УИД 38RS0022-01-2023-001764-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2023 г. г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Мартиросян К.А.,
при секретаре судебного заседания Мозговой Н.С.,
с участием помощника Тайшетского межрайонного прокурора Герасимовой М.В.,
административного ответчика Петрова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи административное дело № 2а-1662/2023 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» к Петрову С. В. об установлении административного надзора,
установил:
ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора, указав в его обоснование, что Петров С.В. приговором Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ признан виновным по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ, назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Постановлением Тайшетского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ переведен в колонию-поселение. Срок наказания истекает ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве оснований подачи административного искового заявления указано, что приговором Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, обстоятельством, отягчающим наказание Петрова С.В. установлен опасный рецидив преступлений. Административный истец просит суд установить в отношении Петрова С.В. административный надзор сроком на 8 лет до погашения судимости, одновременно установить следующие административные ограничения: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток с 22:00 до 06:00 час. по местному времени, обязательная явка до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрет пребывания в определенных местах развлекательных заведениях, барах, ресторанах, клубах и др.; запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков (совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения).
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, судом явка не была признана обязательной. На основании изложенного, дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
Административный ответчик в судебном заседании административный иск признал, просил в связи с отсутствием в населенном пункте его проживания работы, назначить минимальное количество явок для отметки в ОВД, также указал на неточности в представленной исправительным учреждением на него характеристики, а именно: на отсутствие у него «гражданской супруги». Пояснил, что высшее образование не смог получить в исправительном учреждении в связи с отсутствием финансовых средств, поскольку за работу в колонии он получал заработную плату в размере 1500 руб.
Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с ч. 2 ст. 173.1 УИК Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Обадминистративном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 указанного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления при опасном рецидиве лицом, осужденным к лишению свободы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 5 Закона № 64-ФЗ определено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в ст. 4 Закона № 64-ФЗ.
Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ Петров С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ, назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима. В качестве обстоятельств, отягчающих наказание Петрова С.В. судом установлен опасный рецидив преступления, а также состояние алкогольного опьянения. Преступление совершено в ночное время суток в состоянии алкогольного опьянения.
Определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ оставлен без изменения.
Согласно ч. 5 ст. 15 УК РФ Петрову С.В. осужден за совершение особо тяжкого преступления.
По правилам п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении совершеннолетних лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления по истечении 10 лет после отбытия наказания.
В силу п. 1 ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Таким образом, срок погашения судимости Петрова С.В. за совершение особо тяжкого преступления по указанному приговору составляет 10 лет.
Постановлением Тайшетского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ Петров С.В. переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение.
Из характеристики на административного ответчика, выданной начальником отряда следует, что осужденный Петров С.В. характеризуется удовлетворительно, целесообразно установить административный надзор в связи с тем, что по приговору суда установлено отягчающее обстоятельство – признан опасный рецидив преступления. За период отбывания наказания поощрений не имеет. Трудоустроен, к труду относится удовлетворительно. Посещает социально-правовые занятия и мероприятия воспитательного характера, не делает для себя должные выводы. Обучался в профессиональном училище ИУ по программе профессиональной подготовки по специальности «дорожный рабочий», «уборщик, производственных помещений», «навальщик-свальщик», «машинист (кочегар) котельной». Поддерживает отношения с осужденными нейтральной направленности. В общении с администрацией вежлив и тактичен. На профилактическом учете у оперативно-режимных служб не состоит.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях, осужденный Петров С.В. поощрений не имеет, за период отбывания наказания совершил 3 нарушения установленного порядка отбывания наказания, за которые применены меры взысканий в виде выговора и водворения в ШИЗО.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (п. 1 ст. 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст. 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами
(ст. 86 УК РФ). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение прав и свобод Петрова С.В. предусмотрено Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных в законе целей.
Юридически значимым обстоятельством для установления административного надзора в данном случае является наличие непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления при опасном рецидиве, совершенное преступление относится к категории особо тяжких.
Принимая во внимание личность осужденного, характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, наличие по приговору обстоятельства, отягчающего наказания – опасный рецидив преступлений, срок погашения судимости за совершение преступления, его поведение в период отбывания наказания, в целях предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, суд считает целесообразным установить в отношении Петрова С.В. административный надзор на срок до погашения судимости 10лет.
Суд, принимая решение об установлении административного надзора, исходит из положений ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ, которая содержит перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица, в том числе: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона), запрещение выезда за установленные судом пределы территории (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона), обязательной явкой от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона).
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п. 1 ч.2 ст. 4 Закона об административном надзоре); запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре); запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре).
Суд при установлении административного надзора одновременно устанавливает и административные ограничения, характер которых следует определить с учетом конкретных обстоятельств дела.
С учетом данных о личности Петрова С.В., обстоятельств совершения преступления – в состоянии алкогольного опьянения, в ночное время суток, общественную опасность совершенного им преступления, поведение в период отбывания наказания, характеристику исправительного учреждения на административного ответчика, отсутствие регистрации по месту жительства, с целью обеспечения индивидуального профилактического воздействия на административного ответчика, суд считает необходимым установить в отношении административного ответчика административные ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22:00 до 06:00 час., запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для установления в отношении Петрова С.В.иных видов административных ограничений, в том числе заявленных административным истцом, которые способствовали бы достижению цели установления административного надзора. Установление заявленного административным истцом административного ограничения в виде запрета употребления спиртных напитков является неисполнимым и некорректным. Требование об установлении в отношении административного ответчика запрета пребывания в развлекательных заведениях, барах, ресторанах, клубах и др. также административным истцом не обосновано, исходя из установленных обстоятельств дела для установления указанного ограничения, суд оснований не находит.
Установленные в отношении административного ответчика ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона об административном надзоре поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений. Установленный судом вид ограничения не допускает несоразмерного ограничений права поднадзорного лица на труд.
В то же время, если установленное судом ограничение действительно будет затруднять осуществление поднадзорным лицом трудовой деятельности, то он вправе в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона об административном надзоре № 64-ФЗ обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░-24 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 10 ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ 22:00 ░░
06:00 ░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.10.2023.