РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 февраля 2024 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,
при секретаре Ахметзяновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-949/2024 по административному исковому заявлению ООО «ГНК-Инвест» к судебному приставу-исполнителю ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО, врио заместителя начальника ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО, начальнику ОСП Октябрьского района г. Самары УФССП России по Самарской области ФИО, ГУФССП России по Самарской области, с участием заинтересованного лица ФИО о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ГНК-Инвест» обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением к начальнику ОСП Октябрьского района г. Самары УФССП России по Самарской области ФИО, ГУФССП России по Самарской области, с участием заинтересованного лица ФИО В обоснование заявленных требований указало, что дата в ОСП Октябрьского района г. Самара по ст. 46 ч. 1 п. 3 было окончено исполнительное производство №... от дата в отношении должника ФИО В связи с тем, что в установленные законом сроки судебный пристав-исполнитель не направил административному истцу постановление об окончании исполнительного производства и исполнительный документ ФС №..., через ЕНГУ дата было направлено заявление №... о возврате исполнительного документа, на которое был получен ответ о приобщении к материалам ИП. Документов, подтверждающих отправку исполнительного документа в адрес взыскателя не представлено. В связи с тем, что исполнительный документ так и не поступил, дата административный истец был вынужден обратиться к начальнику ОСП Октябрьского района г. Самары с жалобой. Согласно отчёту об отслеживании почтовых отправлений, дата жалоба была получена адресатом (***), ответа не последовало. По состоянию на дата исполнительный документ не поступал. Таким образом, нарушаются права административного истца, как взыскателя на полное и своевременное исполнение судебного акта.
На основании изложенного, ООО «ГНК-Инвест» просит суд:
- признать незаконным бездействие начальника ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО, выразившееся в отсутствии контроля за направлением взыскателю исполнительного документа после окончания исполнительного производства;
- обязать начальника ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО проконтролировать направление постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа ФС №..., по исполнительному производству №... в адрес взыскателя ООО «ГНК-Инвест»;
- в случае, если исполнительный документ был утерян судебным приставом-исполнителем, обязать начальника ОСП Октябрьского-района г. Самары ФИО направить в адрес взыскателя справку об утере исполнительного документа.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены врио заместителя начальника ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО, судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведенных норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, в административном исковом заявлении просит о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Административные ответчики, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, представили в суд материалы исполнительного производства.
Согласно положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведенных норм действия административных ответчиков при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, административный истец оспаривает бездействие начальника ОСП Октябрьского района г. Самары, выраженное в отсутствии контроля за направлением взыскателю исполнительного документа после окончания исполнительного производства, такое бездействие по характеру заявленных требований носит длящийся характер, в связи с чем суд полагает, что срок на обращение в суд с иском не пропущен, а правило об ограничении срока на подачу административного иска в суд не может быть применено.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Положениями статей 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» гражданину, организации, иным лицам предоставлено право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47, п. 1 ч. 6 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, а исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.
Как установлено судом и следует из материалов исполнительного производства, на основании исполнительного листа №... от дата, выданного Кинель-Черкасским районным судом Самарской области по гражданскому делу №... о взыскании с ФИО в пользу ООО «ГНК-Инвест» денежных средств в размере 407 628,61 руб. постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО от дата возбуждено исполнительное производство №... в отношении ФИО
В связи с тем, что не представилось возможным установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, то есть по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона 229-ФЗ, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО от дата, утвержденным врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО исполнительное производство №... в отношении ФИО окончено.
В соответствии со ст.47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Об окончании исполнительного производства выносится постановление и копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.
Как следует из административного иска, поводом для обращения в суд послужил факт неполучения взыскателем постановления об окончании исполнительного производства и не возвращение подлинника исполнительного документа.
Стороной административного ответчика в подтверждение обстоятельств направления в адрес взыскателя ООО «ГНК-Инвест» копии постановления об окончании исполнительного производства и подлинника исполнительного документа в материалы дела доказательств, а именно почтового реестра, сведений о штриховом постовом идентификаторе (ШПИ), описи вложений не представлено.
Согласно ответу, представленному ОСП Октябрьского района г. Самары УФССП России по Самарской области от дата, оригинал исполнительного документа подготовлен к отправке взыскателю.
Таким образом, доказательств направления в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства от дата, а также возвращения оригинала исполнительного документа - исполнительного листа №... от дата, выданного Кинель-Черкасским районным судом Самарской области по гражданскому делу №... о взыскании с ФИО в пользу ООО «ГНК-Инвест» денежных средств в размере 407 628,61 руб., административным ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что судебный пристав - исполнитель в нарушение требований ст.ст.46,47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не выполнил возложенную на него обязанность по направлению взыскателю копии постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа (судебного приказа) в установленный законом срок.
Тем самым, административный ответчик своим бездействием нарушает право административного истца как взыскателя на повторное предъявление исполнительного документа к исполнению и право на своевременное и полное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, предусмотренные ст. 2 и ч. 4 ст. 46 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Вместе с тем, требования о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ООО «ГНК-Инвест» суду не заявлены, соответствующие требования заявлены к начальнику ОСП Октябрьского района г. Самары.
Полномочия старшего судебного пристава перечислены в статье 10 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», где указано, что старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов).
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия.
Таким образом, врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО, исполнявшая обязанности начальника ОСП Октябрьского района г. Самары по состоянию на дату окончания исполнительного производства - дата, не обеспечила принятие надлежащих и достаточных мер по контролю за деятельностью судебных приставов-исполнителей, тем самым, старший судебный пристав ФИО допустил бездействие, нарушающее права и охраняемые законом интересы взыскателя, поскольку судебный пристав-исполнитель не использовал полномочия, предоставленные ему законом, старший судебный пристав не проконтролировал, чтобы судебный пристав-исполнитель в установленный законом срок направил взыскателю исполнительный документ с копией постановления от дата об окончании исполнительного производства №... в установленный законом срок, в связи с чем, требования об оспаривании бездействия старшего судебного пристава в неосуществлении контроля за деятельностью судебных приставов-исполнителей подлежат удовлетворению.
Поскольку стороной административного ответчика в материалы дела представлены сведения о том, что оригинал исполнительного документа подготовлен к отправке взыскателю, однако доказательств, подтверждающих направление в адрес взыскателя – административного истца оригинала исполнительного документа с копией постановления об окончании исполнительного производства от дата. в материалы дела не представлено, суд полагает требования административного истца о возложении на врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары ФИО, исполняющую обязанности начальника ОСП Октябрьского района г. Самары на день вынесения настоящего решения, обязанности проконтролировать направление постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа №... от дата, выданного Кинель-Черкасским районным судом Самарской области по гражданскому делу №... о взыскании с ФИО в пользу ООО «ГНК-Инвест» денежных средств в размере 407 628,61 руб., подлежащими удовлетворению.
Поскольку сведений об утрате исполнительного документа материалы дела не содержат, требования административного истца об обязании врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары направить в адрес административного истца справку об утрате исполнительного документа, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №...-░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №... ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №... ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 407 628,61 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №... ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №... ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 407 628,61 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 04 ░░░░░ 2024 ░░░░.