государственного контроля за его техническим состоянием, а также применении мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дороги установленным правилам и стандартам, суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны администрации Мильковского муниципального округа по непринятию мер к постановке на учет спорного моста в качестве бесхозного объекта недвижимого имущества, в связи с чем заявленный административный иск подлежит удовлетворению.
В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Принимая во внимание требования разумности, сохранения баланса прав, обязанностей и законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым установить ответчику срок для выполнения возлагаемой на него обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, что является достаточным для исполнения возложенной обязанности.
Вопреки доводам административного ответчика в части увеличения срока исполнения, доказательств необходимости установления более длительного срока для исполнения требований прокурора суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░» ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░» ░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░